Углубимся немного в историю явления. В учреждениях образования Республики Беларусь СМК начали внедрять достаточно давно. Причем это процесс изначально касался только вузов и колледжей и официально до сих пор не ориентирован на учреждения общего среднего образования.
Идея внедрения СМК в вузах и колледжах вначале приветствовалась руководителями этих учреждений, т. к. предполагалось, что с помощью СМК будет поддерживаться в актуальном состоянии механизм управления процессами, направленными на повышение качества образовательных услуг, и что процедура государственной аккредитации учреждений, в которых создана СМК, будет проводиться по упрощенной схеме.
Однако все оказалось не так радужно. Сертификация СМК и аккредитация не являются взаимозаменяемыми процедурами, проводятся на разной методологической основе, объем и перечень изучаемых вопросов, практически не дублируется.
Теоретически СМК могла поспособствовать более успешному прохождению государственной аккредитации. Вместе с тем на практике во всех учреждениях высшего и среднего специального образования, где созданы СМК, Департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь (далее — Департамент) в разное время выявлялись нарушения законодательства об образовании, а в ряде случаев (даже при положительных аудитах СМК) не аккредитовались отдельные специальности и даже сами учреждения. Проведенный Департаментом анализ результатов внедрения СМК также выявил сильные и слабые ее стороны.
К сильным сторонам СМК можно отнести следующие:
- способствует выполнению требований государственных НПА, требований локальных нормативных актов, улучшает качество локальных документов;
- помогает совершенствовать процесс прохождения управленческой информации от руководителя к исполнителю;
- способствует управлению деятельностью учреждения образования как единой системой, существенно повышает ответственность каждого сотрудника и руководителей структурных подразделений.
Проблемные стороны СМК:
- ведет к неоправданному увеличению документооборота в учреждении образования и отвлекает сотрудников от основной деятельности;
- требования, предъявляемые к СМК, изначально разработанные для производства, не адаптированы или лишь частично адаптированы к учреждениям образования, присутствует формальный подход при разработке, внедрении и поддержании в рабочем состоянии СМК;
- влияние СМК на качество подготовки специалистов (основная задача учреждений образования) оказалось несущественным;
- значительно увеличивается расход денежных средств на проведение сертификационного и инспекционного аудитов, проводимых сторонними организациями, без видимых положительных изменений в деятельности учреждений образования (к примеру, в одном из колледжей вся выручка за собранный урожай была отдана на проведение сертификационного аудита);
- введение СМК не имеет никаких юридических последствий.
Поэтому интерес к СМК со стороны руководителей вузов и колледжей начал угасать.
Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 30 сентября 2014 г. № 747 «О системах менеджмента качества в учреждениях среднего специального образования» обязательность СМК в колледжах была отменена, а решение о проектировании, внедрении или продолжении функционирования в учреждении образования СМК принимается сейчас с учетом их эффективности в повышении качества образования.
Такое решение, на наш взгляд, является верным, т. к. ни в одной стране наличие СМК в учреждении образования не является обязательным.
Вводить или не вводить СМК — вопрос, находящийся в ведении самого учреждения образования. Полагаю, что для руководителей, заинтересованных во внедрении СМК, полезными будут высказывания тех педагогических работников, которые уже имеют опыт работы с этой системой. Принимая решение о внедрении СМК, следует определить, для чего она нужна в учреждении образования; просчитать «экономику» СМК (приобретения от СМК должны соответствовать затратам на нее). Желательно также ввести в СМК электронный документооборот.
Внедрение СМК в идеале должно:
- оптимизировать состав документов СМК (уменьшить количество папок в номенклатуре дел, отчетов, бумаг, исключить дублирование информации при документообороте);
- синхронизировать документы СМК с документами, регламентирующими работу учителей (учебная, методическая, научная, воспитательная деятельность);
- сократить количество показателей СМК по учреждению образования;
- уменьшить количество иностранных слов в терминологии, используемой в документах.
И, конечно же, внедрять СМК необходимо последовательно, а не в авральном режиме.
по теме