Конфликт интересов: типичные ситуации в сфере образования

Конфликт интересов: типичные ситуации в сфере образования

Управление конфликтами интересов и своевременное их выявление являются одним из ключевых инструментов предупреждения коррупции и важным элементом предотвращения коррупционных правонарушений.

О признаках, мерах по предотвращению конфликта интересов и обязанности руководителя в случае его обнаружения узнаем из материала.

Фесько Никита

юрисконсульт ООО «СертификатСоюз», опыт работы в органах прокуратуры в сфере борьбы с коррупцией и организованной преступностью

957 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что такое конфликт интересов

Основной задачей деятельности государственных органов, иных организаций по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния личной заинтересованности работников на реализуемые ими служебные (трудовые) функции и принимаемые решения.

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон) конфликт интересов — это ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свой­ственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Признаки конфликта интересов

При отнесении ситуации к ситуации конфликта интересов следует установить каждый признак, указанный в законодательном определении конфликта интересов, а именно:

  • признаки государственного должностного лица (далее — ГДЛ);
  • наличие личного интереса ГДЛ, его супруга (супруги), близких родственников или свой­ственников (перечень субъектов является исчерпывающим);
  • наличие у ГДЛ конкретных обязанностей по службе, на которые может повлиять личный интерес (принятие решения или участие в принятии решения либо совершение других действий по работе);
  • факт влияния личного интереса на надлежащее исполнение служебных (трудовых) обязанностей или наличие реальной возможности такого влияния.

Это важно
Конфликт интересов может возникать при исполнении практически любых функций управления и регулирования.

В соответствии со ст. 16 Закона ГДЛ и лица, претендующие на занятие должности ГДЛ, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению не только ограничений, установленных ст. 17‒20 Закона, но и порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст. 21 Закона, а также ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Меры по предотвращению конфликта интересов

Статья 21 Закона закрепила перечень мер, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, которые может принять руководитель государственного органа, иной организации.

Приведенный перечень мер, которые могут быть приняты руководителем государственного органа, иной организации, не является исчерпывающим в связи с разнообразием ситуаций, возникающих в деятельности ГДЛ. Выбор той или иной меры всегда зависит от специфики конфликта интересов, наличия возможностей по его разрешению.

Стоит напомнить, что руководитель государственного органа, иной организации несет ответственность за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, когда ему стало известно о его возникновении или возможности возникновения, либо за ненадлежащее принятие мер по урегулированию конфликта интересов, в т. ч. за нарушение прав ГДЛ необоснованным применением или применением неадекватных мер по урегулированию конфликта интересов (возможности его возникновения).

Возникновение конфликта интересов в образовании

В сфере образования наиболее высок риск возникновения конфликта интересов в ситуациях, связанных с принятием кадровых решений.

Конфликт интересов возникает, если ГДЛ обладает полномочиями по подготовке или принятию кадровых решений в отношении своих супруга (супруги), близких родственников или свой­ственников.

К типичным ситуациям, когда возможен конфликт интересов в сфере образования, следует отнести ситуации, когда ГДЛ:

  • участвует в принятии решения о приеме на работу нового сотрудника, при этом одним из возможных кандидатов является супруг (супруга), близкий родственник или свой­ственник ГДЛ;
  • принимает решения или участвует в принятии решений относительно размера премиальных выплат в отношении супруга (супруги), близких родственников или свой­ственников, работающих в государственном органе (организации) или подведомственном данному органу учреждении;
  • участвует в оценке исполнения должностных обязанностей супругом (супругой), близкими родственниками или свой­ственниками, работающими в государственном органе (организации);
  • участвует в принятии решения о повышении или понижении в должности супруга (супруги), близких родственников или свой­ственников, работающих в государственном органе (организации);
  • участвует в принятии решения о назначении проверки или применении взыскания в отношении супруга (супруги), близких родственников или свой­ственников, работающих в государственном органе (организации).

Это важно
В случае возникновения указанных ситуаций руководитель государственного органа, иной организации обязан уведомить в письменной форме о возникновении у него конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, вышестоящий государственный орган.

957 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок