С 6 сентября 2022 г. вступило в силу постановление Министерства образования Республики Беларусь от 23.08.2022 № 281 «О комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника», которым утверждено Положение о комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника (далее — Положение № 281).
Цель создания комиссии — урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника.
Давайте разберемся, возможно ли достигнуть цели.
Что такое конфликт интересов педагогического работника
Конфликт интересов педагогического работника — это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им педагогической деятельности возникает заинтересованность в получении имущества или иной выгоды и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся (подп. 1.12 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании).
Какой категории работников касается конфликт интересов
Как следует из самого термина, конфликт интересов касается педагогических работников.
Согласно п. 1 ст. 50 Кодекса об образовании педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, оказывают коррекционно-педагогическую помощь, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его обособленных подразделений, структурных подразделений).
Этой же нормой закреплено, что педагогическая деятельность осуществляется физическими лицами на основании трудового договора, контракта о прохождении военной службы (службы) или гражданско-правового договора и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность.
Таким образом, под педагогическими работниками законодательство понимает не только работников в значении ст. 1 ТК (т. е. работающих по трудовому договору (контракту)), но и лиц, работающих по гражданско-правовому договору на осуществление педагогической деятельности (п. 4 Положения № 281).
В чем заключается конфликт интересов педагогического работника
Согласно п. 3 ст. 53 Кодекса об образовании педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в т. ч. помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), обучающимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Директору на заметку
Законодательство не запрещает педагогическим работникам участвовать в платной деятельности учреждения образования, но вводит указанные выше ограничения.
Положения п. 3 ст. 53 Кодекса об образовании, по сути, дублируются в п. 69 Государственного школьного стандарта (утв. постановлением коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2022 № 4.11).
По сравнению с определением конфликта интересов педагогического работника в подп. 1.12 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании п. 3 ст. 53 указывает фактически один случай конфликта интересов — оказание платных консультативных услуг (обучающимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника).
В п. 27 Положения № 281 приводятся примеры конфликта интересов педагогического работника (ситуации, которые могут привести к возникновению такого конфликта). Это ситуации, когда педагогический работник:
- занимается обучением одних и тех же обучающихся по учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам при осуществлении педагогической деятельности и при оказании платных консультативных услуг по этим же учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам;
- осуществляет репетиторство обучающихся класса, в котором он осуществляет педагогическую деятельность;
- является членом жюри конкурса, олимпиады, иного образовательного мероприятия, в котором участвуют обучающиеся класса, в котором он осуществляет педагогическую деятельность;
- получает подарки и услуги от участников образовательных отношений;
- привлекает денежные средства для обеспечения деятельности учреждения образования.
- Полагаем, к таким ситуациям можно отнести и ситуации, когда педагогический работник:
- занимается репетиторством во время основного занятия, внеклассного мероприятия;
- участвует в формировании списка группы, класса (особенно первоклассников);
- участвует в распределении бонусов для обучающихся;
- использует в личных целях возможности родителей обучающихся.
Конкретные условия возникновения у педагогических работников конфликта интересов и порядок его урегулирования целесообразно установить (описать) в локальных правовых актах учреждения образования с учетом его специфики (специфики работы педагогических работников в данной образовательной организации).
Что необходимо сделать в связи с введением института «конфликт интересов педагогического работника»
Шаг 1. Внесите изменения в локальные правовые акты в части регламентации и предотвращения конфликта интересов педагогического работника
В связи со вступлением с 1 сентября 2022 г. в силу новой редакции Кодекса об образовании в должностной инструкции следует обновить отдельные права и обязанности педагогических работников с учетом п. 3 ст. 53 Кодекса об образовании, согласно которому педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в т. ч. помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), обучающимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Однако полагаем, что этого недостаточно и имеет смысл указать на недопустимость создания конфликта интересов педагогического работника в целом, а также закрепить обязанность (именно обязанность, а не право) педагогического работника обращаться в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения такого конфликта.
Шаг 2. Создайте комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника
Вопрос о наличии или отсутствии конфликта интересов педагогического работника согласно ст. 35 Кодекса об образовании решается комиссией по разрешению конфликта интересов педагогического работника. Согласно данной статье такая комиссия создается в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность.
Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией в настоящее время определяется в Положении № 281.
В состав комиссии включаются избранные на общем собрании коллектива работники учреждения образования, представитель профсоюза (при его наличии), а также могут включаться представители органов самоуправления (родительского комитета, попечительского, ученического или студенческого советов).
Руководитель учреждения образования не может быть членом комиссии.
Согласно п. 5 Положения № 281 комиссия уполномочена:
- рассматривать обращения по вопросам, связанным с возникновением конфликта интересов педагогического работника;
- проверять поступившую в комиссию информацию о возникновении либо возможности возникновения конфликта (ситуации, когда личная заинтересованность педагогического работника в получении им имущества или иной выгоды при осуществлении педагогической деятельности влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей);
- истребовать при необходимости дополнительные сведения, подтверждающие информацию о возникновении либо возможном возникновении конфликта интересов педагогического работника;
- принимать решение об отсутствии либо наличии (возможном возникновении) конфликта интересов педагогического работника;
- принимать решения о мерах по разрешению конфликта интересов педагогического работника и урегулированию разногласий между участниками образовательных отношений в связи с возникновением (возможным возникновением) конфликта интересов педагогического работника;
- представлять руководителю учреждения образования решения комиссии для принятия мер по их исполнению;
- обеспечивать исполнение решения комиссии участниками образовательных отношений в учреждении образования.
В комиссию могут обращаться педагогические работники, обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, а также иные работники учреждения образования (п. 15 Положения 281).
Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в учреждении образования и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. Оно может быть обжаловано в вышестоящий орган (организацию), а при отсутствии вышестоящего органа (организации) — в суд в течение одного месяца после получения копии решения комиссии.
Примерная форма Положения о комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работник.
Выводы: мнение автора
Более детально на законодательном уровне вопросы, связанные с конфликтом интересов педагогического работника, в настоящее время не регулируются (если брать во внимание только Кодекс об образовании и Положение № 281).
Полагаем, что в целом ситуация будет характеризоваться как конфликт интересов педагогического работника при одновременном наличии следующих условий:
- ситуация возникла вследствие осуществления педагогическим работником профессиональной деятельности;
- имеется личная заинтересованность педагогического работника в получении материальной выгоды или иного преимущества;
- личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей;
- имеется противоречие между личной заинтересованностью педагогического работника и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В подп. 1.24 п. 1 ст. 30 и подп. 1.3 п. 1 ст. 33 Кодекса об образовании закреплено право, соответственно, обучающихся и законных представителей несовершеннолетних обучающихся на обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.
Причем в законодательстве прямо не прописано, что педагогический работник обязан в случае возникновения ситуации, которая может привести к возникновению такого конфликта, обратиться в комиссию (или что это его право). В п. 15 Положения № 281 указано, что по вопросам, связанным с возникновением конфликта интересов педагогического работника, в комиссию могут обращаться путем подачи письменного заявления педагогические работники, обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, а также иные работники учреждения образования.
Полагаем, что для педагогического работника при возникновении конфликта интересов это явно не право, а обязанность.
По нашему мнению, не совсем удачно определен и состав комиссии. Если исходить из п. 8 Положения № 281, то комиссия должна формироваться из работников учреждения образования (заметим, что в данном случае речь идет именно обо всех работниках, а не только о педагогических работниках), и если в учреждении образования есть профсоюз, то в нее также включается его представитель.
И только фактически по усмотрению руководителя образовательной организации в состав комиссии могут быть включены представители органов самоуправления (попечительского совета, родительского комитета, ученического или студенческого совета). При этом если, например, речь идет о попечительском совете, то его членом опять же может быть работник образовательной организации. Напомним, что согласно п. 12 Положения о попечительском совете учреждения образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 146) в состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, в т. ч. члены родительского комитета учреждения образования, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица.
Очевидно, что в составе комиссии не формируется паритетное соотношение работников учреждения образования и обучающихся (и (или) их законных представителей), и в такой ситуации сложно говорить об объективной оценке (квалификации) наличия конфликта интересов.
Оптимизации деятельности комиссии способствовала бы возможность привлечения к ее работе независимых экспертов, специалистов (если это целесообразно при рассмотрении конкретного спора) (такой прямой возможности в п. 8 Положения № 281 не предусмотрено).
Полагаем, что отсутствие постоянного внутреннего мониторинга ситуаций, потенциально содержащих конфликт интересов, может приводить лишь к номинальному функционированию комиссии. При этом подчеркнем, что ее решения являются обязательными для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На сегодняшний день в законодательстве, по сути, лишь обозначены основные контуры регулирования и не предусмотрены, в частности, методы (способы) предупреждения конфликта интересов педагогического работника.
В целом законодательство лишь регламентирует деятельность комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника, устанавливает порядок выявления соответствующих ситуаций, реагирования на них и принятия решения о наличии в том или ином случае конфликта интересов.