Методы убеждения
Каждый руководитель должен владеть в совершенстве методами убеждения, представляющими собой основную стадию диалогического общения, в которой проявляются личностные качества руководителя и подчиненных, происходит обмен мнениями, оценка сильных и слабых сторон участников диалога.
Методы убеждения, используемые руководителем:
- фундаментальный: обоснование доводов неоспоримыми фактами и сведениями (цифровой материал, факты, точные даты как веские аргументы);
- извлечение выводов: логическая обоснованность доказательств (построение цепи рассуждений, которая приводит к требуемому результату);
- сравнение: перехват инициативы в диалоге;
- «да, но…»: согласие с коллегами и подчиненными, привнесение собственных идей;
- «куски»: разделение выступления собеседника на части (проверенные факты, спорные моменты, ошибочные моменты и т. д.);
- игнорирование: собеседник приводит неопровержимые доказательства, факты, согласиться с которыми руководителю невыгодно, происходит их игнорирование;
- выявление противоречий: тщательный анализ высказываний собеседника с целью подготовки контраргументации (оборонительный метод);
- видимая поддержка: после того как собеседник произнес свои аргументы, руководитель в своем выступлении не опровергает доводы собеседника, а приводит новые доказательства в пользу его точки зрения (видимость поддержки);
- опрос: постановка заранее продуманных вопросов по теме разговора (батарея вопросов способна заставить собеседника противоречить самому себе);
- бумеранг: использование приемов собеседника против него самого.
Правила эффективного слушания
Помимо техники аргументирования руководителю рекомендуется использовать правила эффективного слушания.
Профессор Кит Дэвис приводит 10 важных правил эффективного слушания.
- Перестаньте говорить. Невозможно слушать, разговаривая.
- Помогите говорящему раскрепоститься. Создайте у человека ощущение свободы.
- Покажите говорящему, что вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно. Не читайте почту, не изучайте инструктивно-методические материалы, когда кто-либо говорит. Слушая, старайтесь понять, а не искать поводов для возражений.
- Устраните раздражающие моменты. Не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги.
- Сопереживайте говорящему. Постарайтесь встать в положение говорящего.
- Будьте терпеливы. Не прерывайте говорящего, не делайте шагов в направлении двери.
- Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек придает словам неверный смысл.
- Не допускайте споров или критики. Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться. Не спорьте. Именно победив в споре, вы проиграете.
- Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего, показывает ему, что вы слушаете. Это помогает продвигаться вперед.
- Перестаньте говорить. Это наставление идет и первым, и последним, ибо все остальные зависят от него. Чтобы развить умение слушать, оцените свое общение с другим человеком после завершения разговора.
Успех управленческих решений зависит от многих факторов. Важно общаться с теми, от кого можно научиться, независимо от их профессии и занимаемой должности.
Каждый должен знать свои главные достоинства, развивать свои способности. Руководителю важно вовремя и достойно отступить. Иногда нужно правильно отказывать. Важно помнить, что у одних «нет» звучит любезней, чем у других «да». Разумным является знать во всем меру, иметь единомышленников.
Важные качества личности руководителя
Назовем основные группы качеств личности успешного руководителя учреждения образования.
- Качества профессиональной и общекультурной компетентности руководителя (образованность, эрудированность, ум, знание искусства руководства, организаторские способности и т. п.).
- Качества общения руководителя с педагогическими работниками (общительность, вежливость, естественность поведения, обаятельность, искренность, тактичность, уравновешенность, скромность, находчивость в общении, чувство юмора и т. п.).
- Качества позитивного отношения руководителя к учащимся и их родителям (уважение, понимание, забота, доброта, доброжелательность, отзывчивость, внимательность, справедливость, терпимость и т. п.).
- Качества неспецифических, внешних сторон деятельности (пунктуальность, настойчивость, требовательность, строгость, исполнительность, ответственность, трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность и т. п.).
Управление педагогическим коллективом является эффективным в том случае, если ожидания, надежды его сотрудников будут оправдываться, они не будут разочарованы результатами своей деятельности. Руководитель должен быть тонким психологом, разбираться в истинных мотивах, потребностях всех без исключения сотрудников.
Директору на заметку
Абсолютного удовлетворения потребностей каждого педагогического работника в учреждении достичь практически невозможно, однако руководитель обязан уделять мотивации своих сотрудников постоянное внимание.
Искусство управления наглядно проявляется в умении руководителя стимулировать участие всех педагогических работников в принятии решений, удовлетворять глубокую потребность личности в самовыражении.
Управление конфликтами
Результативность и конструктивность управления конфликтами зависит от модели поведения человека в конфликтной ситуации. Модель поведения включает в себя такие факторы, как адекватность восприятия конфликта, открытость и честность общения и установка на взаимное доверие и сотрудничество. В любой ситуации важны позитивный настрой, отсутствие реакции на отрицательное эмоциональное воздействие, спокойное обоснование претензий, поиск совместного выхода из сложившейся ситуации, оценивание действий всех ее участников.
Необходимо отметить, что взаимопонимание и способы взаимного влияния при общении во многом зависят от преобладающего стиля мышления и достаточно явно проявляются каждой конфликтующей стороной. Выделяют пять стилей мышления и поведения: синтезатор, идеалист, прагматик, аналитик, реалист. На практике руководитель учреждения образования, столкнувшись с конфликтом, не всегда может отнести его участников к тому или иному типу, обозначенному в научной литературе. Он может ощущать сопротивление, исходящее от конфликтующих сторон, обусловленное их личностными особенностями.
Типы конфликтных личностей:
- демонстративные — стремятся всегда быть в центре внимания, пользоваться успехом, конфликтуют для того, чтобы таким способом быть на виду;
- ригидные — честолюбивы, обладают завышенной самооценкой, конфликтуют, когда их сложившееся мнение приходит в противоречие с изменяющимися условиями;
- неуправляемые — импульсивны, непредсказуемы, характеризуются низким уровнем самоконтроля;
- сверхточные — скрупулезные добросовестные работники, чрезвычайно чувствительные к внешним оценкам, особенно со стороны руководства, оценивают всех (в первую очередь себя) с позиций завышенных требований, а людей, не отвечающих им (требованиям), жестко критикуют;
- рационалисты — расчетливы, всегда готовы к конфликту ради достижения личных целей;
- безвольные — в силу отсутствия собственных принципов и убеждений подвержены влиянию и манипуляциям.
Представляет интерес и типология трудных в общении людей, согласно которой выделяются:
- паровой каток — бесцеремонный и грубый человек, уверенный, что все должны уступать ему, не считается с мнением других, постоянно вступает в конфликты с окружающими людьми;
- скрытый агрессор — причиняет людям неприятности с помощью закулисных махинаций, колкостей, скрытых проявлений агрессии;
- тихоня — причины его скрытности, закрытости неизвестны, представляют потенциальную опасность с точки зрения возникновения конфликта;
- разгневанный ребенок — неожиданно вспыхивает, взрывается, поэтому является источником неприятностей.
Управленческие приемы
Управленческими приемами могут пользоваться все, чья профессия связана с общением. Это набор техник, которые можно применить в любой сфере жизни.
- Правильный взгляд. Нужно смотреть в глаза, но не на поверхность глаза, а будто заглядывая в душу. Получается пронзительный взгляд, который заявляет о вашем решительном настрое. И люди чувствуют это.
- Энергетическая пауза. Вы смотрите в глаза человеку так, как будто собираетесь ответить. Он готовится принять ваш ответ, но вы не отвечаете. Вы продолжаете смотреть на него, но ничего не говорите. Он растерянно отводит взгляд, и тогда вы начинаете говорить о чем-нибудь другом.
- Пауза и поощрение. Иногда люди пытаются требовать что-то, рассчитывая, что вы уступите, опасаясь конфликта. Если вы поддержите такой тон или начнете возражать, конфликт состоится. Вместо этого лучше выдержать паузу и дружелюбно продолжать разговор. Чувствуя поддержку, человек перестанет горячиться, начнет говорить спокойнее. Но и после этого не прекращайте молчания, кивайте и поощряйте его говорить дальше. Человек начнет объяснять, потом оправдываться и, наконец, извиняться.
- Защита от взгляда. Конечно, какие-то приемы применяете не только вы и не только сознательно. Бывает, что люди бессознательно чувствуют, как надо поступить, чтобы добиться желаемого. Если вы заметили пристальный взгляд собеседника, он может применять к вам какой-то прием психологического воздействия, неважно, сознательно или нет. Посмотрите ему в глаза, улыбнитесь, давая понять, что вы заметили его взгляд и вам все равно.
- Побороть неприязнь. Жизнь нередко сталкивает нас с неприятными людьми, с которыми мы просто вынуждены общаться и сохранять хорошие отношения. Чтобы поддержать нормальное общение или получить что-то от этого человека, придется действительно побороть неприязнь к нему. И не просто натянув фальшивую улыбку, а проникнувшись сочувствием и добротой.
- Давление. Многие люди для получения желаемого оказывают давление на своих сотрудников, родственников и друзей. Как это выглядит со стороны: многократное повторение одних и тех же требований (мягкое, жесткое, настойчивое, эмоциональное, ненавязчивое). Человек дает понять, что у вас просто не получится сделать по-другому, он будет стоять на своем до самого конца.
- Умение говорить «нет». Вы должны научиться говорить «нет», это сильно пригодится в борьбе с разного рода манипуляторами. Вы должны научиться говорить именно это слово — «нет». Не «не получится», или «не знаю», или «посмотрим», а именно твердое «нет». Конечно, такой категоричный отказ подойдет не во всех случаях, но в некоторых ситуациях он необходим.
- Не объяснять свой отказ. Это тоже большое умение, которое приобретается с опытом. Если вы отказали кому-то, сказали свое твердое «нет», сумейте обойтись без объяснений, оправданий. При этом нельзя испытывать чувство вины за то, что вы отказываете без объяснений.