Уметь делегировать полномочия — навык, которым директор должен владеть в совершенстве
Ирина Владимировна Деменковец утверждает: руководитель должен быть методическим ориентиром для коллектива, — и подтверждает это личным статусом учителя-методиста, полученным уже в директорском кресле. Этот принцип позволил ей создать уникальную «архитектуру успеха» в лицее г. Новополоцка, 91 % выпускников которого поступают в вузы. В интервью вы найдете точные, проверенные формулы привлечения крупных грантов (на сумму 600 000 рос. руб.), обеспечения стабильного внебюджетного дохода и внедрения уникального инструмента «Педагогическая карусель» для превращения родительских претензий в конструктивное партнерство.

ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
Ирина Владимировна, в современных условиях финансовая независимость — ключ к развитию. Как вы выстраиваете процесс привлечения внебюджетных средств? Расскажите о самом успешном кейсе грантовой деятельности.
Согласитесь, что рассчитывать только на бюджет — значит, лишь покрывать базовые потребности: зарплаты и коммунальные услуги. Привлечение внебюджетных средств — это стратегическая необходимость, позволяющая обновить оборудование и технику, модернизировать здание и прилегающую территорию. Оно дает директору больше возможностей и позволяет почувствовать финансовую независимость.
Мы используем два основных направления, доказавших свою эффективность:
1) дополнительные образовательные услуги. Мы ежегодно анализируем запросы родителей. Открываем группы для подготовки к ЦТ, а также для учащихся IX классов, которые планируют поступать в лицей. Стоимость обучения для семейного бюджета необременительна, а для учреждения — это приличный доход. Практический результат: за 2024 г. доход составил 36 407,34 руб., за десять месяцев 2025 г. — 23 921,71 руб.;
2) грантовая деятельность (кейс фонда «Русский мир»). Мы не просто мечтаем, а предпринимаем активные шаги для привлечения спонсорской помощи. В 2024 г. наш проект культурно —гуманитарной направленности, посвященный 225‑летию А. С. Пушкина, был поддержан фондом «Русский мир» на сумму 600 000 рос. руб. В 2025 г. фонд одобрил нашу заявку на проведение фестиваля «Золотые страницы русской литературы. Константин Симонов — человек-эпоха, писатель-фронтовик», посвященного 110‑летию со дня рождения писателя и поэта Константина Симонова. Сумма по договору составила 90 000 рос. руб.
Реализация гранта — это повышение престижа и конкурентоспособности учреждения. Только те, кто активно развивается, могут рассчитывать на привлечение талантливых учеников и лояльность родительской общественности.
"Сделайте финансовую независимость своим приоритетом."
ЭНЕРГИЯ РОСТА
Ваш педагогический коллектив — это команда профессионалов. Как вы стимулируете профессиональный рост, выходящий за рамки стандартных курсов, и как используете внутренние ресурсы для развития педагогических компетенций?
Я всегда считала, что директор должен быть ориентиром для своих коллег. Сформировать команду мечты — это только начало. Главное — это определить талант каждого: кто-то генерирует фантастические идеи, кто-то мастерски их воплощает, а кто-то привлекает внешних партнеров. Чем больше мы окружаем себя мотивированными людьми, тем эффективнее движемся к успеху.
Ключевой элемент нашей системы развития — это ежегодная неделя (месяц) педагогического мастерства. Это не просто подведение итогов, а презентация педагогического опыта перед своим коллективом. Удивить коллег, которые знакомы с твоими фишками, — задача очень сложная, она требует основательной подготовки от каждого.
Наши форматы, которые может применить каждый директор:
- выставка авторских разработок дидактических материалов;
- проведение интегрированных уроков (например, по теме «Цифровой этикет»);
- профессиональные турниры (XІ городской турнир «Математическая карусель»);
- семинары-практикумы по самым актуальным темам (проводят заместитель директора и учитель-методист).
Как результат, мы наблюдаем очевидную положительную динамику. Возросла активность учителей, их стремление к творчеству и участию в профессиональных конкурсах.
АВТОНОМИЯ ДИРЕКТОРА
Ирина Владимировна, если бы у вас была возможность предложить изменения в законодательстве об образовании, на какие острые углы вы бы обратили внимание, чтобы сделать работу учреждений образования более гибкой и эффективной?
Ваш вопрос об изменениях в законодательстве позволяет мечтать. Первая мысль — как было бы здорово сделать учреждения образования максимально автономными. Директор по своему функционалу отвечает за всех, несет ответственность за все. Работа учреждения вплетена в целую систему подчинения, причем иногда далеким от образования структурам. Нас мониторят, проверяют, контролируют. Это касается любого учреждения образования: и тех, кто организует свою деятельность безукоризненно, и тех, кто допускает какие-либо ошибки. Когда есть проблемы, то тогда можно понять внешнее вмешательство. А если учреждение выполняет все требования законодательства, имеет лицензию, прошло аккредитацию без серьезных замечаний, то почему бы и не предоставить директору право управлять самостоятельно.
КОД ДНК ЛИЦЕЯ
Что является кодом ДНК лицея г. Новополоцка? Как формируется эта уникальная атмосфера, которая позволяет ученикам (и вам как руководителю) ощущать себя частью единого, вдохновленного братства?
Наш код ДНК — это триада: Знание, Развитие и Воспитание, объединенные девизом Per aspera ad astra. Это подчеркивает и сложность, и высокий результат нашей работы.
С первых дней существования лицея мы сделали ставку на сильные традиции.
Турслет в начале сентября — это увлекательное субботнее приключение, которое помогает десятиклассникам легко адаптироваться. День рождения лицея — праздник с ритуалами, которые позволяют ощутить себя частью лицейского братства: визитки классов, зажжение Чаши знаний, лицейская каша, учительская присяга и клятва лицеистов.
Отдельного внимания заслуживает вечер вальса — визитная карточка лицея, где танцуют и учащиеся, и педагоги, и родители. Это невероятное ощущение единства!
С 2000 г. успешно функционирует научное лицейское общество «Эврика», проводятся ежегодные конкурсы ученических работ. Лицеисты — постоянные победители олимпиад, конференций, конкурсов исследовательских работ.
Воспитанию лучших человеческих качеств, милосердия и гуманизма служит клуб «Милосердие». Наши ученики активно участвуют в благотворительных акциях, готовят концерты для воспитанников центра коррекционно-развивающего обучения.
Любой родитель знает, что самое важное для ребенка — это безусловная любовь и гарантия безопасности. Наш лицей — это семья. Десятиклассников мы называем маленькими, одиннадцатиклассников — большими, выпускников — взрослыми. Все они — наши общие дети. Мы принимаем их со всеми достоинствами и особенностями. Когда ребенок находится в атмосфере любви и взаимного уважения, он просто не может не соответствовать ожиданиям взрослых. Это мотивирует и учителей делать каждый урок запоминающимся и эффективным.







АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Межличностные проблемы подростков и недовольство родителей — знакомый вам вызов? Какой самый ценный урок вы извлекли из преодоления этих сложных ситуаций и какой практический инструмент помог наладить конструктивный диалог с общественностью?
Я долго не могла понять, почему родители считают, что их немедленное вмешательство лучше, чем самостоятельное решение ребенком проблемы. Родителям невдомек, что межличностные конфликты — это реальный и самый полезный жизненный урок. Где, как не в школе, мы можем научить слушать, вести спор, приходить к компромиссу?
Я поняла главное: объяснять родителям бесполезно. Нужно стать их союзником, увидеть их опасения и раскрыть все возможности для их ребенка.
Вместо привычных собраний у нас дважды в год (в ноябре и марте) проходит Педагогическая карусель.
Как это работает:
- родители приходят в лицей, чтобы пообщаться с каждым педагогом-предметником индивидуально;
- итог — разрешаются все недопонимания, вырабатываются общие стратегии, находятся нестандартные подходы к решению.
В такие дни я понимаю, что родители — действительно реальные субъекты образовательного процесса.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР
В каких важных административных процедурах вы ощущаете острую потребность в квалифицированной помощи специалистов?
Есть в работе ситуации, когда без квалифицированной помощи специалиста не обойтись. С большим вниманием прочитала бы комментарии специалистов Департамента контроля качества образования по процедуре аккредитации, не отказалась бы и от помощи методистов Академии образования по вопросам проведения самоконтроля в учреждении образования, аттестации работников на соответствие занимаемой должности.
А в целом ваш журнал — мое настольное издание. Получая свежий номер, прочитываю с карандашом в руках, что-то выделяю, по необходимости распечатываю статьи для заместителей, инспектора по кадрам. Рубрика «Вопрос — Ответ» помогает избежать ошибок. Полезным считаю «Актуальный комментарий», когда специалисты разъясняют законодательство и его применение, а «К вам пришла проверка» помогает подготовиться к любым формам контроля.
ПЕРЕСМОТР ПАРАДИГМЫ
Ирина Владимировна, существует ли управленческая формула, взятая вами извне, которая идеально подошла для школы и помогла вам изменить собственный подход к управлению?
Поворотным моментом для меня стало интервью с ректором Академии русского балета Николаем Цискаридзе. Я увидела на его рабочем столе табличку с жестким, но абсолютно верным правилом: «Не приходите к руководителю с проблемой, не имея вариантов ее решения. Вам платят за то, чтобы вы думали, а не ставили задачи». В этот момент я поняла: эта формула универсальна и идеально подходит для директора школы. Ни один руководитель, даже самый компетентный, не справится в одиночку со всеми возникающими вызовами. Очень важно иметь команду единомышленников. А уметь делегировать полномочия — навык, которым директор должен владеть в совершенстве.

Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА









