Какие последствия возможны для учреждения образования как заказчика в случае уклонения от заключения договора с участником-победителем в соответствии с законодательством о государственных закупках?
В ст. 417–419 ГК содержатся общие нормы о проведении торгов в форме аукциона или конкурса. При этом указано, что законодательными актами может устанавливаться порядок организации и проведения торгов, отличный от порядка, установленного ГК. Такой порядок, в частности, установлен Законом о госзакупках (в ред. от 17.07.2018), постановлением № 395.
На основании норм законодательства о государственных закупках прежде всего необходимо определить, что мы понимаем под уклонением заказчика от заключения договора.
Согласно ч. 1 и 3 п. 1 ст. 24 Закона о госзакупках (в новой редакции) при проведении открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений договор между заказчиком и участником-победителем подлежит заключению по истечении срока для обжалования, но не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя. Соответственно, ненаправление заказчиком участнику-победителю в указанный срок подписанного проекта договора можно расценивать как уклонение, которое по своей правовой природе фактически является отказом от заключения договора, поскольку в данном случае заказчик не выполняет действия по заключению договора, установленные Законом о госзакупках (в новой редакции).
Административная ответственность. Если заказчик не обеспечил заключение договора в установленный срок (при отсутствии вины участника-победителя) и при этом не отменил процедуру закупки надлежащим образом, то виновные должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 4 и 5 ст. 11.16 КоАП за «иное нарушение порядка проведения государственной закупки на территории Республики Беларусь».
Отказ от заключения договора и взыскание с заказчика убытков. Представляется, что в случае неправомерного нарушения срока заключения договора на государственную закупку со стороны заказчика у участника-победителя возникает право правомерно отказаться от заключения такого договора, поскольку истечет срок для заключения договора, установленный Законом о госзакупках.
Кроме того, в этом случае у участника-победителя возникнет право на основании ч. 4 п. 5 ст. 418 ГК предъявить требование о возмещении заказчиком убытков, причиненных неправомерным уклонением от заключения договора, хотя на практике это представляется маловероятным.
О понуждении к заключению договора. Согласно ч. 4 п. 5 ст. 418 ГК в случае уклонения от заключения договора одной из сторон другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В то же время ни в Законе о госзакупках, ни в иных актах законодательства о государственных закупках не содержатся нормы, регулирующие вопросы понуждения к заключению договора. Таким образом, на первый взгляд в случае уклонения заказчика от заключения договора на государственную закупку участник вправе на основании норм ГК обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора. Однако на практике все не так однозначно.
Обстоятельством, свидетельствующим о наличии факта уклонения заказчика от заключения договора, является незаключение такого договора в срок, установленный Законом о госзакупках (в новой редакции). Таким образом, требование о понуждении к заключению договора и соответствующее исковое заявление в суд участник вправе подать только по истечении указанного срока. Но согласно п. 3 ст. 27 Закона о госзакупках заказчик вправе принять решение об отмене процедуры государственной закупки на любом этапе ее проведения. Поскольку процедура государственной закупки завершается заключением договора либо отменой процедуры или признанием ее несостоявшейся, то даже в случае пропуска заказчиком срока заключения договора (поскольку процедура не будет считаться завершенной) заказчик вправе в любой момент отменить процедуру государственной закупки по основаниям, указанным в п. 3 ст. 27 Закона о госзакупках. И даже подача искового заявления в суд не лишает заказчика такого права при условии, что проведение процедуры закупки не будет приостановлено.
В свою очередь, правомерное завершение процедуры закупки заказчиком путем ее отмены лишает участника права предъявлять требование о понуждении к заключению договора.
Учитывая данные обстоятельства, представляется, что на практике возможность понуждения заказчика к заключению договора в судебном порядке является крайне маловероятной.
Отмена процедуры закупки как правомерное уклонение от заключения договора. Согласно п. 3 ст. 27 Закона о госзакупках (в новой редакции) заказчик (организатор) вправе принять решение об отмене процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки в ходе ее проведения в случае отсутствия финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг), возникновения необходимости внесения изменений и (или) дополнений в предмет государственной закупки и требования к предмету государственной закупки, требования к участникам, а также в случае выявления заказчиком (организатором) нарушений законодательства при организации и проведении процедуры государственной закупки.
Таким образом, поскольку заказчику предоставлено право в любой момент проведения процедуры закупки принять решение об ее отмене, то уклонение (отказ) заказчика от заключения договора на государственную закупку путем принятия решения об отмене процедуры фактически не влечет для него каких-либо негативных правовых последствий.
по теме