Отчет «Улучшение условий и охраны труда»
Нормативно-правовое обоснование
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2023 № 45 (далее — постановление № 45) установлена форма годовой ведомственной отчетности о выполнении задачи по улучшению условий и охраны труда (приложение 6 к постановлению № 45).
В приложении 7 к постановлению № 45 приводятся Указания по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о реализации мероприятий по выполнению задачи 4 “Улучшение условий и охраны труда” комплекса мероприятий Государственной программы “Рынок труда и содействие занятости” на 2021–2025 годы» (далее — Указания).
Улучшение условий и охраны труда является одной из задач Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021‒2025 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 № 777 (далее — Госпрограмма)). Оценка результатов эффективности реализации этой задачи проводится ежегодно (гл. 5 Госпрограммы).
Срок подачи отчета в 2024 году
В 2024 г. ведомственный отчет «Улучшение условий и охраны труда» подается до 5 февраля включительно.
Согласно подп. 1.1 Указаний организации, которые должны представить отчет, представляют его в срок не позднее 5 февраля.
Порядок заполнения отчета
Отчет содержит только один раздел — «Выполнение мероприятий», информация в который вносится в порядке, предусмотренном Указаниями.
Согласно п. 5 Указаний организации, которые обязаны представить отчет, заполняют строки 1‒5.
1. Исполнители мероприятий по строке 01 отражают сведения о внедренных в организациях системах управления охраной труда (далее — СУОТ) в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» все организации обязаны разработать, внедрить и поддерживать функционирование СУОТ, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Организации, созданные в отчетном году, строку 01 не заполняют.
2. Исполнители мероприятий по строке 02 отражают сведения о проведении анализа (аудита) функционирования СУОТ, документально подтвержденные (локальный правовой акт, докладная записка и др.).
При заполнении данной строки необходимо учитывать, что законодательством не установлена обязанность проводить анализ функционирования СУОТ.
Организации, созданные в отчетном году, строку 02 не заполняют.
3. Исполнители мероприятий по строке 03 отражают численность работников организаций, повысивших квалификацию по вопросам охраны труда.
Руководители организаций, в интересах которых осуществляется непрерывное профессиональное образование руководящих работников и специалистов, обеспечивают направление специалистов по охране труда для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (п. 38 Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2022 № 574).
Повышать квалификацию по вопросам охраны труда могут не только специалисты соответствующего профиля, но и руководители и другие специалисты.
От редакции
Воспользуйтесь новым электронным пособием «Готовимся к экзамену по охране труда: интерактивное пособие».
4. Исполнители мероприятий по строке 04 отражают численность специалистов организаций, прошедших переподготовку по вопросам охраны труда в учреждениях образования, осуществляющих переподготовку по специальности «Охрана труда».
Указывается количество специалистов, прошедших переподготовку на базе высшего образования.
5. Исполнители мероприятий по строке 05 отражают количество проведенных «Недель нулевого травматизма» в организации.
Справочно: согласно Госпрограмме обязанность по организации мероприятия «Неделя нулевого травматизма» лежит на органах государственного управления (министерства, комитеты, концерны, исполкомы).
Порядок представления отчета
Согласно п. 4 Указаний представление исполнителями и заказчиками мероприятий отчета в виде электронного документа осуществляется с использованием специализированного программного обеспечения, которое размещается вместе с необходимыми инструктивными материалами по его развертыванию и использованию на сайте Министерства труда и социальной защиты.
Подача ведомственной отчетности осуществляется через АИС «Мониторинг условий труда на производстве».
Для регистрации организации в системе АИС «Мониторинг условий труда на производстве» и получения инструкций для администраторов системы организациям необходимо заполнить анкету, в которой нужно указать общие сведения об организации, сведения об ответственном лице и необходимых для вашей организации подсистемах. Анкету необходимо отправить по адресу arm@mintrud.by с темой письма «Регистрация в АИС Мониторинг условий труда».
Ответственность за непредставление отчета
Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере до 20 БВ (ст. 24.11 КоАП).
Справочно: не является административным правонарушением, предусмотренным ст. 24.11 КоАП, непредставление в установленный срок указанных документов, отчетов, сведений и (или) иных материалов, если просрочка представления составила не более трех рабочих дней.
Изменения в порядке проведения обязательных медосмотров
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.09.2023 № 130 внесены изменения в Инструкцию о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 (далее — Инструкция № 74)).
- Детализирован порядок изучения информации и документов при прохождении медосмотра (соответствующее дополнение внесено в п. 10 Инструкции № 74).
Согласно изменениям при проведении медосмотра работников учреждений образования, организаций бытового обслуживания будет выполняться запрос сведений из информационных систем организаций здравоохранения о том, состоит ли данный работник на учете, проходит ли лечение, оказывалась ли ему психиатрическая или наркологическая помощь.
Основанием для направления на медосмотр теперь является выполнение работы, связанной с постоянной работой с детьми (ранее — связанной с непосредственным обслуживанием детей).
- Приложение 3 к Инструкции № 74 дополнено новым пунктом — 221 «Работы в учреждениях образования, связанные с осуществлением педагогической деятельности».
К таким работам отнесены работы в организациях, реализующих образовательные программы научно-ориентированного образования, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, связанные с осуществлением педагогической деятельности, выполняемые работающими, включая учащихся и студентов, проходящих производственную практику (за исключением работ, предусмотренных пп. 22 и 23 приложения 3 к Инструкции № 74).
Нововведением является отнесение к п. 23 приложения 3 к Инструкции № 74работ, связанных с деятельностью приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа.
Требование об использовании одноразовой посуды для питья
При организации питьевого режима работающих с использованием упакованной питьевой воды, и (или) установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), и (или) питьевой воды из централизованной системы питьевого водоснабжения должна использоваться одноразовая посуда (п. 65 Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работающих, содержанию и эксплуатации производственных объектов», утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.07.2023 № 114).