Такие разные особенности детей

Такие разные особенности детей

В 2022 г. стартовал проект «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка», инициаторами которого выступили Министерство образования и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

В продолжение цикла материалов на тему инклюзивного образования поговорим о том, что необходимо знать руководителям и педагогам, работающим в классах интегрированного обучения, об особенностях детей с ОПФР.

Пятница Татьяна

учитель-дефектолог высшей категории

510 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Еще в недалеком прошлом в педагогике использовались термины «аномальное развитие», «аномальный ребенок», что противопоставлялось нормальному развитию ребенка. Сейчас в педагогической литературе употребляются другие альтернативные названия: дети с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями, с отклонениями в развитии, с особенностями развития, с дизонтогенезом, с особыми нуждами, нетипичные дети и др. В Республике Беларусь с 1995 г. в качестве официального принят термин «дети (лица) с особенностями психофизического развития (ОПФР)»

Разговор о детях с ОПФР следует начать с понятий «онтогенез» и «дизонтогенез».

Онтогенез — это процесс нормального развития организма, а дизонтогенез — процесс развития ребенка, протекающий с отклонениями, нарушениями, под воздействием каких-либо внутренних или внешних вредоносных факторов.

В 1985 г. В. В. Лебединским была предложена следующая классификация психологического дизонтогенеза:

Справочно: олигофрения — интеллектуальная недостаточность, деменция — распад психики.

Сегодня в специальной педагогике принято различать следующие категории детей с ОПФР:

  1. дети с нарушением слуха (неслышащие, слабослышащие, поздно оглохшие);
  2. дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
  3. дети с нарушениями речи (логопаты);
  4. дети с нарушением интеллектуального развития (умственно отсталые);
  5. дети с нарушением психического развития (трудностями в обучении);
  6. дети с нарушением опорно-­двигательного аппарата (чаще всего — детский церебральный паралич);
  7. дети с нарушениями эмоционально-­волевой сферы (расстройства аутистического спектра);
  8. дети с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития (различные сочетания двух и более нарушений развития, например слепоглухие дети с интеллектуальной недостаточностью).

Многообразие проявлений нарушений развития обусловлено временем появления нарушения (врожденное или приобретенное). Например, ребенок мог родиться незрячим, с врожденной патологией глаз, а мог иметь период нормального развития, а потом из-за травмы глаз потерять зрение. Или родиться слышащим, какой-то период развиваться нормально, возможно, овладеть зачатками речи, а потом, после перенесенной нейроинфекции (допустим, менингит или энцефалит), потерять слух и, как следствие, происходит распад речи.

Вторым фактором, определяющим свое­образие нарушения, может быть степень выраженности очага нарушения (локальное нарушение (ограниченное) или диффузное (обширное)). Так, диффузное нарушение коры головного мозга проявляется в интеллектуальной недостаточности, локальное нарушение, например поражение слухового нерва, приводит к глухоте.

Нужно сказать и о том, что существует понятие первичного и вторичного дефекта.

Первичный дефект возникает в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (например, слуха, зрения). Вторичное нарушение имеет характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им. Например, у глухого ребенка первично нарушен слух, вторично нарушается речь (не слышит, поэтому и не говорит) и страдает коммуникация.

В результате сочетания первичных и вторичных нарушений формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой — имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития.

Необходимо сказать о механизме возникновения вторичного дефекта.

  1. Вторичному дефекту подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденным анализатором (первичным дефектом). Например, немота у глухих детей.
  2. Вторичный дефект характерен для функций, которые во время повреждения находились в сенситивном периоде развития. Например, дошкольный возраст сенситивен к развитию произвольной моторики, поэтому первичный дефект, приобретенный в этом возрасте, ведет к двигательной расторможенности.
  3. Важнейший фактор — социальная депривация: дефект развития ведет к нарушению общения с окружающими и, значит, затрудняет психическое развитие ребенка.
  4. Особое место в образовании вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект, т. е. фиксируется ли ребенок на своем нарушении, как относится к своему нарушению развития, осознает ли свою проблему.

Для педагогов, работающих в классах интегрированного обучения, где совместно обучаются как нормотипичные дети, так и дети с ОПФР, очень важно понимать, что существуют закономерности развития психики, характерные для всех детей.

К таким общим закономерностям относятся:

  • этапность развития речи, мышления, памяти, внимания и т. д.;
  • неравномерность (неодинаковость) темпов развития каждого ребенка;
  • постоянство в развитии отдельных психических функций;
  • гетерохронность — несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций;
  • сенситивность развития — наличие отдельных благоприятных периодов в обучении и воспитании;
  • неустойчивость развития — изменение динамики развития;
  • кумулятивность развития — накопление результатов развития каждой предшествующей стадии развития и переход в следующую стадию.

В то же время следует отметить, что у детей с различными нарушениями проявляются сходные закономерности развития психики (модально-­неспецифические закономерности):

  • более медленный темп развития, несовпадение с сенситивными периодами;
  • нарушения в приеме, переработке, сохранении и воспроизведении различного вида информации;
  • снижение общей психической активности в познании предметного и социального мира;
  • высокая степень зависимости каждой из психических функций от уровня развития остальных;
  • иной, чем у нормальных детей, качественный состав ведущих функций интеллекта. Например, у нормально развивающихся детей ведущей функцией интеллекта является мышление, а у детей с интеллектуальной недостаточностью — память. За жалобой на память у таких детей всегда стоят нарушения мышления.

Педагоги отмечают у каждой категории детей с ОПФР характерные только для них закономерности, которые принято называть модально-­специфическими. Это сложные специфические особенности, отличающие одну категорию детей от другой (только незрячие, только глухие, только с интеллектуальной недостаточностью), которые выражаются:

а) в изменениях в развитии личности ребенка;

б) диспропорциональности между направленной и спонтанной сторонами развития;

в) бóльшими, чем в норме, психофизиологическими усилиями для достижения результата.

Таким образом, можно сделать вывод, что своеобразие развития ребенка с ОПФР зависит от следующих факторов:

  1. вида (типа) нарушения;
  2. степени и качества первичного дефекта;
  3. срока (времени) возникновения первичного дефекта;
  4. условий окружающей среды (социокультурной, психолого-­педагогической).

Успешность развития ребенка с ОПФР во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала коррекционно-­реабилитационной работы, правильности определения его образовательного маршрута.

510 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок