Справились с обязательством: ограничения для государственных должностных лиц

Справились с обязательством: ограничения для государственных должностных лиц

Статья рассматривает тексты обязательства по соблюдению ограничений, установленных для государственных должностных лиц (далее — ГДЛ), актуальные на сегодняшний день (в свете изменений Закона о борьбе с коррупцией).

Фесько Никита

юрисконсульт ООО «СертификатСоюз», опыт работы в органах прокуратуры в сфере борьбы с коррупцией и организованной преступностью

348 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Какие ограничения установлены для ГДЛ

Каждое ГДЛ дает обязательство по соблюдению ограничений, установленных Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон).

Цель ограничений — недопущение действий, которые могут привести к использованию своего служебного положения в личных, групповых и иных внеслужебных интересах.

Ограничения установлены:

  • ст. 17‒20 Закона;
  • ст. 21 «Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица» Закона.

Перечень ограничений, указанных в данных статьях, является закрытым. Это означает, что добавлять какие-либо иные ограничения, не предусмотренные статьями, нельзя.

Это важно
Государственные должностные лица подписывают обязательство и ставятся в известность о правовых последствиях его неисполнения.

Кто относится к ГДЛ

Государственные должностные лица — это лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением орга­ни­зационно-­распорядитель­ных или адми­ни­стра­тивно-­хозяйствен­ных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его адми­нистративно-­территориальных единиц (ст. 1 Закона).

Обязанности

К ГДЛ в учреждении образования относятся:

  • директор;
  • заместитель директора по учебной работе;
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • заместитель директора по хозяйственной работе;
  • заведующий библиотекой (не всегда!).

Когда заведующий библиотекой относится к ГДЛ

Заведующий библиотекой относится к ГДЛ, если у него есть:

  • организационно-­распоряди­тельные обязанности (у него в подчинении есть библио­текарь или специалист);
  • административно-­хозяйст­вен­ные обязанности (он управляет и распоряжается имуществом, к примеру, имеет право подписания документов на прием, передачу материальных ценностей).

Если заведующий библиотекой только готовит документы на прием, отпуск, закупку книг и т. д., а все решения принимает директор, то заведующий библиотекой является не ГДЛ, а обычным специалистом.

Только лишь по названию должности, тем более пограничной, нельзя сделать вывод, относится занимающий ее работник к ГДЛ или нет. Такой вывод делается на основании должностной инструкции и штатного расписания.

Что включается в текст обязательства

Включение в обязательство ограничений, не предусмотренных ст. 17‒20 Закона, не допускается (в этом и заключается закрытость перечня).

Вместе с тем устанавливать необходимо только те ограничения, которые относятся к ГДЛ. Установление ограничений, не относящихся к ГДЛ, может быть рассмотрено как ограничение его прав и свобод.

Так, некоторые ограничения, предусмотренные ст. 17‒20 Закона, распространяются только на определенный круг ГДЛ.


Пример 1

Часть 2 ст. 17 Закона устанавливает ограничения в части иной оплачиваемой работы лишь для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных организаций. Поэтому установление указанных ограничений для ГДЛ, которые не являются руководителями, заместителями и главными бухгалтерами, является нарушением законодательства.
В учреждениях образования обязательство, включающее ограничение из ч. 2 ст. 17 Закона, подписывают только директор, заместители директора и главный бухгалтер (если таковой имеется в учреждении образования). Остальные ГДЛ, например начальники отделов, секторов, групп и т. д., подписывают обязательство по соблюдению ограничений из ст. 17–20 Закона, за исключением ограничений, предусмотренных ч. 2 ст. 17 Закона. Поэтому можно сказать, что они подписывают своего рода усеченное обязательство.


Пример 2

В ст. 19 Закона указано, что руководитель (его заместители), главный бухгалтер (его заместители) организации не могут входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в этой организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. В данном случае обязательство с указанным ограничением подписывают помимо директора, заместителей директора и главного бухгалтера еще и заместитель главного бухгалтера, если таковой имеется.


Пример 3

Ограничения, указанные в ч. 1 ст. 20 Закона, относятся к гражданским служащим и иным лицам, коими не являются ГДЛ, работающие в большинстве учреждений образования. Соответственно, прописывать данные ограничения в обязательстве нет необходимости.


Пример 4

Часть 5 ст. 17 Закона определяет ограничения только для лиц, приравненных к ГДЛ, а также для супругов, близких родственников или свой­ственников ГДЛ или приравненных к ним лиц, но не для самих ГДЛ. Вместе с тем ограничения для близких родственников ГДЛ целесообразно включать в его обязательство для информирования и профилактики коррупционных нарушений. Данные ограничения никоим образом не ограничивают права и свободы ГДЛ, несмотря на то, что конкретно к нему они не относятся. Невключение данных положений в обязательство не является нарушением, т. к. данные ограничения для ГДЛ уже включены в ч. 1 ст. 17 Закона.


Обратите внимание, что обязательство ГДЛ помимо ограничений, предусмотренных ст. 17‒20 Закона, должно включать порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренный ст. 21 Закона. Данный порядок включается в обязательство любого ГДЛ.

Это важно
Форма обязательства индивидуальна, она должна прорабатываться отдельно для каждого ГДЛ с учетом круга его обязанностей.

Что изменилось в Законе по поводу обязательства

Обозначим основные изменения, внесенные в Закон Законом Республики Беларусь от 30.12.2022 № 232-З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией»:

  • порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов (ст. 21 Закона) включен в текст обязательства;
  • антикоррупционные требования распространены на супругу (супруга), близких родственников, супругов детей либо свой­ственников ГДЛ или приравненного к нему лица независимо от места проживания и ведения ими общего хозяйства;
  • из Закона исключено понятие «сувенир», при этом даны определения понятий «протокольные и иные официальные мероприятия», «подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия», поскольку в практической деятельности возникали трудности по соблюдению ограничения на получение имущества (подарков).

348 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Подведены итоги заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам

29 марта завершился заключительный этап республиканской олимпиады по 18 учебным предметам. На протяжении пяти дней высокий уровень знаний демонстрировали более 1,5 тыс. ц...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 241
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок