Какие ограничения установлены для ГДЛ
Каждое ГДЛ дает обязательство по соблюдению ограничений, установленных Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон).
Цель ограничений — недопущение действий, которые могут привести к использованию своего служебного положения в личных, групповых и иных внеслужебных интересах.
Ограничения установлены:
- ст. 17‒20 Закона;
- ст. 21 «Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица» Закона.
Перечень ограничений, указанных в данных статьях, является закрытым. Это означает, что добавлять какие-либо иные ограничения, не предусмотренные статьями, нельзя.
Это важно
Государственные должностные лица подписывают обязательство и ставятся в известность о правовых последствиях его неисполнения.
Кто относится к ГДЛ
Государственные должностные лица — это лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (ст. 1 Закона).
Обязанности
К ГДЛ в учреждении образования относятся:
- директор;
- заместитель директора по учебной работе;
- заместитель директора по воспитательной работе;
- заместитель директора по хозяйственной работе;
- заведующий библиотекой (не всегда!).
Когда заведующий библиотекой относится к ГДЛ
Заведующий библиотекой относится к ГДЛ, если у него есть:
- организационно-распорядительные обязанности (у него в подчинении есть библиотекарь или специалист);
- административно-хозяйственные обязанности (он управляет и распоряжается имуществом, к примеру, имеет право подписания документов на прием, передачу материальных ценностей).
Если заведующий библиотекой только готовит документы на прием, отпуск, закупку книг и т. д., а все решения принимает директор, то заведующий библиотекой является не ГДЛ, а обычным специалистом.
Только лишь по названию должности, тем более пограничной, нельзя сделать вывод, относится занимающий ее работник к ГДЛ или нет. Такой вывод делается на основании должностной инструкции и штатного расписания.
Что включается в текст обязательства
Включение в обязательство ограничений, не предусмотренных ст. 17‒20 Закона, не допускается (в этом и заключается закрытость перечня).
Вместе с тем устанавливать необходимо только те ограничения, которые относятся к ГДЛ. Установление ограничений, не относящихся к ГДЛ, может быть рассмотрено как ограничение его прав и свобод.
Так, некоторые ограничения, предусмотренные ст. 17‒20 Закона, распространяются только на определенный круг ГДЛ.
Пример 1
Часть 2 ст. 17 Закона устанавливает ограничения в части иной оплачиваемой работы лишь для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных организаций. Поэтому установление указанных ограничений для ГДЛ, которые не являются руководителями, заместителями и главными бухгалтерами, является нарушением законодательства.
В учреждениях образования обязательство, включающее ограничение из ч. 2 ст. 17 Закона, подписывают только директор, заместители директора и главный бухгалтер (если таковой имеется в учреждении образования). Остальные ГДЛ, например начальники отделов, секторов, групп и т. д., подписывают обязательство по соблюдению ограничений из ст. 17–20 Закона, за исключением ограничений, предусмотренных ч. 2 ст. 17 Закона. Поэтому можно сказать, что они подписывают своего рода усеченное обязательство.
Пример 2
В ст. 19 Закона указано, что руководитель (его заместители), главный бухгалтер (его заместители) организации не могут входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в этой организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. В данном случае обязательство с указанным ограничением подписывают помимо директора, заместителей директора и главного бухгалтера еще и заместитель главного бухгалтера, если таковой имеется.
Пример 3
Ограничения, указанные в ч. 1 ст. 20 Закона, относятся к гражданским служащим и иным лицам, коими не являются ГДЛ, работающие в большинстве учреждений образования. Соответственно, прописывать данные ограничения в обязательстве нет необходимости.
Пример 4
Часть 5 ст. 17 Закона определяет ограничения только для лиц, приравненных к ГДЛ, а также для супругов, близких родственников или свойственников ГДЛ или приравненных к ним лиц, но не для самих ГДЛ. Вместе с тем ограничения для близких родственников ГДЛ целесообразно включать в его обязательство для информирования и профилактики коррупционных нарушений. Данные ограничения никоим образом не ограничивают права и свободы ГДЛ, несмотря на то, что конкретно к нему они не относятся. Невключение данных положений в обязательство не является нарушением, т. к. данные ограничения для ГДЛ уже включены в ч. 1 ст. 17 Закона.
Обратите внимание, что обязательство ГДЛ помимо ограничений, предусмотренных ст. 17‒20 Закона, должно включать порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренный ст. 21 Закона. Данный порядок включается в обязательство любого ГДЛ.
Это важно
Форма обязательства индивидуальна, она должна прорабатываться отдельно для каждого ГДЛ с учетом круга его обязанностей.
Что изменилось в Законе по поводу обязательства
Обозначим основные изменения, внесенные в Закон Законом Республики Беларусь от 30.12.2022 № 232-З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией»:
- порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов (ст. 21 Закона) включен в текст обязательства;
- антикоррупционные требования распространены на супругу (супруга), близких родственников, супругов детей либо свойственников ГДЛ или приравненного к нему лица независимо от места проживания и ведения ими общего хозяйства;
- из Закона исключено понятие «сувенир», при этом даны определения понятий «протокольные и иные официальные мероприятия», «подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия», поскольку в практической деятельности возникали трудности по соблюдению ограничения на получение имущества (подарков).