Справились с обязательством: ограничения для государственных должностных лиц
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Справились с обязательством: ограничения для государственных должностных лиц

Статья рассматривает тексты обязательства по соблюдению ограничений, установленных для государственных должностных лиц (далее — ГДЛ), актуальные на сегодняшний день (в свете изменений Закона о борьбе с коррупцией).

Фесько Никита

заместитель директора ООО «СМЦентрГарант», сертифицированный эксперт-аудитор в области сертификации систем менеджмента борьбы со взяточничеством по СТБ ISO 37001-2020

777 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Какие ограничения установлены для ГДЛ

Каждое ГДЛ дает обязательство по соблюдению ограничений, установленных Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон).

Цель ограничений — недопущение действий, которые могут привести к использованию своего служебного положения в личных, групповых и иных внеслужебных интересах.

Ограничения установлены:

  • ст. 17‒20 Закона;
  • ст. 21 «Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица» Закона.

Перечень ограничений, указанных в данных статьях, является закрытым. Это означает, что добавлять какие-либо иные ограничения, не предусмотренные статьями, нельзя.

Это важно
Государственные должностные лица подписывают обязательство и ставятся в известность о правовых последствиях его неисполнения.

Кто относится к ГДЛ

Государственные должностные лица — это лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением орга­ни­зационно-­распорядитель­ных или адми­ни­стра­тивно-­хозяйствен­ных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его адми­нистративно-­территориальных единиц (ст. 1 Закона).

Обязанности

К ГДЛ в учреждении образования относятся:

  • директор;
  • заместитель директора по учебной работе;
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • заместитель директора по хозяйственной работе;
  • заведующий библиотекой (не всегда!).

Когда заведующий библиотекой относится к ГДЛ

Заведующий библиотекой относится к ГДЛ, если у него есть:

  • организационно-­распоряди­тельные обязанности (у него в подчинении есть библио­текарь или специалист);
  • административно-­хозяйст­вен­ные обязанности (он управляет и распоряжается имуществом, к примеру, имеет право подписания документов на прием, передачу материальных ценностей).

Если заведующий библиотекой только готовит документы на прием, отпуск, закупку книг и т. д., а все решения принимает директор, то заведующий библиотекой является не ГДЛ, а обычным специалистом.

Только лишь по названию должности, тем более пограничной, нельзя сделать вывод, относится занимающий ее работник к ГДЛ или нет. Такой вывод делается на основании должностной инструкции и штатного расписания.

Что включается в текст обязательства

Включение в обязательство ограничений, не предусмотренных ст. 17‒20 Закона, не допускается (в этом и заключается закрытость перечня).

Вместе с тем устанавливать необходимо только те ограничения, которые относятся к ГДЛ. Установление ограничений, не относящихся к ГДЛ, может быть рассмотрено как ограничение его прав и свобод.

Так, некоторые ограничения, предусмотренные ст. 17‒20 Закона, распространяются только на определенный круг ГДЛ.


Пример 1

Часть 2 ст. 17 Закона устанавливает ограничения в части иной оплачиваемой работы лишь для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных организаций. Поэтому установление указанных ограничений для ГДЛ, которые не являются руководителями, заместителями и главными бухгалтерами, является нарушением законодательства.
В учреждениях образования обязательство, включающее ограничение из ч. 2 ст. 17 Закона, подписывают только директор, заместители директора и главный бухгалтер (если таковой имеется в учреждении образования). Остальные ГДЛ, например начальники отделов, секторов, групп и т. д., подписывают обязательство по соблюдению ограничений из ст. 17–20 Закона, за исключением ограничений, предусмотренных ч. 2 ст. 17 Закона. Поэтому можно сказать, что они подписывают своего рода усеченное обязательство.


Пример 2

В ст. 19 Закона указано, что руководитель (его заместители), главный бухгалтер (его заместители) организации не могут входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в этой организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. В данном случае обязательство с указанным ограничением подписывают помимо директора, заместителей директора и главного бухгалтера еще и заместитель главного бухгалтера, если таковой имеется.


Пример 3

Ограничения, указанные в ч. 1 ст. 20 Закона, относятся к гражданским служащим и иным лицам, коими не являются ГДЛ, работающие в большинстве учреждений образования. Соответственно, прописывать данные ограничения в обязательстве нет необходимости.


Пример 4

Часть 5 ст. 17 Закона определяет ограничения только для лиц, приравненных к ГДЛ, а также для супругов, близких родственников или свой­ственников ГДЛ или приравненных к ним лиц, но не для самих ГДЛ. Вместе с тем ограничения для близких родственников ГДЛ целесообразно включать в его обязательство для информирования и профилактики коррупционных нарушений. Данные ограничения никоим образом не ограничивают права и свободы ГДЛ, несмотря на то, что конкретно к нему они не относятся. Невключение данных положений в обязательство не является нарушением, т. к. данные ограничения для ГДЛ уже включены в ч. 1 ст. 17 Закона.


Обратите внимание, что обязательство ГДЛ помимо ограничений, предусмотренных ст. 17‒20 Закона, должно включать порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренный ст. 21 Закона. Данный порядок включается в обязательство любого ГДЛ.

Это важно
Форма обязательства индивидуальна, она должна прорабатываться отдельно для каждого ГДЛ с учетом круга его обязанностей.

Что изменилось в Законе по поводу обязательства

Обозначим основные изменения, внесенные в Закон Законом Республики Беларусь от 30.12.2022 № 232-З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией»:

  • порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов (ст. 21 Закона) включен в текст обязательства;
  • антикоррупционные требования распространены на супругу (супруга), близких родственников, супругов детей либо свой­ственников ГДЛ или приравненного к нему лица независимо от места проживания и ведения ими общего хозяйства;
  • из Закона исключено понятие «сувенир», при этом даны определения понятий «протокольные и иные официальные мероприятия», «подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия», поскольку в практической деятельности возникали трудности по соблюдению ограничения на получение имущества (подарков).

777 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
• • •

Рост расходов на здравоохранение и образование. Каким будет республиканский бюджет 2025 года

В Палате представителей идет работа над законопроектом «О республиканском бюджете на 2025 год». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Как ожидается, в конце октябр...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 101

Изменения в специфических санитарно-эпидемиологических требованиях для школ

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2024 № 502 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 и от 2...
№ 8 (152) 2024 Плеханова Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1341
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок