Составляем годовой план учреждения
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Составляем годовой план учреждения

В 2019 году Академия последипломного образования на своем сайте разместила Методические рекомендации по подготовке плана работы учреждения образования на учебный год  (далее — Рекомендации-2019), которые были разработаны Академией для лиц, осуществляющих годовое планирование в учреждении. Рекомендации-2019 не противоречат рекомендациям по разработке годового плана, изложенным в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Основные нормативные правовые акты и методические документы, регламентирующие деятельность учреждений образования Республики Беларусь» (2010), а продолжают их, дополняют, уточняют сообразно настоящему времени, поэтому и опытному руководителю, следующему рекомендациям 2010 года, и начинающему управленцу они будут весьма полезны.

Рассмотрим наиболее важные моменты годового планирования.

Фираго Ирина

Старший преподаватель кафедры частных методик общего среднего образования Минского областного института развития образования

14613 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Методические рекомендации направлены, с одной стороны, на обеспечение систематизации и координации деятельности системы общего среднего образования, с другой, предоставляют руководству учреждений образования возможность выбора направлений, форм, методов и средств для оптимального решения актуальных проблем деятельности.

Сущность планирования заключается в выборе основных видов и направлений дея­тельности учреждения, дел, мероприятий с определением ответственных исполнителей и сроков исполнения.

Цель планирования — выработка единой системы действий не только для руководителей и педагогического коллектива, но и для коллектива учащихся для достижения определенных результатов. Согласно Рекомендациям‑2019 в годовом плане обобщаются результаты анализа дея­тельности учреждения образования, формулируются цели и задачи на учебный год, определяются формы, методы и средства достижения целей, сроки решения задач, ответственные за выполнение предусмотренных планом мероприятий.

Годовой план служит важным средством управления деятельностью педагогического и ученического коллективов, а также обеспечения условий для достижения прогнозируемых результатов. Это, в свою очередь, значит, что годовой план — важный локальный до­кумент каждого учреждения образования.

При разработке годового плана следует соблюдать следующие условия:

  • форма годового плана определяется руководством с учетом ее удобства для работы и полноты охвата приоритетных направлений деятельности учреждения;
  • планированию предшествует всесторонний анализ деятельности учреждения за прошедший учебный год;
  • планируемые мероприятия характеризуются педагогической целесообразностью, комплексностью решения задач, продуманностью и взаимообусловленностью.

Практика показывает, что наиболее удобны матричные формы представления содержания годового плана.

Образцы понедельной и помесячной мат­риц плана работы

Преимущество таких форм плана состоит в том, что благодаря им легко прослеживается наличие / отсутствие системы работы по направлениям. Кроме этого, матричная форма плана удобна тем, что позволяет видеть общую систему организации образовательного процесса и исключает необходимость писать ежемесячный, четвертной, еженедельный планы.

Технология заполнения матричной формы плана на учебный год предполагает включение в план:

  • запланированных ежемесячно повторяющихся дел, определяемых спецификой функционирования учреждения образования и особенностями каждого месяца учебного года;
  • запланированных мероприятий в рамках сложившихся традиций учреждения, отражающих его индивидуальность;
  • разработку системы мероприятий на основе целей и задач, поставленных на новый учебный год, исходя из анализа деятельности учреждения за предыдущий учебный год.

Подобный подход к планированию позволяет ежегодно обновлять лишь отдельные части плана под новые цели и задачи, концентрировать внимание на проводимых мероприятиях. Таким образом можно обеспечить развитие традиций учреждения, преемственность и целостность содержания плана.

Обратите внимание
Какую бы форму плана ни выбрало учреждение, следует помнить о следующих правилах хорошего тона в его оформлении: расположение всех страниц плана в единой ориентации (альбомной или книжной); размещение иллюстративного материала к анализу результатов работы за год (таблиц, диаграмм, др.) в приложениях к тексту.

Главное в плане работы учреждения — его содержание, т. к. план должен представлять собой модель будущей деятельности коллектива и его руководителей. Форма планирования выполняет второстепенную роль. Однако рабочим документом план может стать лишь при наличии удобной для пользователей формы.

Четвертый раздел Рекомендаций‑2019 повествует о цели выполнения анализа дея­тельности учреждения образования, о составляющих исследований и оценок внешних и внутренних факторов деятельности учреждения образования, о требованиях, предъявляемых к процессу анализа и его результатам, о том, какие четко сформулированные выводы должны быть сделаны.

Заметим, определение общешкольной педагогической проблемы, целей и задач деятельности на новый учебный год основывается, в т. ч. на итоговом педагогическом анализе достигнутых результатов. Если выполнять анализ, описывая процессы, произошедшие в учреждении с последующими попытками сделать из этого выводы, — он будет содержать много описаний и перечислений. Если же делать анализ по результатам, то получися краткий, содержательный, конкретный, исключающий возможность субъективного толкования до­кумент, определяющий причинно-­следственные связи событий и их итогов, выявляющий динамику достижений и позволяющий сравнить их с итогами предыдущих лет.

В анализе деятельности, прилагаемому к годовому плану, наиболее важны результаты, а описания важного, значимого, интересного, равно как и сами полученные результаты, должны прозвучать в докладе директора на августовском педсовете.

Следующей непростой задачей, которую нужно решить, разрабатывая план, является определение цели и задач деятельности учреждения на следующий год, а также соблюдение преемственности, связи анализа результатов за прошедший год и направлений деятельности в новом учебном году.

Многие руководители берут за правило формулировать цели и задачи деятельности учреждения образования на новый учебный год как реакцию учреждения на собственные итоги, отраженные в педагогическом анализе достигнутых результатов за прошедший учебный год, задач, определенных в перспективных планах, программах и др., нормативных документах, регламентирующих деятельность учреждения образования в следующем учебном году.

Определить необходимое в деятельности на основе анализа существующих многочисленных проблем и достижений сложно. Некоторым руководителям, скрупулезно занимающимся планированием деятельности учреждения, помогает в работе анализ результатов деятельности учреждения образования, который можно представить в табличном виде.

Таблица

Анализ результатов деятельности учреждения образования

Информация, размещаемая в первой и второй колонках, помогает определить наиболее значимую проблему и задачи, которые нужно решить. Третью колонку заполняют, планируя мероприятия или выполняя экспертизу плана. Когда третья колонка заполнена полностью, можно утверждать, что каждое из планируемых мероприятий направлено на решение конкретных задач и достижение цели. Таким образом, ни одна проблема (достижение), выделенная в анализе итогов прошлого года, не останется без решения, а успех будет подкреплен конкретными действиями.

В годовом плане не следует перечислять должностные обязанности педагогических работников, а также мероприятия, организованные общественными объединениями, другими организациями, в которых учреждение образования принимает участие. Вместе с тем невключение этих мероприятий в план не исключает контроль за их исполнением. Результаты изучения деятельности по указанным вопросам могут быть обсуждены на совещании при директоре, заместителе директора и др.

В четвертом разделе Рекомендаций‑2019 «Содержание годового плана» предлагается следующая структура годового плана:

Раздел 1. Общее управление учреждением образования.

Раздел 2. Организационно-­педагогическое обеспечение получения учащимися общего среднего образования.

Раздел 3. Организация образовательного процесса.

Раздел 4. Организация воспитательной работы.

Раздел 5. Обеспечение социально-­педаго­гической поддержки и психологической помощи учащимся.

Раздел 6. Организация работы с педагогическими кадрами.

Раздел 7. Организация финансово-­хо­зяйст­венной деятельности.

В годовой план могут быть включены и другие разделы, обусловленные спецификой деятельности конкретного учреждения образования.

Этапы подготовки годового плана

В Рекомендациях‑2019 предлагается следующий алгоритм подготовки годового плана:

I этап — подготовка к планированию.

Руководство учреждения образования определяет источники и формы сбора необходимой для анализа и планирования информации, формирует состав рабочих групп по подготовке отдельных разделов годового плана.

Рабочие группы анализируют, систематизируют диагностические, статистические материалы, определяют структуру содержания проекта годового плана.

Руководитель издает приказ о подготовке проекта плана работы учреждения образования на новый учебный год. В данном приказе определяются:

  • сроки подготовки проекта годового плана;
  • ответственные за подготовку материалов по каждому разделу плана (как правило, это заместители руководителя);
  • состав рабочих групп по разработке годового плана и содержание их деятельности;
  • сроки и место предварительного обсуждения проекта плана, внесения корректив с учетом поступивших замечаний и предложений;
  • сроки рассмотрения годового плана работы учреждения образования советом учреждения образования.

II этап — подготовка проекта годового плана.

III этап — экспертиза годового плана.

IV этап — утверждение годового плана.

Использование данного алгоритма за­страху­ет руководителя от некоторых возможных ошибок. Практика показывает, что вопрос планирования решается успешно, если руководитель предоставит творческим группам разработчиков формулировку цели деятельности учреждения на следующий учебный год после полного анализа результатов за прошедший. Это даст возможность каждой группе соотнести задачи, которые необходимо решить по направлению, с общешкольной целью, запланировать и организовать мероприятия, которые не будут выбиваться из общего контекста, и посодействовать комплексному решению общих проблем.

Годовой план утверждается руководителем учреждения образования. Он может утверждаться двумя способами: изданием распорядительного документа или лично руководителем. Согласно Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (с последующими изменениями и дополнениями), оба способа имеют одинаковую юридическую силу

14613 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок