Роль профильного обучения в повышении качества образования
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Роль профильного обучения в повышении качества образования

Что является одной из главных задач профильного образования?
Подготовка учащихся к централизованному тестированию.
Какую проблему решает концепция профильного обучения?
Проблему профессионального самоопределения.

Современное образование рассматривается как индивидуализированное, ориентированное на запросы конкретного учащегося. Базовой формой такого образования становится профильное обучение. В данной статье мы проанализируем, как организация востребованных в социально-экономической жизни страны профилей смогла вывести учащихся ГУО «Гимназия № 2 г. Витебска» на совершенно новый уровень результативности образовательной деятельности. 

Киселев Константин

Директор государственного учреждения образования «Гимназия № 2 г. Витебска», член совета специального фонда Президента Респуб­лики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов

1645 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Еще не так давно, со времен средней школы № 9, правопреемницей которой является гимназия № 2 г. Витебска, а если более конкретно — с 1960 и до 2013 г., в гимназии на повышенном уровне изучался лишь один предмет — английский язык. Несомненно, в свое время это было важным условием развития учебного заведения, однако понимание требований, предъявляемых к современному выпускнику, анализ результатов поступления, запросов обучающихся и их законных представителей привел к необходимости трансформации образовательной стратегии гимназии, перехода от лингвистической направленности к многопрофильности нашего учреждения образования.

Выработанная руководством концепция «Гимназия максимальной реализации» предполагает возможность раскрытия способностей учащихся в любом направлении. Ключевую роль в новой стратегии играет именно многогранная профилизация, которая имеет ряд особенностей.

Допрофильная подготовка

Важное значение имеет допрофильная подготовка, которая начинается с VIII класса.

Допрофильная подготовка является этапом первичного профессионального самоопределения, на котором учащимся предоставляется возможность оценить свои способности в изучении на повышенном уровне тех или иных предметов. Именно в VIII‒IX классах выбирается дальнейшее направление образования, происходит первичный выбор профессии. Здесь возможны переосмысление вектора собственного развития, выбор иного профиля для подготовки к поступлению в высшее учебное заведение.

Кроме того, мы предусмотрели возможность изучения в качестве профильных не двух, а трех предметов. Интересным нюансом является и то, что английский язык в силу его особой значимости в современном глобальном мире мы сделали профильным предметом в каждом классе с целью поддержания многолетних традиций.

Профильное образование в X и XI классах

На данном этапе в гимназии № 2 г. Витебска организована работа 5 профилей:

  • информационно-­технологического (математика, физика, английский язык на повышенном уровне, а также обязательные курсы программирования);
  • медицинского (химия, биология, английский язык на повышенном уровне);
  • экономического (математика, английский и русский языки на повышенном уровне);
  • лингвистического (английский, русский языки, история Беларуси на повышенном уровне);
  • юридического (обществоведение, английский и русский языки на повышенном уровне).

Работа профилей гимназии организована по II модели, при которой в одном классе объединяются учащиеся, изучающие на повышенном уровне разные учебные предметы.

Одной из задач профильного образования в гимназии нам видится необходимость показать место и роль школьных предметов в структуре профессий.

Это важно
Реализация концепции профильного обучения решает проблему профессионального самоопределения учащегося, построения индивидуальной траектории его развития, а в конечном итоге выступает одним из решающих факторов повышения качества образования в учебном заведении.

Так, для учащихся юридических классов традицией становится участие в круглых столах и семинарах с сотрудниками Витебского областного суда и областной прокуратуры с целью ознакомления с законодательной базой.

Для учащихся классов экономической направленности предусмотрено всестороннее сотрудничество с Витебским областным управлением Белагропромбанка с целью повышения финансовой грамотности учащихся, их погружения в профессию банковского служащего.

Для групп инженерно-­технической направленности организуются экскурсии на ведущие предприятия города — «Витязь», «Витебские подъемники», в компании — резиденты Парка высоких технологий, конструкторское бюро «Дис­плей», прорабатывается вопрос с руководите­лями этих предприятий о целевых направлениях для мотивированных учащихся гимназии.

Учащиеся лингвистического профиля, который готовит в т. ч. и будущих журналистов, являются редакторами гимназических газеты и телевидения, изучают факультативный курс «Основы перевода».

Наконец, наше тесное сотрудничество с Витебским государственным ордена Дружбы народов медицинским университетом (ВГМУ) позволяет будущим врачам видеть профессию изнутри за счет регулярного посещения университетских стоматологической поликлиники и симуляционного центра, где гимназисты знакомятся с медицинскими приборами реанимации, скорой неотложной помощи. Кроме того, у будущих медиков есть возможность примериться к студенческому статусу в процессе участия в Дне студента, который регулярно проводит ВГМУ.

Организация эффективного профильного образования

Мы можем говорить об организации эффективного профильного образования в учебном заведении только при соблюдении трех основных критериев: развитости материально-технической и учебно-технологической базы, высокого уровня кадровых ресурсов и прежде всего высокого качества образования.

Так, развитие учебно-технологической базы профильных кабинетов является необходимым условием организации результативного процесса.

По сути, руководитель должен создать ресурсные центры изучения профильных предметов, обеспечив их всем необходимым оснащением, современной учебной, методической, энциклопедической и справочной литературой, создав оборудованное эстетически и функционально образовательное пространство учебного кабинета. Оборудование учебных кабинетов для организации профильного обучения предполагает активное использование современных средств обучения. В гимназии каждый кабинет оснащен мультибордом, компьютерной техникой. Только на оборудование ресурсного центра по химии за год было потрачено более 100 000 руб.: приобретены аквадистилятор, спектрофотометр, центрифуга, химические наборы, электрические весы, микроскопы, все необходимые реактивы, создана «зона компьютерной химии».

Однако самое главное достояние гимназии № 2 г. Витебска — это педагогические кадры высокого уровня. К работе с учащимися профильных классов привлечены преподаватели университетов-­партнеров: Белорусского государственного университета, Витебского государственного университета им. П. М. Машерова, ВГМУ. При этом вдохновенная работа таких известных в стране педагогов, как учителя математики А. В. Шуголь и С. Г. Матросова, тренер по программированию В. П. Лактина, химик Р. В. Шклейник, биолог М. В. Трубеко, филологи Е. К. Моисеева, Г. Н. Дегтерева и Л. Н. Прусова, мастера английского языка Н. Н. Чернова и А. С. Миненко, историк О. В. Чаплыгина, обществовед А. Л. Дединкин, и многих других дает возможность учащимся профильных классов демонстрировать высокое качество образования, успешно поступать в университеты по профильным направлениям.

При этом работу в профильных классах осуществляют только учителя высшей категории, трое из них — В. П. Лактина, Е. К. Моисеева и Р. В. Шклейник — имеют квалификационную категорию «Учитель-­методист».

Прогресс в олимпиадном движении

Система профильного образования гимназии позволила добиться заметного прогресса в олимпиадном движении. Здесь уместным будет сравнить результаты 2022 г. с итогами 2013 г. — «допрофильной» эры, чтобы оценить эффективность стратегии «Гимназия максимальной реализации». Так, за 9 лет гимназия проделала путь с 19 до 57 дипломов на областной олимпиаде, а на заключительном этапе республиканской олимпиады — с 1 до 28 дипломов по 10 предметам.

Данные результаты позволяют гимназии второй год подряд уверенно лидировать в общем зачете в стране (см. таблицу 1), впрочем, вынося за скобки Лицей БГУ — учреждение образования республиканского подчинения, главный центр страны по развитию интеллектуальной одаренности, имеющий отдельную команду для участия в заключительном этапе республиканской олимпиады.

Таблица 1

Итоги заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам 2022 года

Огромное значение для нашей страны имеют и победы учащихся на международных олимпиадах. Как отметил Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, «именно по победам в международных олимпиадах судят о том, какие национальные научные школы эффективно развиваются, в каких областях наша страна имеет высокий потенциал».

В прошлом учебном году учащиеся гимназии № 2 завоевали 12 медалей официальных международных олимпиад, входящих в перечень Министерства образования Республики Беларусь, по математике, информатике и географии.

Подготовка учащихся к централизованному тестированию

Одной из главных задач профильного образования является организация целенаправленной подготовки учащихся к централизованному тестированию по определенным предметам.

Организация обучения учащихся X и XI классов выполнению тестовых работ на протяжении всего учебного года, осуществление поурочного и тематического контроля с помощью тестовых заданий способствуют успешной подготовке учащихся к централизованному экзамену по математике и одному из государственных языков и централизованному тестированию. Для реализации этого направления могут использоваться резервные часы, предусмотренные календарно-­тематическим планированием в каждом классе.

Эффективной является и практика прохождения всех трех этапов репетиционного тестирования с последующим анализом результатов и коррекцией знаний учащихся учителем в урочном процессе и на факультативных и стимулирующих занятиях.

Данная система работы позволила выпускникам гимназии достичь высоких результатов сдачи централизованных тестов в 2022 г. (см. таблицу 2). Трое учащихся продемонстрировали 100‑балльные результаты по математике, физике и химии. Еще шестеро учащихся являются обладателями 100‑балльных сертификатов по результатам заключительного этапа республиканской олимпиады. Однако, к сожалению, олимпиадные победы не учитываются в общей статистике, иначе средний балл сдачи централизованного тестирования был бы еще выше. Средний балл по всем предметам в гимназии № 2 г. Витебска на 10‒20 баллов выше, чем по Витебской области и стране в целом.

Таблица 2

Анализ результатов централизованного тестирования выпускников гимназии № 2 г. Витебска в 2022 году

Поступление выпускников

Достойные результаты централизованного тестирования стали основанием успешного поступления выпускников гимназии в высшие учебные заведения. 97 % учащихся поступили в университеты, двое — в колледжи.

Анализ специальностей, выбранных выпускниками этого года, показывает, что они делают выбор на основе существующих в гимназии профильных направлений. Так, 19 выпускников (31 %) поступили на инженерные и IT-специальности, 14 (23 %) выбрали лингвистическое направление, журналистику, 13 (21 %) — экономические специальности, финансовый менеджмент, 6 (10 %) — профессию юриста.

Как члену Совета специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов мне хотелось бы акцентировать внимание на такой важнейшей государственной задаче любого учреждения общего среднего образования, как поступление талантливой молодежи в наши белорусские вузы. Выполнение данной задачи должно стать краеугольным камнем организации проф­ориентационной работы. Считаю, что гимназия смогла достичь достойных результатов и в этом направлении работы с одаренными детьми. Процент поступления в университеты Республики Беларусь составил 84 %, 16 % учащихся поступили в вузы Российской Федерации (см. таблицу 3).

Таблица 3

Высшие учебные заведения, в которые поступили выпускники гимназии № 2 г. Витебска в 2022 году

Кроме того, необходимо отметить, что всех шестерых победителей республиканских и международных олимпиад, окончивших гимназию в 2022 г., были готовы без экзаменов принять ведущие университеты Российской Федерации, однако благодаря серьезной работе педагогического коллектива 5 из 6 победителей олимпиад самого высокого уровня остались в Беларуси, выбрав для продолжения обучения белорусские вузы.

Обратите внимание
Своевременным и необходимым стало решение Министерства образования о возможности поступления без экзаменов абитуриентов по результатам не только республиканских и международных, но и университетских олимпиад, начиная с этого учебного года (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.08.2022 № 264 «О проведении университетских олимпиад»).

Группа педагогического профиля на базе параллели X классов

В качестве перспективы развития профильного образования в гимназии мы можем рассматривать решение о создании группы педагогического профиля на базе параллели X классов. Задача вырастить новую плеяду педагогов — это задача государственного уровня, и гимназия не может остаться в стороне от этих процессов. Учащиеся, вошедшие в данную группу, будут осваивать программу обязательных факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию».

Обязательной частью профессиональной педагогической подготовки являются педагогические пробы. Учащиеся группы педагогического профиля принимают активное участие в Дне самоуправления, проводят уроки, классные и информационные часы в начальном и среднем звеньях, присутствуют на заседаниях педагогического совета, методических объединений педагогов гимназии.

Моя главная педагогическая мечта — вырастить в гимназии новое поколение учителей-профессионалов из числа наших выпускников, которые с увлечением и истинным гимназическим патриотизмом продолжат «сеять разумное, доброе, вечное».

Таким образом, опираясь на традиции и учитывая вызовы времени, профильное образование в гимназии № 2 г. Витебска направлено на максимальную реализацию обучающихся, чтобы они стали успешными в современных социально-экономических реалиях и внесли достойный вклад в развитие нашей страны.

1645 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

В Минобразования рассказали, какие документы должны вести учителя

Искоренить бюрократическую нагрузку на учителей и выполнение несвойственных им функций — таково требование ­­Президента, прозвучавшее 27 августа на Республиканском педсов...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 177

Готовимся к новому учебному году правильно

Начало учебного года — всегда стресс для всех участников образовательного процесса. Статья поможет директору (как начинающему, так и опытному): • не растеряться в нача...
№ 8 (152) 2024 Маевская Валентина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1507
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок