Помощь в формировании профильных классов профессиональной направленности: нормативно-правовое сопровождение
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Помощь в формировании профильных классов профессиональной направленности: нормативно-правовое сопровождение

Чем раньше человек поймет, к чему лежит душа, тем блистательнее у него сложится карьера. Это очень серьезный выбор. Сделать его помогает профильное обучение. Какими требованиями и НПА нужно руководствоваться при организации профильных классов профессиональной направленности, расскажем в материале.

Титова Наталья

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного учреждения образования «Физкультурно-спортивный центр детей и молодежи Фрунзенского района г. Минска», кандидат педагогических наук

Круглик Юрий

Директор ГУО «Гимназия № 19 г. Минска», магистр педагогических наук

1454 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Цели профильного обучения

Выявление и развитие у обучающихся УОСО необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью, — основная цель организации профильного обучения и, в частности, формирования профильных классов профессиональной направленности на III ступени общего среднего образования.

Это важно
От выпускников УОСО требуется способность самостоятельно и осознанно осуществлять выбор будущей профессии.

В Республике Беларусь содержание образования строится на основе широкой профильной дифференциации, что позволяет учитывать:

  • интересы и способности обучающихся;
  • потребности общества и государства.

Плюсы профильного обучения:

  • Сильные классы 
  • Углубленное изучение предметов 
  • Приобщение к профессии
  • Подготовка к ЦЭ и ЦТ
  • Мотивация
  • Ощущение общего дела

История профильного обучения

На современном этапе становления национальной системы образования особое внимание к вопросу формирования профильных классов профессиональной направленности начинается с 2015 г., когда Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2015 № 110) предоставила возможность осуществления в X–XI классах УОСО профильного обучения, сочетающего:

  • изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне;
  • проведение профессионально ориентированных факультативных занятий.

Справочно: в истории развития отечественной системы образования идеи дифференцированного обучения реализовывались начиная с 60‑х годов XX в., когда создавались художественные, спортивные, музыкальные школы, обучение в которых приобретало специализированную направленность, либо открывались школы и классы с углубленным изучением отдельных предметов, в учебные планы общеобразовательных школ вводились факультативные занятия.

Этап 2021–2025 гг. предусматривает увеличение количества профильных классов профессиональной направленности:

  • педагогической;
  • аграрной;
  • спортивно-­педагогической;
  • военно-­патриотической;
  • иной направленности в соответствии с востребованностью профессий на рынке труда.

Такой подход к профильному обучению заложен в Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2021 № 683), Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021‒2025 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2021 № 57), Программе деятельности Правительства до 2025 года (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2020 № 758, ред. от 15.08.2023).

Ожидаемые результаты профильного обучения:

  • увеличение количества обучающихся в профильных классах технико-­техно­логи­ческой направленности до 50 %;
  • обеспечение 100‑процентного охвата обу­чающихся базовых X–XI классов профессиональной подготовкой (за исключением освобожденных от профессиональной подготовки по медицинским показаниям).

Льготы при поступлении
В 2023 г. в вузы могли поступить без экзаменов:
• учащиеся профильных классов педагогического направления с отметками не ниже 7 баллов — на педагогические специальности с условием последующей отработки не менее 5 лет;
• учащиеся профильных классов аграрного профиля с отметками не ниже 7 баллов — на условиях целевой подготовки по сельскохозяйственному направлению;
• выпускники спортивно-­педагогических учреждений с отметками не ниже 7 баллов (не ниже 8 — для профильных предметов) — на специальность «Физическая культура и спорт».


Правовое регулирование организации профильного обучения

1. Кодекс об образовании, в частности, ст. 148.

2. Программа социально-­экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 29.07.2021 № 292).

3. Положение об учреждении общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322).

4. Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2021 № 683).

5. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2021 № 57).

6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.08.2022 № 269 «О приеме лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, средних школах».

Для профильных классов педагогической направленности:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.03.2017 № 27 «Об утверждении учебной программы факультативных занятий для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования».

Для профильных классов спортивно-­педагогической направленности:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2019 № 121 «Об утверждении учебных программ факультативных занятий».

Для профильных классов военно-­патриотической направленности:

постановления Министерства образования Республики Беларусь от 15.06.2020 № 129 и от 07.07.2020 № 190 «Об утверждении учебной программы факультативного занятия».

Для профильных классов аграрной направленности:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.09.2021 № 252 «Об утверждении учебной программы факультативного занятия».

Для профильных классов инженерной направленности:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2022 № 192 «Об утверждении учебных программ факультативных занятий».

Для профильных классов технико-­технологической направленности:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13.01.2023 № 11 «Об утверждении учебной программы факультативных занятий».

Необходимые материалы и рекомендации по организации обязательных факультативных занятий для профильных классов профессиональной направленности размещены на Национальном образовательном портале в разделах «Профильные классы» и «Учебные программы факультативных занятий профессиональной направленности».

Механизм формирования профильных классов профессиональной направленности ежегодно разъясняется в письмах Министерства образования, которые направляются в органы государственного управления образованием, а также размещаются в свободном доступе на соответствующих сайтах.


От редакции

Для работы воспользуйтесь нашей тематической подборкой «Профильное обучение».


Требования, предъявляемые к профильным классам профессиональной направленности

* В классах спортивно-педагогической направленности могут обучаться учащиеся специализированных по спорту классов. В этом случае на повышенном уровне изучается только учебный предмет «Биология», а также осваивается программа факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии».

1454 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В Минской области выбрали лучшего молодого директора школы

В Минской области в рамках конкурса "Молодой директор - 2024" выбрали лучшего руководителя учреждения образования: победителем стал Антон Гульнев - директор Велятичской С...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 148

Как разработать план мероприятий по охране труда

В том, чтобы здоровью и жизни работников в процессе выполнения трудовых задач ничего не угрожало, заинтересованы все: и работодатель, и сам работник. Каждая организация д...
№ 7 (151) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 966
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок