Цели профильного обучения
Выявление и развитие у обучающихся УОСО необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью, — основная цель организации профильного обучения и, в частности, формирования профильных классов профессиональной направленности на III ступени общего среднего образования.
Это важно
От выпускников УОСО требуется способность самостоятельно и осознанно осуществлять выбор будущей профессии.
В Республике Беларусь содержание образования строится на основе широкой профильной дифференциации, что позволяет учитывать:
- интересы и способности обучающихся;
- потребности общества и государства.
Плюсы профильного обучения:
- Сильные классы
- Углубленное изучение предметов
- Приобщение к профессии
- Подготовка к ЦЭ и ЦТ
- Мотивация
- Ощущение общего дела
История профильного обучения
На современном этапе становления национальной системы образования особое внимание к вопросу формирования профильных классов профессиональной направленности начинается с 2015 г., когда Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2015 № 110) предоставила возможность осуществления в X–XI классах УОСО профильного обучения, сочетающего:
- изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне;
- проведение профессионально ориентированных факультативных занятий.
Справочно: в истории развития отечественной системы образования идеи дифференцированного обучения реализовывались начиная с 60‑х годов XX в., когда создавались художественные, спортивные, музыкальные школы, обучение в которых приобретало специализированную направленность, либо открывались школы и классы с углубленным изучением отдельных предметов, в учебные планы общеобразовательных школ вводились факультативные занятия.
Этап 2021–2025 гг. предусматривает увеличение количества профильных классов профессиональной направленности:
- педагогической;
- аграрной;
- спортивно-педагогической;
- военно-патриотической;
- иной направленности в соответствии с востребованностью профессий на рынке труда.
Такой подход к профильному обучению заложен в Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2021 № 683), Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021‒2025 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2021 № 57), Программе деятельности Правительства до 2025 года (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2020 № 758, ред. от 15.08.2023).
Ожидаемые результаты профильного обучения:
- увеличение количества обучающихся в профильных классах технико-технологической направленности до 50 %;
- обеспечение 100‑процентного охвата обучающихся базовых X–XI классов профессиональной подготовкой (за исключением освобожденных от профессиональной подготовки по медицинским показаниям).
Льготы при поступлении
В 2023 г. в вузы могли поступить без экзаменов:
• учащиеся профильных классов педагогического направления с отметками не ниже 7 баллов — на педагогические специальности с условием последующей отработки не менее 5 лет;
• учащиеся профильных классов аграрного профиля с отметками не ниже 7 баллов — на условиях целевой подготовки по сельскохозяйственному направлению;
• выпускники спортивно-педагогических учреждений с отметками не ниже 7 баллов (не ниже 8 — для профильных предметов) — на специальность «Физическая культура и спорт».
Правовое регулирование организации профильного обучения
1. Кодекс об образовании, в частности, ст. 148.
2. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 29.07.2021 № 292).
3. Положение об учреждении общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322).
4. Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2021 № 683).
5. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2021 № 57).
6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.08.2022 № 269 «О приеме лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, средних школах».
Для профильных классов педагогической направленности:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.03.2017 № 27 «Об утверждении учебной программы факультативных занятий для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования».
Для профильных классов спортивно-педагогической направленности:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2019 № 121 «Об утверждении учебных программ факультативных занятий».
Для профильных классов военно-патриотической направленности:
постановления Министерства образования Республики Беларусь от 15.06.2020 № 129 и от 07.07.2020 № 190 «Об утверждении учебной программы факультативного занятия».
Для профильных классов аграрной направленности:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.09.2021 № 252 «Об утверждении учебной программы факультативного занятия».
Для профильных классов инженерной направленности:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2022 № 192 «Об утверждении учебных программ факультативных занятий».
Для профильных классов технико-технологической направленности:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13.01.2023 № 11 «Об утверждении учебной программы факультативных занятий».
Необходимые материалы и рекомендации по организации обязательных факультативных занятий для профильных классов профессиональной направленности размещены на Национальном образовательном портале в разделах «Профильные классы» и «Учебные программы факультативных занятий профессиональной направленности».
Механизм формирования профильных классов профессиональной направленности ежегодно разъясняется в письмах Министерства образования, которые направляются в органы государственного управления образованием, а также размещаются в свободном доступе на соответствующих сайтах.
От редакции
Для работы воспользуйтесь нашей тематической подборкой «Профильное обучение».
Требования, предъявляемые к профильным классам профессиональной направленности
* В классах спортивно-педагогической направленности могут обучаться учащиеся специализированных по спорту классов. В этом случае на повышенном уровне изучается только учебный предмет «Биология», а также осваивается программа факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии».