Общественный контроль: как и что проверяют профсоюзы

Общественный контроль: как и что проверяют профсоюзы

Уведомляется ли учреждение образования о проведении плановой проверки органами профсоюза?
Да, письменное уведомление направляется учреждению не позднее чем за 10 рабочих дней до начала плановой проверки.
Могут ли органы профсоюза за выявленные нарушения привлечь ответственных к административной ответственности?
Нет, не могут.
Какой документ выдается, если нарушения выявлены, а какой — если не выявлены?
В первом случае выдается представление, во втором — справка.

Сидоренко Анна

Правовой инспектор труда Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников торговли, потребительской кооперации и предпринимательства

Мисник Екатерина

Главный технический инспектор труда Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников торговли, потребительской кооперации и предпринимательства

Радюк Наталья

Советник технической инспекции труда Совета Федерации профсоюзов Беларуси

1965 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Общественный контроль является одним из направлений деятельности профессиональных союзов, их организационных структур, объединений таких союзов и их организационных структур (далее — профсоюзы). Он проводится в форме проверок и иных мероприятий, не связанных с проверками. Рассмотрим особенности осуществления общественного контроля профсоюзами.

Какими НПА руководствуются профсоюзы при осуществлении общественного контроля

Осуществление общественного контроля регламентируется, в частности:

  • Указом Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее — Указ № 240) и Положением о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок (утв. Указом № 240 (далее — Положение об общественном контроле));
  • Положением о правовой инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси (далее — ФПБ) (документ можно найти по ссылке);
  • Положением о технической инспекции труда ФПБ (документ можно найти по короткой ссылке).

Виды контроля и кто его осуществляет

В соответствии с вышеуказанными актами профсоюзы вправе осуществлять общественный контроль:

  • за соблюдением законодательства о труде;
  • соблюдением законодательства об охране труда;
  • соблюдением законодательства о профсоюзах;
  • выполнением коллективного договора (соглашения).

Справочно: полномочия правовых и технических инспекторов труда подтверждаются соответственно удостоверениями правового (главного правового) или технического (главного технического) инспектора труда, формы которых приведены в Положении о правовой инспекции труда ФПБ и Положении о технической инспекции труда ФПБ.

Общественный контроль уполномочены осуществлять следующие представители профсоюзов:

  • за соблюдением законодательства о труде и о профсоюзах — правовые инспекторы труда профсоюзов;
  • за соблюдением законодательства об охране труда — технические инспекторы труда профсоюзов;
  • за выполнением коллективного договора (соглашения) — правовые и технические инспекторы труда профсоюзов.

Правовыми и техническими инспекторами труда профсоюзов являются лица, состоящие в трудовых отношениях с профсоюзами.

Какие формы общественного контроля предусмотрены

Общественный контроль, осуществляемый профсоюзами, проводится в форме:

  • проверки — совокупности мероприятий, проводимых профсоюзами в отношении контролируемых субъектов, по итогам которых оценивается соответствие требованиям законодательства, коллективного договора (соглашения) осуществляемой контролируемыми субъектами деятельности по обеспечению трудовых и социально-­экономических прав граждан, действий (бездействия) должностных лиц и иных работников контролируемых субъектов;
  • мониторинга — мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-­экономических прав граждан;
  • участия в работе коллегиальных органов, комиссий;
  • иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями).

Общественный контроль в форме плановых проверок

Планирование проверок осуществляется профсоюзами во взаимодействии между собой и с учетом соответствующих планов выборочных проверок, размещенных на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь либо его органов (ч. 1 п. 9 Положения об общественном контроле).

Планы проверок составляются правовыми и техническими инспекциями труда профсоюзов, входящих в состав ФПБ, организационных структур ФПБ, на полугодие и утверждаются полномочным органом профсоюза. Утвержденные планы проверок представляются в правовую и техническую инспекции труда Совета ФПБ для размещения на сайте ФПБ.

Справочно: планы проведения профсоюзами проверок размещаются на сайтах республиканских объединений профсоюзов (ч. 4 п. 9 Положения об общественном контроле), в частности, на сайте ФПБ (короткая ссылка — bit.ly/3t66C 3q).

Обратите внимание
Профсоюз вправе назначать плановые проверки в отношении контролируемых субъектов по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года (ч. 2 п. 6 Указа № 240).

Проверка контролируемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.

Период, за который проводится проверка, не ограничивается в случае обращения физического лица — члена профсоюза при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

О назначении плановой проверки контролируемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление о проведении проверки (далее — уведомление), направленное по последнему известному профсоюзу месту нахождения контролируемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления (п. 14 Положения об общественном контроле).

Проверка проводится на основании предписания руководителя профсоюза (уполномоченного им заместителя руководителя проф­союза), заверенного печатью профсоюза или оформленного на фирменном бланке (ч. 1 п. 17 Положения об общественном контроле).

Справочно: контролируемый субъект обязан обеспечить возможность проведения плановой проверки в срок, указанный в уведомлении. По заявлению контролируемого субъекта профсоюзом однократно может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки (п. 20 Положения об общественном контроле).

Сведения о проведении проверки и ее результатах вносятся в книгу учета проверок.

Общественный контроль в форме внеплановых проверок

Внеплановые проверки могут назначаться:

  • для участия в расследовании причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний;
  • по заявлению контролируемого субъекта;
  • при наличии у профсоюза информации, полученной от первичной профсоюзной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан;
  • для проверки устранения контролируемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, по которым проверяющим выдано представление (контрольная проверка);
  • при наличии у профсоюзной организации информации, полученной от государственного органа, иной организации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде и (или) об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
  • при наличии информации, полученной от первичной профсоюзной организации, свидетельствующей о невыполнении коллективного договора (соглашения).

Какие документы выдаются по результатам проверок

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства или факты неисполнения коллективного до­говора (соглашения), проверяющим составляется представление. Если же нарушений актов законодательства или коллективного договора (соглашения) не выявлено, то оформляется справка (п. 23 Положения об общественном контроле).

Организация в свою очередь должна выполнить каждый пункт представления и письменно сообщить об этом профсоюзу, проводившему проверку (п. 26 Положения об общественном контроле).

Общественный контроль в форме мониторинга и иных мероприятий, не связанных с проверками

Правовые и технические инспекции труда профсоюзов вправе осуществлять общественный контроль в форме мониторинга.

По результатам мониторинга профсоюз вправе выдать контролируемому субъекту обязательную для рассмотрения рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения).

Формы рекомендации приведены в приложении 3 к Положению о правовой инспекции труда ФПБ и приложении 12 к Положению о технической инспекции труда ФПБ.

Справочно: контролируемый субъект обязан рассмотреть рекомендацию и проинформировать профсоюз о результатах ее рассмотрения в установленный в ней срок (ч. 2 подп. 1.5 п. 1 Указа № 240).

По результатам мониторинга, в ходе которого не выявлено нарушений законодательства о труде и об охране труда или фактов невыполнения коллективного договора (соглашения), оформляется справка.

Сведения о проведении мониторинга и его результатах в книгу учета проверок не вносятся.

Нарушения, выявляемые в ходе общественного контроля

При осуществлении общественного контроля выявляются, как правило, следующие нарушения (см. таблицу).

Таблица

Нарушения, выявляемые в ходе общественного контроля

Необходимо учитывать, что профсоюзы не вправе применять санкции к нанимателям и привлекать должностных лиц, допустивших нарушения, к административной ответственности, поскольку профсоюзы не относятся к специально уполномоченным государственным органам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.


1965 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В каких документах УОСО отразить изменения законодательства о труде

Закон Республики Беларусь от 29.06.2023 № 273-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» (далее — Закон) вступил в силу с 1 января 2024 г. Статья 3 Закона пр...
№ 1 (145) 2024 Лавфер Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 879
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок