Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися

Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися

Безопасность образовательного пространства — одно из главных условий успешной деятельности любого учреждения образования.

Современная жизнь доказывает необходимость создания безопасных условий для всех участников образовательного процесса, что требует обучения сотрудников, родителей, обучающихся, воспитанников безопасному образу жизни.

Однако никто не застрахован от несчастных случаев, в т. ч. во время образовательного процесса.

Давайте узнаем порядок действий в случае, если произошло событие, в результате которого обучающийся получил повреждение здоровья.

Жук Олег

главный технический инспектор труда Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки

1224 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В подп. 1.8 п. 1 ст. 30 Кодекса об образовании в качестве одного из основных прав обучающихся, т. е. лиц, принятых для освоения содержания образовательной программы, закреплено право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.

Создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов является обязанностью учреждения образования (подп. 4.5 п. 4 ст. 19 Кодекса об образовании).

Правила расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися при освоении содержания образовательных программ, воспитанниками при реализации программ воспитания, утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227 (далее — Правила № 227).

Это важно
Правила № 227 не распространяются на обучающихся:
• при привлечении их к выполнению работ в организациях в период прохождения практики, производственного обучения и стажировки;
• проведении занятий по учебному предмету (учебной дисциплине) «Физическая культура и здоровье», занятий «Час здоровья и спорта», факультативных занятий спортивной направленности, в объединениях по интересам, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и иных занятий физической культурой и спортом.

Основные понятия

Несчастный случай — событие, в результате которого обучающийся получил повреждение здоровья, в т. ч. в результате действий другого лица, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы и другие повреждения здоровья, нанесенные животными и насекомыми, а также полученные в результате контакта с растениями; повреждения здоровья вследствие взрывов, аварий (в т. ч. в дорожно-­транспортных происшествиях), разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов либо повлекшие смерть обучающегося.

Травма — нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внешним воздействием.

Учебные занятия (мероприятия) — учебные занятия, занятия по учебным предметам, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, мероприятия по реализации учреждениями образования, организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, планов воспитательной работы.

Цели расследования

Расследование несчастного случая проводится в целях выяснения следующих фактических обстоятельств:

1) имел ли место несчастный случай, каковы его последствия;

2) времени, места и иных обстоятельств несчастного случая;

3) круга лиц, присутствовавших либо имеющих иное отношение к несчастному случаю;

4) причин и условий несчастного случая;

5) иных сведений, имеющих отношение к несчастному случаю.

Какие несчастные случаи подлежат расследованию и учету

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, повлекшие за собой временную или стойкую утрату здоровья в соответствии с медицинским заключением и, как следствие, освобождение от учебных занятий (мероприятий) не менее чем на один день либо смерть обу­чающегося, при условии, что они произошли:

  • во время учебных занятий (мероприятий), связанных с освоением содержания образовательных программ, во время установленных перерывов между учебными занятиями (мероприятиями), проводимыми как на территории учреждения образования (в т. ч. на территории его обособленных и (или) структурных подразделений), так и за ее пределами в соответствии с учебным планом учреждения образования;
  • при проведении других организованных руководством учреждения образования мероприятий, в т. ч. проводимых в государственные праздники, праздничные (выходные) дни и во время каникул;
  • при проведении воспитательных мероприятий, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий, организованных учреждением образования;
  • при организованном следовании к местам проведения учебных занятий (мероприятий) и обратно на транспортном средстве, предоставленном учреждением образования, транспорте общего пользования и (или) пешком;
  • при осуществлении иных действий обучающимися, обусловленных уставом учреждения образования или правилами внутреннего распорядка для обучающихся либо совершаемых в интересах учреждения образования.

Порядок расследования несчастного случая с воспитанником

Документы расследования включают:

1) акт формы Н‑2 на обучающегося (воспитанника), получившего травму;

2) протокол осмотра места происшествия несчастного случая по форме согласно приложению 3 к Правилам № 227;

3) планы, схемы (эскизы) и фотоснимки места происшествия и другие материалы при необходимости;

4) протоколы опросов, объяснения пострадавшего (при возможности), получившего травму, свидетелей и иных лиц;

5) копии (выписки) документов о прохождении пострадавшим обучения правилам безопасного поведения;

6) медицинские документы о состоянии здоровья пострадавшего, получившего травму (при их наличии);

7) заключения экспертиз, результаты лабораторных исследований, экспериментов, анализов (при их наличии);

8) копии НПА, технических НПА, локальных правовых актов (извлечения, выписки из них);

9) особые мнения лиц, участвовавших в расследовании (при их наличии).

Справочно: обучающийся, получивший травму (законный представитель или лицо, представляющее его интересы), имеет право ознакомиться с материалами расследования в учреждении образования.

По результатам расследования руководитель принимает решение о выполнении комплекса мер по предупреждению и недопущению подобных несчастных случаев.

Безопасность образовательного пространства — одно из главных условий успешной деятельности любого образовательного учреждения. Современная жизнь доказывает необходимость создания безопасных условий для всех участников образовательного процесса, что требует обучения сотрудников, родителей, обучающихся, воспитанников безопасному образу жизни. 

Безопасность должна стать для каждого образом жизни, неотъемлемой и строго выполняемой частью его обязанностей.

1224 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Мой коллектив — это моя гордость!»: интервью с директором ГУО «Гимназия № 61 г. Минска» Ириной Владимировной ЛЕВКОВЕЦ

Ирина Владимировна Левковец — директор гимназии № 61 г. Минска, магистр гуманитарных наук, отличник образования Республики Беларусь, член Московской районной организации...
№ 3 (147) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 456
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок