ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Редакция: Какие главные конкурентные преимущества вашего учреждения образования по сравнению с другими?
Константин Леонидович: Главное — это высококвалифицированные педагоги, настоящие звезды педагогического Олимпа по всем предметам. Сильнейший контингент обучающихся. Удобное расположение в центре города. Развитая и высокотехнологичная учебная и материально-техническая база.
Ред.: Какую цель вы ставите перед собой каждый год 1 сентября?
К. Л.: Быть лучше, чем год назад, по всем направлениям образовательной деятельности. И дать новым поколениям гимназистов еще больше возможностей для реализации собственных талантов и способностей.
Ред.: Как вы находите сильных учащихся?
К. Л.: За счет наших достижений, активной PR-деятельности о нас знают родители города и сами просят о приеме сильных детей. Зачастую и учителя других школ, руководители, зная, что потенциал ребенка лучше всего раскроют у нас, предлагают родителям переход в гимназию. Плюс в вопросе привлечения одаренных учащихся помогает наш проект «Лаборатория подготовки талантов».
От редакции
Подробно обо всех секретах успеха гимназии читайте в статье К. Киселева «Как создать одно из лучших УОСО страны».
Ред.: Чтобы быть успешным, нужно быть амбициозным?
К. Л.: Обязательно. Амбиции помогают человеку быть целеустремленным, настойчивым, затрачивать много энергии и ресурсов в работе. А без этого успех невозможен.
Ред.: Какие книги вы рекомендуете читать для развития способностей? И актуально ли чтение в век Интернета?
К. Л.: Чтение актуально всегда, это формирование интеллектуального, нравственного и эмоционального облика человека. Здесь важно чтение и художественной литературы, и профессиональной. А также книг по саморазвитию и личностному росту. Три книги, которые я рекомендовал бы к прочтению любому молодому человеку для развития: М. Булгаков «Мастер и Маргарита», П. Коэльо «Алхимик», Н. Пил «Сила позитивного мышления». Ну, а «Евгения Онегина» А. Пушкина вполне можно знать и наизусть: более точных и всеобъемлющих, поэтичных и гениальных наблюдений о природе человека и жизни до сих пор никто иной так и не создал.
Ред.: Что больше всего влияет на развитие способностей?
К. Л.: Количество вложенного труда. Здесь простая пропорция: чем больше учащийся затратит времени на подготовку, тем выше результат он получит. Ну, и, конечно, уровень и мотивация педагога, который занимается с ребенком.
Ред.: Освобождаете ли вы учащихся от занятий по другим предметам во время интенсивной подготовки к олимпиаде?
К. Л.: Учащиеся освобождаются от уроков полностью во время проведения официальных сборов команды Витебской области по подготовке к заключительному этапу республиканской олимпиады. Частично — за неделю до проведения каждого из этапов республиканской олимпиады. Главная же подготовка ведется на факультативах после уроков и каждые каникулы, причем летом наши олимпиадники готовятся и в июне, и в августе.
Ред.: Как найти время на занятия по подготовке к олимпиаде? Как вы оплачиваете педагогам часы, затраченные на подготовку?
К. Л.: Здесь очень важна мотивация педагогов. Если она есть — время найдется всегда. Для подготовки к олимпиадам учитель отрабатывает выделенные ему оплачиваемые факультативные и стимулирующие занятия. Многие учителя имеют персональные надбавки за подготовку олимпиадников. Скажу сразу, что учителя, показывающие результат, не обижены финансово, их заработная плата гораздо выше средней по стране. Кстати, в гимназии на протяжении многих лет самая высокая средняя заработная плата среди УОСО Витебска. Но при этом я всегда утверждал, что финансовое стимулирование важная, но не главная мотивация для педагога, занимающегося олимпиадным движением. Главное — это успехи учеников и ощущение собственной педагогической реализованности.
Ред.: Какой вы видите главную цель педагогического коллектива?
К. Л.: Ежегодно демонстрировать самое высокое в Республике Беларусь качество образования. И делать это для родной страны, добиваясь того, чтобы наши высокоинтеллектуальные гимназисты были настоящими патриотами, оставались в отечественных университетах и впоследствии работали на благо нашей страны, делая ее еще лучше и счастливей.
Ред.: Можно ли ваш опыт создания лучшего учреждения образования применить на широкую аудиторию? Что при этом нужно учесть?
К. Л.: Несомненно, любой положительный управленческий опыт можно применить в другом учебном заведении. Но с обязательным учетом имеющихся ресурсов, возможностей, недостатков и других моментов.
Педагоги
Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА