ОБ УЧРЕЖДЕНИИ

Ред.: Светлана Сергеевна, расскажите об истории вашей гимназии. За какие достижения она была отмечена благодарностью Президента?
Светлана Сергеевна: История гимназии началась в декабре 1939 г. с открытия первой русской школы в Западной Беларуси. В 1941 г., во время Великой Отечественной войны, педагоги и старшеклассники ушли на фронт. Учреждение образования возобновило работу в 1944 г. после освобождения Беларуси. В 1940‒50‑х гг. в школе сформировались традиции приоритета знаний и творческой атмосферы. В 1965 г. открылись классы с углубленным изучением математики и физики, а в 1987 г. — музыкальные классы. В 1988 г. появились филологические, эстетические и спортивные классы. В 1991 г. на базе школы был открыт физико-математический лицей. В 1997 г. учреждение образования получило статус школы-лицея. В 1999‒2000 гг. добавились новые специализации: математика-лингвистика и химия-биология, в 2002 г. — культурология.
В 2003 г. школа-лицей была признана лучшей школой города и отмечена благодарностью Президента Республики Беларусь. В 2008 г. ей присвоен статус ГУО «Гродненская городская гимназия». В 2022 г. гимназия получила имя Александра Иосифовича Дубко, героя Беларуси. В 2024 г. гимназии исполнилось 85 лет.
Ред.: Какие традиции гимназии уже существуют давно и вы считаете их самыми важными?
С. С.: В каждом учреждении образования существуют традиции, объединяющие учителей, учащихся, выпускников и родителей, делающие их жизнь яркой и запоминающейся.
У нас все государственные праздники и мероприятия начинаются с возложения цветов к памятнику погибшим учителям и ученикам, открытому в 1981 г. на территории школы. Памятник был построен на средства, собранные учащимися на сборе макулатуры, и в дни праздников все вспоминают подвиг тех, кто ушел на фронт.
За последние 30 лет более 25 выпускников вернулись в гимназию как учителя. 25 педагогов работают здесь более 35 лет.
В юбилей гимназии была заложена новая традиция — акция «Обнимем гимназию вместе», направленная на создание атмосферы единства и поддержки между учителями, учащимися и родителями.






Ред.: Расскажите о самых значимых проектах, реализованных в гимназии за последние годы. Каковы их результаты и влияние на учеников?
С. С.: С 2022 г. визитной карточкой гимназии стал совместный с главным управлением образования проект «Классный вопрос». Проект реализуется в формате интерактивного ток-шоу с участием приглашенного гостя и наших учащихся IX–XI классов.
Гости — известные и неординарные личности, руководители органов государственной власти и управления, предприятий и организаций, представители культуры, искусства, спорта, военного дела и иных сфер, все, кто реализовал себя в профессии, воплотил в реальность свои идеи, добился успеха и чей пример является вдохновляющим.
Гостями ток-шоу «Классный вопрос» за этот короткий период стали председатель Гродненского областного исполнительного комитета Владимир Степанович Караник, помощник Президента Республики Беларусь по Гродненской области, генерал-лейтенант милиции Юрий Хаджимуратович Караев, заместитель министра здравоохранения Республики Беларусь Юрий Леонидович Горбич, архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний, председатель Комитета государственного контроля Гродненской области Анатолий Андреевич Дорожко.
Суть проекта заключается в том, что учащиеся могут задавать любые интересующие их вопросы, начиная от любимого блюда до планов на будущее, а блиц-опрос раскрывает характер и внутренний мир гостя.

Образование: высшее. В 2010 г. окончила Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. В 2014 г. — Академию последипломного образования. С 2024 г. обучается в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Работа: работала учителем, заместителем директора по воспитательной работе. С 2024 г. возглавляет ГУО «Гродненская городская гимназия имени А. И. Дубко».
Стаж работы: педагогический стаж — 15 лет; первая квалификационная категория.
Ред.: Как выбирается самый «классный» вопрос и чем награждается победитель?
С. С.: Самый «классный» вопрос выбирает гость проекта. Автор «классного» вопроса и активные участники ток-шоу получают возможность продолжить общение с гостем. Так, Владимир Степанович Караник пригласил их на экскурсию в Гродненский областной исполнительный комитет, где учащиеся смогли заглянуть даже в те кабинеты, куда обычно посторонним вход запрещен, и присутствовать на еженедельной планерке. По приглашению Юрия Леонидовича Горбича ученики гимназии стали первыми участниками проекта «Запусти сердце». Под руководством председателя правления Белорусского общества симуляционного обучения в медицине, заместителя главного врача по хирургии Республиканского клинического медицинского центра Управления делами Президента Республики Беларусь Юрия Валерьевича Слободина научились оказывать первую помощь при непроходимости дыхательных путей, отработали алгоритм сердечно-легочной реанимации на симуляторах высокой степени реалистичности с обратной связью.
Проект является частью профориентационной работы гимназии, направленной на помощь учащимся в выборе будущей профессии и самоопределении в жизни.
Ред.: Какие ресурсные центры функционируют на базе гимназии? Какие наиболее значимые мероприятия проведены с использованием их потенциала?
С. С.: На базе гимназии функционирует два ресурсных центра.
Областной центр эффективных педагогических практик по теме «Эвристическое обучение как средство развития интеллектуального и творческого потенциала личности учащихся на уроках музыки и на факультативных занятиях музыкальной направленности» в 2020 г. создала и возглавила Светлана Михайловна Адамчук, учитель музыки квалификационной категории «учитель-методист», победитель республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь» (2020) в номинации «Музыка, изобразительное искусство, искусство, трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка». За четыре года в ресурсном центре проведены десятки различных мероприятий для педагогов республики: мастер-классы, методические панорамы, практикумы.
С сентября 2023 г. на базе гимназии функционирует ресурсный центр по теме «Формирование и развитие интеллектуального потенциала учащихся посредством включения их в олимпиадное движение и исследовательскую деятельность». В рамках работы районного ресурсного центра был проведен ряд мероприятий как районного, так и областного уровня. С целью развития у учащихся интереса к проектно-исследовательской и творческой деятельности на базе гимназии состоялся I открытый городской дистанционный конкурс «Гордость нации». Конкурс проводился в целях выявления, поддержки и развития творческого и интеллектуального потенциала высокомотивированных учащихся V‒XI классов учреждений общего среднего образования. На конкурс поступило 129 заявок из разных районов Гродненской области и г. Минска.
Ред: Какие технологии и подходы вы планируете внедрить для улучшения образовательного процесса?
С. С.: Мы планируем внедрить:
- AR- и VR-технологии для углубленного изучения предметов через виртуальные лаборатории и экскурсии;
- проектное и исследовательское обучение, где учащиеся смогут применять знания на практике;
- систему внутреннего аудита качества обучения на базе аналитических платформ.
Ред.: Какие источники финансирования вы используете для улучшения материально-технической базы и образовательного процесса? Какие направления больше всего пользуются популярностью?
С. С.: Ежегодно с сентября по июнь у нас оказываются платные образовательные и физкультурно-спортивные услуги.
Занятия проводятся в группах по плаванию для детей, плаванию для взрослых, волейболу и баскетболу для взрослых (организованные группы организаций и предприятий).
В разрезе предметных областей наиболее востребованными являются английский язык, математика, русский язык, белорусский язык, подготовка к школе, бальные танцы.
Ред.: Как в вашем учреждении образования обеспечивается доступ учеников к современным образовательным ресурсам и технологиям?
С. С.: Для цифровой трансформации образовательного процесса в гимназии имеются 154 персональных компьютера, из них 116 используется в образовательном процессе, все находятся в локальной сети и имеют выход в Интернет. Все педагогические работники владеют компьютерными технологиями, из них 88,6 % — сертифицированные пользователи.
В гимназии открыты два кабинета информатики, три компьютерных класса, один мобильный компьютерный класс. Кроме того, кабинеты оснащены мультимедийными проекторами, мультибордами и интерактивными досками и телевизорами, подключенными к компьютеру. Во всех учебных кабинетах компьютером оборудованы рабочие места педагогов.

Ред.: Светлана Сергеевна, какой лучший совет вам дали после вступления в должность директора?
С. С.: Не бойтесь задавать вопросы — это путь к пониманию.
Ред.: Люди любят побеждать. Что вы будете считать победой директора гимназии?
С. С.: Победа директора — понятие многогранное. В широком смысле — это формирование эффективной команды, которая будет создавать благоприятную атмосферу для раскрытия потенциала каждого участника образовательного процесса и продолжать развиваться.
Ред.: Какими чертами должен обладать руководитель высокого уровня?
С. С.: Прежде всего лидерскими качествами, которые включают ответственное лидерство, лидерство как сочетание искренности, уважения к другим и умения выстраивать доверие в коллективе, стратегическое лидерство, этическое лидерство. Современный руководитель должен обладать техническими и технологическими навыками, умением выстраивать отношения и создавать команду, интеллектуальной способностью общаться с разными категориями людей.
Важное качество, которым должен обладать руководитель, — уверенность в своих решениях.
Ред.: Вы амбициозны?
С. С.: Да, считаю, что амбициозность руководителя — залог роста любой организации. Амбициозность заключается не только в постановке задач коллективу, но и в совместном поиске профессиональных возможностей их реализации.
Ред.: Чего вам больше всего не хватает в школе?
С. С.: Не хватает времени. Есть очень много планов и идей, которые хотелось бы реализовать здесь и сейчас, однако руководствуюсь принципом разумного поступательного движения вперед.
Ред.: Чем конкретно вам как директору гимназии может помочь наш журнал?
С. С.: В журнале много рекомендаций и готовых решений по трудовому законодательству, делопроизводству, финансово-хозяйственной деятельности, что очень ценно для меня как для начинающего руководителя. Кроме того, мне нравится изучать опыт других учреждений образования. Хочется пожелать журналу всегда оставаться надежным помощником для директора школы в тех сложных задачах, с которыми порой не справиться без юридической поддержки.
Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА