Пропуск занятий, педнагрузка, тематический контроль, оплата замены уроков: отвечаем на вопросы

Пропуск занятий, педнагрузка, тематический контроль, оплата замены уроков: отвечаем на вопросы

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

7588 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В течение какого периода ребенок может отсутствовать по состоянию здоровья, не обращаясь в поликлинику, а на основании заявления родителя?


Пропуск даже одного учебного занятия без подтверждающих документов является нарушением основных обязанностей учащихся.

Статьей 32 Кодекса об образовании установлены основные обязанности обучающихся. Иные их обязанности устанавливаются учредительными документами и иными локальными актами учреждений образования.

Каждое учреждение образования согласно ст. 20 Кодекса об образовании разрабатывает и утверждает правила внутреннего трудового распорядка, в которых может быть определен порядок предоставления документов, подтверждающих причины пропусков учебных занятий.

В соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 126 Кодекса об образовании неявка учащегося без уважительных причин на учебные занятия является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.


У учителя 20 ч педагогической нагрузки в неделю (ставка). Ему дополнительно предлагают взять кружок. Имеет ли он право отказаться? Можно ли обязать учителя работать по часам организационно-воспитательной работы за пределами ставки?


Учитель имеет право отказаться от ведения кружка.

Согласно ст. 343 ТК кружковая работа выполняется учителем в свободное от работы время на условиях внутреннего совместительства с обязательным заключением другого трудового договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 ТК содержание и условия трудового договора определяются соглашением сторон.

Таким образом, учитель имеет право отказаться от работы по должности педагога дополнительного образования.

Справочно: на основании п. 2 Инструкции о порядке определения оплачиваемых часов организационно-­воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.11.2004 № 70 с последующими изменениями и дополнениями) организационно-­воспитательная работа в учреждениях образования осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами, и включает в себя отдельные виды работ:
– классное руководство, индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися, идеологическая, культурно-­массовая работа, организация мероприятий воспитательно-­оздоровительного направления, пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни, организация общественно-­полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-­педагогическая работа с родителями;
– организация и выполнение работы по обучению в учебных кабинетах, мастерских, лабораториях, цикловых, предметных и методических комиссиях учебных заведений.


Может ли отдел образования заключить с учителем договор о переподготовке в институте повышения квалификации, отличный от типового, и обязать учителя отрабатывать после прохождения переподготовки три года?


Норму о трехлетней отработке включить в договор нельзя.

Типовые формы договоров в сфере образования утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99 (с последующими изменениями и дополнениями).

Типовая форма договора о переподготовке руководящего работника (специалиста) за счет средств республиканского (местного) бюджета не содержит условие об обязанности слушателя отработать у заказчика после освоения содержания данной образовательной программы. Включение подобной нормы в вышеназванный договор в качестве дополнительного условия по договоренности сторон будет необоснованным по следующим основаниям.

С учетом законодательства у обучающихся, осваивающих образовательные программы дополнительного образования взрослых, не возникает обязанностей отработать срок обязательной работы по распределению после окончания учреждения образования по аналогии с молодыми специалистами либо работниками, направленными для получения образования в учреждения образования за счет средств юридических лиц в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2005 № 834 «О некоторых вопросах направления работников для получения образования в учреждения образования за счет средств юридических лиц» (с последующими изменениями и дополнениями).

Содержание гражданско-­правовых договоров как совокупность прав и обязанностей сторон урегулированы гражданским законодательством, в т. ч. типовыми формами, которые, в случае их наличия, являются обязательными для сторон договора. Договоры в сфере образования являются договорами оказания услуг и не регулируют правоотношения между работником и нанимателем.

Вместе с тем необходимо отметить следующее. При подписании трудового договора (контракта) работник берет на себя обязательство отработать установленный в договоре срок.

Обращаем внимание также на то, что согласно ч. 1 ст. 41 ТК срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника, в т. ч. в случае наличия уважительных причин, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, а также в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора.


Может ли индивидуальный предприниматель демонстрировать в школах предметы историко-­культурной направленности, обучающие фильмы, относящиеся к периоду Великой Отечественной вой­ны? К кому следует обратиться за разрешением?


Может. Обращаться следует к руководителю учреждения образования и / или в местный исполнительный и распорядительный орган.

Регулирование отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую дея­тельность, либо с их участием, договорные и иные обязательства находятся в сфере действия Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Статьей 2 ГК определено, что участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых условий договора, не противоречащих законодательству.

На основании абз. 3 ст. 111 Кодекса об образовании управление в сфере образования на территории соответствующей административно-­территориальной единицы осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.

В соответствии с подп. 1.21 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании учреждение образования является юридическим лицом в организационно-­правовой форме учреждения, основной функцией которой является осуществление образовательной деятельности.

Пунктом 38 Положения об учреждении общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 с последующими изменениями и дополнениями) определено, что управление учреждением общего среднего образования осуществляет его руководитель.

Таким образом, для решения вопроса о разрешении демонстрации в учреждениях общего среднего образования учебных фильмов и предметов историко-­культурной направленности лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе обратиться к руководителю учреждения общего среднего образования либо в местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения государственного учреждения образования.


Является ли отметка по литературе, полученная за чтение стихотворения на­изусть, отметкой за тематический контроль?


Следует различать тематический и поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся.

Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется после изучения разделов (тем) учебника с целью обобщения и систематизации читательских представлений и знаний учащихся по изученной теме (разделу) и диагностики уровня развития читательских умений учащихся. Тематический контроль может проводиться посредством проведения фронтального устного опроса либо в форме письменного контроля с использованием дидактических тестов. На эту работу в зависимости от подготовки класса может отводиться лишь часть урока. Очевидно, что в большинстве случаев на основании одного прочитанного наизусть стихотворения сложно обобщить и систематизировать читательские представления и знания учащихся по всей изученной теме (разделу).

Поурочный контроль результатов учебной деятельности осуществляется учителем с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения. Основной формой поурочного контроля на уроках литературного чтения является фронтальный и индивидуальный устные опросы с использованием заданий, содержащихся в учебниках, учебно-­методических пособиях, дидактических материалах. При поурочном контроле оцениванию подлежат: навык чтения (способ чтения, правильность чтения, темп, элементарная выразительность и осознанность чтения); умение выразительно читать произведения разных жанров; выразительное чтение наизусть; литературные представления и знания учащихся; читательские умения работы с текстом, в т. ч. подробный и краткий пересказ.

Таким образом, выразительное чтение стихотворения наизусть относится в большей степени к поурочному контролю.

В то же время решающая роль в отнесении чтения стихотворения наизусть к поурочному или тематическому контролю принадлежит учителю. Он должен выбирать формы и методы проверки и оценки знаний школьников исходя из их соответствия содержанию учебного материала, возрастным особенностям учащихся и намеченным дидактическим целям.


Можно ли заключить договор подряда на выполнение образовательных услуг с учителем, у которого за счет осуществления замен, проведения поддерживающих занятий и с учетом постоянной учебной нагрузки, учебная нагрузка за месяц составила 41 ч, что превышает максимально установленную?


Можно.

Пунктом 2 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что сокращенная продолжительность рабочего времени педагогическим работникам, которым установлены нормы часов педагогической нагрузки на ставку, не должна превышать 36 ч в неделю.

При необходимости осуществления учителем педагогической нагрузки в части реализации образовательных программ сверх 36 ч в неделю (замены в период временного отсутствия другого педагогического работника и др.) возможно заключение гражданско-­правового договора на оказание образовательных услуг, не имеющих постоянного характера.


Согласно постановлению Министерства образования Республики Беларусь № 224 от 02.09.2020 «Об особенностях организации и оплаты труда педагогических работников» заместитель директора по основной деятельности в учреждении общего среднего образования имеет право выполнять в рабочее время оплачиваемую педагогическую деятельность. Имеют ли право заместители директора по учебно-­воспитательной и по воспитательной работе в средней школе — училище олимпийского резерва выполнять в рабочее время оплачиваемую педагогическую деятельность?


Такое право у них есть.

Заместитель директора по учебно-­воспитательной (воспитательной) работе учреждения образования относится к педагогическим работникам — заместителям руководителя по основной деятельности. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2014 № 748 «Об установлении перечня должностей, связанных с осуществлением педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта» (с последующими изменениями и дополнениями) данная должность не относится к должности служащего, осуществляющего педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта в части реализации содержания учебных программ по видам спорта.

Исходя из изложенного, заместитель директора по учебно-­воспитательной (воспитательной) работе средней школы — училища олимпийского резерва может выполнять педагогическую деятельность в части реализации содержания образовательных программ в рабочее время по месту основной работы в объеме не более половины нормы часов педагогической нагрузки в месяц в соответствии с постановлением № 224, упомянутом в вопросе.


Курсы повышения квалификации считаются действительными в течение трех или пяти лет?


В течение пяти лет.

Согласно п. 47 Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.072011 № 954 с последующими изменениями и дополнениями) педагогические работники учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, направляются для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.


Каков порядок оплаты замены уроков учителем?


Порядок оплаты замены уроков учителями установлен постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 25 «Об особенностях регулирования труда педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — постановление № 25).

В соответствии с подп. 1.7. п. 1 постановления № 25 оплата труда педагогического работника, осуществляющего в период временного отсутствия другого педагогического работника педагогическую деятельность, производится в бюджетных организациях за фактически отработанное время по часовому окладу замещающего работника с учетом надбавок за стаж работы в бюджетной организации, за работу по контракту, за специфику работы в сфере образования, за ученые степени и звания, стимулирующих (компенсирующих) выплат за работу в сельской местности, молодым специалистам, за особые условия труда.


7588 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Онлайн-семинар «Трудовой кодекс — 2024 и ведение делопроизводства: что изменилось для учреждений образования»

Законом от 29.06.2023 № 273-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» внесены изменения в ТК. Они вступили в силу с 1 января 2024 г. Чтобы можно было лучше...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 377
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок