Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) — это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определенным видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.
Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.
С чего начинается профориентация?
Самый первый шаг — это знакомство с профессиями в семье. Ребенок узнает, кем работают родители и близкие родственники. Уже в раннем детстве он чувствует, как родители относятся к своей профессиональной деятельности: нравится она им или нет, насколько охотно папа и мама идут на работу, довольны ли они зарплатой и отношениями в коллективе. Из этих впечатлений у ребенка складывается общее представление о профессиональной деятельности взрослых. Таким образом, родители на собственном примере могут показать ребенку, как это хорошо — работать и реализовывать себя в профессии.
Следующий шаг, который оказывает влияние на выбор профессии, — это профориентационная работа в учреждениях образования. Она начинается с детского сада и продолжается до окончания учебы. При этом фундамент осознанного выбора профессии формируется в школьные годы и реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольной и внеурочной работе с учащимися с привлечением родителей через:
- индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников;
- проведение классных и общешкольных родительских собраний;
- анкетирование родителей;
Пример анкеты для родителей
- создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии;
- временное трудоустройство старшеклассников на время каникул;
- создание группы в социальной сети, где участники будут делиться профориентационными новостями.
Справочно: к работе с родителями важно привлекать психолога, который объяснит значимость психологического тестирования при самоопределении и в дальнейшей профориентации. Психолог должен показать безопасность использования психологических инструментов. К примеру, можно предложить самим родителям пройти тесты. Диагностику лучше проводить, когда у школьника сформировалась мотивация, есть познания о мире профессий, когда он может определить, какая деятельность ему больше нравится (т. е. примерно с VIII класса).
Таким образом, начиная с I класса, система образования должна сформировать у учащихся умения и навыки, создать условия для осознанного выбора профессии. Как это происходит? Для удобства восприятия представим особенности профориентационной работы в зависимости от возраста учащихся в таблице 1.
Таблица 1
Профориентационная работа в зависимости от возрастной категории обучающихся
Класс
| Профориентационная работа
|
---|
I–IV
| Помощь в выборе занятий в объединениях по интересам (работа с родителями). Увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих детей профессиях и профессиях родителей (не надо навязывать знания о неинтересных для учащихся профессиях). Проигрывание профессий (с целью осознания их смысла и общественного значения)
|
V–VII
| Рассказы об интересующих профессиях. Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда
|
VIII–IX
| Помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения. Помощь в самопознании (но без окончательных выводов о профессиональной непригодности). Профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений. Психологическая диагностика
|
X–XI
| Профинформационная помощь (акцент на особенностях поступления в профессиональные учебные заведения). Помощь в конкретном (типичном) варианте выбора профессии. Формирование альтернативных вариантов выбора профессии. Психологическая диагностика
|
Наиболее эффективные профориентационные мероприятия
Как отмечают учащиеся старших классов, наиболее распространенной формой профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования является психологическая диагностика. Большое влияние на выбор профессии оказывают экскурсии в центры занятости, в учреждения профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, на предприятия.
В таблице 2 показаны профориентационные мероприятия, которые ранжированы по значимости для школьников (использовались данные, полученые в результате опроса учащихся IX–XI классов).
Таблица 2
Уровень значимости профориентационных мероприятий для школьников
Место значимости | Название мероприятия |
---|
1 | Тестирование способностей и склонностей к профессии |
2 | Встречи с представителями различных профессий |
3 | Индивидуальные консультации по вопросам выбора профессии |
4 | Профориентационные и факультативные занятия |
5 | Профориентационные экскурсии |
Практически каждый десятый учащийся сделал выбор на основании психологической диагностики и под влиянием встреч с представителями профессий. Также школьники указали, что полноценную информацию по профориентации они получали от педагогов, психологов, из интернет-ресурсов.
Проблемы специалистов в профориентации
Комментарий классного руководителя
Проблема с профориентацией существует. Прежде всего, отмечается недостаток времени для профориентационной работы, большая загруженность как меня, классного руководителя, так и учащихся, недостаточный интерес со стороны родителей. Определенные трудности возникают при организации экскурсий, посещения центров занятости в учебное время. Не всегда предлагаемая информация востребована учащимися и соответствует их интересам. Особенно это касается учащихся гимназий, которые преимущественно ориентированы на профессии, предполагающие получение высшего образования. При реализации профориентационной работы педагоги, особенно классные руководители, сталкиваются с такими трудностями, как недостаток методического обеспечения, консультационной помощи по вопросам выбора профессии со стороны профессиональных профориентологов.
Комментарий психолога
Часто проблемным полем психолога являются родители, которые скептически настроены по отношению к работе такого специалиста. Причина недоверия в том, что результаты тестов могут не соответствовать представлениям родителя о подходящих его ребенку профессиях.
Приведу пример из практики.
На консультацию пришла семья: мама, папа и их сын-девятиклассник. Школьник как обычно вначале прошел психологическое тестирование по изучению способностей, личностных черт и интересов. Исходя из результатов тестирования, я предложила список профессий, которые соответствовали психотипу школьника, попыталась их обсудить. Учащийся был зажат, напряжен, не мог аргументировать свой выбор. Говорил невнятно и все время смотрел с испугом на отца.
Отец сначала сидел с непроницаемым лицом. Потом встал и молча ушел. Сын и мама с облегчением выдохнули. Выяснилось, что, по мнению отца, сын «должен быть мужчиной», обладать «настоящей профессией». Он полагал, что занятие творчеством, к которому мальчик тяготел, — бессмысленное, бесперспективное, не мужское занятие. Какой выбор сделал мальчик, как вы думаете?..
Вопросы для интервью на выявление профнамерений обучающегося и образец анкеты для обучающегося
Комментарий социального педагога
Не секрет, что все мы разные. Наши выпускники тоже имеют свои особенности: как интеллектуальные, так и физические. У некоторых есть проблемы со здоровьем, в поведении, не у всех полноценные семьи и т. д. Учащимся с низкой успеваемостью или материальными проблемами в семье мы предлагаем после IX класса поступить в профессиональные учреждения образования, освоить рабочие профессии, подбираем варианты поступления в соответствии с успеваемостью, личностными качествами. Конечно, все это делается деликатно, с привлечением психолога. Но могут быть причины, по которым учащиеся не хотят покидать школу. Это связано с отсутствием мотивации, нежеланием взрослеть и принимать на себя ответственность. Часто я слышу, что у этих детей есть желание и потребность быть материально независимыми, получить престижную работу с комфортными условиями труда, но при этом такие учащиеся не хотят прилагать к этому какие-либо усилия.
Состояние профориентационной работы на начало 2020 года
Заключение эксперта-профориентолога (г. Минск)
Очень много дается информации по профориентации в школах, гимназиях столицы. Однако меня интересовала также и работа, которая проводится с детьми в виртуальном пространстве. Поэтому я приняла решение побеседовать с учащимися в разных учреждениях образования, и вот мое заключение.
В большинстве посещенных мной школ, гимназий имеется уголок профориентации. Практически во всех учреждениях на стендах были представлены сведения об учреждениях профессионально-технического и среднего специального, высшего образования. Кроме того, на стендах некоторых учреждений даже присутствовала информация о профессиях, востребованных в регионах.
В меньшей степени функцию информационного обеспечения профориентационной работы выполняют сайты учреждений образования. Только в половине случаев в разделе «Учащимся» размещена информация о предстоящих мероприятиях по профориентации, о способах получения образования и т. д.
На сайтах большинства учреждений отсутствуют: информация о правилах и сроках проведения централизованного тестирования, график консультаций педагога-психолога по вопросам профориентации, информация о результатах вступительной кампании прошлого года. Только на сайтах трети учреждений были представлены сведения о трудонедостаточных и трудоизбыточных профессиях в регионах, размещены ссылки на специализированные интернет-ресурсы по профориентационной тематике.
Справочно: информацию о профориентационной работе можно получить в т. ч. на таких ресурсах, как сайт Министерства образования Республики Беларусь, сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, сайт Национального института образования, сайт Академии последипломного образования, сайт Республиканского института профессионального образования, сайт Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь, сайт Республиканского института высшей школы, сайт Республиканского института контроля знаний.
В ходе опросов было установлено, что учащиеся плохо осведомлены о той информации, которая имеется на сайте их учреждения образования. Еще меньше информации по вопросам профориентации предлагается родителям.
Рекомендации
Желательно, чтобы на сайте школы (гимназии, лицея) были представлены:
- график консультаций педагога-психолога по вопросам профориентации;
- ссылки на специализированные интернет-ресурсы по профориентационной тематике;
- памятка выбирающему профессию;
Пример памятки выбирающему профессию
- информация по профориентации, рекомендованная Министерством образования Республики Беларусь.
Важно при этом довести до сведения учащихся и их родителей, что данная информация размещена на сайте учреждения. Можно обратить на это внимание при проведении классных, информационных часов, родительских собраний.
Как руководителю организовать работу по профориентации?
1. Организуйте проведение семинаров, мастер-классов для учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, психологов по вопросам профориентации учащихся.
2. Более подробно освещайте вопросы организации профориентационной работы в рамках деятельности методических объединений учителей-предметников и классных руководителей, организуйте обмен опытом между учителями. Также необходимо создать банк информационных, методических материалов, индивидуальных разработок по данной теме, разместить их на сайте учреждения образования.
3. Проведите мониторинг эффективности профориентационной работы, в рамках которого следует изучить: системность профориентационной работы, эффективность различных мероприятий; удовлетворенность учащихся и их родителей проводимой работой; взаимодействие учреждений образования с центрами занятости, предприятиями района, учреждениями профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
4. По результатам мониторинга примите соответствующие управленческие решения, окажите необходимое содействие в организации профориентационной работы.
5. Организуйте конкурсы проектов по профориентационной тематике. Наиболее удачные проекты-презентации разместите на сайте учреждения.
6. Заполните сайт учреждения профинформацией для педагогов, родителей, учащихся.