Надбавки, замена, педнагрузка: отвечаем на вопросы, касающиеся основной деятельности

Надбавки, замена, педнагрузка: отвечаем на вопросы, касающиеся основной деятельности

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

2084 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В прошлом году была установлена надбавка педработникам за работу с одаренными учащимися, за их подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах и т. п. Сохраняется ли такая надбавка в 2020 году?


Надбавка педагогическим работникам за выполнение таких видов работ предусмотрена и в 2020 году.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2019 № 36 «О повышении заработной платы отдельным категориям работников» с 1 января текущего года утратило силу.

Условия оплаты труда работников сферы образования с 01.01.2020 установлены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — постановление № 71).

В соответствии с постановлением № 71 педагогическим работникам предусмотрена надбавка за характер труда. Данная надбавка устанавливается за выполнение отдельных видов работ, в т. ч. и за работу с одаренными и талантливыми обучающимися (подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, других образовательных мероприятиях и творческих конкурсах, организация, проведение указанных мероприятий).

Перечень видов работ за характер труда педагогическим работникам установлен подп. 3.1. п. 3 Инструкции о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования (далее — Инструкция о выплатах) (утв. постановлением № 71).

Размер надбавки по каждому основанию устанавливается до 60 % (включительно) от базовой ставки независимо от педагогической нагрузки педагогического работника.

Конкретный размер и порядок выплаты надбавки определяются руководителями бюджетных организаций сферы образования.


Молодой специалист (учитель), распределенный по направлению и работающий в средней школе с августа 2018 г. по контракту, с января 2020 г. включен в банк данных одаренной и талантливой молодежи. Имеет ли он право на получение надбавки в размере 45 % от оклада с 01.02.2020?


Такое право у молодого специалиста есть.

В соответствии с подп. 3.2. п. 3 Инструкции о выплатах надбавки устанавливаются молодым специалистам, относящимся к педагогическим работникам из числа выпускников, получивших высшее образование, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, которым место работы предоставлено путем распределения (перераспределения), направления на работу (последующего направления на работу) в бюджетные организации сферы образования, в течение двух лет с даты приема их на работу по распределению (направлению) в размере 45 % от оклада.


В штатное расписание школы уже несколько лет как введена должность «инженер-­программист» на 1,0 ставку. В соответствии с квалификационными требованиями инженер-­программист должен иметь высшее образование соответствующей квалификации по направлениям «Вычислительная техника», «Естественные науки», «Оборудование», «Радиоэлектронная техника», «Компоненты оборудования», «Связь», «Автоматизация» и др. без предъявления требований к стажу работы. Может ли на данную должность претендовать лицо, окончившее в 1980 г. политехнический техникум по специальности «Прикладная математика» с присвоением квалификации «Вычислитель-­математик» и с 2002 г. работавшее инженером-­программистом в школах?


Только в порядке исключения.

При приеме на работу на должность служащего следует руководствоваться Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Общие положения ЕКСД), в соответствии с которыми в отношении каждой должности служащего (руководителя, специалиста или другого служащего) действуют квалификационные требования (соответствующий раздел квалификационной характеристики должности).

При этом для работников, образование и (или) стаж работы которых не соответствуют квалификационным требованиям, п. 12 Общих положений ЕКСД предусмотрен исключительный порядок, заключающийся в том, что наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствуют требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом могут учитываться: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации); специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.


Можно ли в школе девочке носить удлиненный кардиган без рукавов классического стиля?


При возникновении спорных ситуаций, связанных с внешним видом учащегося, определением элементов одежды делового стиля, в т. ч. и по вопросам ношения кардигана, следует обращаться к руководству учреждения образования.

Согласно п. 1 ст. 22 Кодекса об образовании учреждение образования действует на основании устава. В свою очередь в уставе учреждения общего среднего образования закрепляется обязанность учащихся соблюдать деловой стиль в одежде. Эта же обязанность может быть закреплена и в правилах внутреннего распорядка для обучающихся.

Конкретные требования к одежде делового стиля могут быть перечислены в правилах внутреннего распорядка для обучающихся, учредительных документах и иных локальных НПА учреждения образования.

А в соответствии с подп. 1.3 п. 1 ст. 32 Кодекса об образовании обучающиеся должны выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.

Главную роль в определении требований к внешнему виду учащихся играет совет учреждения общего среднего образования. Родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся), учащиеся, руководство учреждения образования, педагогические работники, входящие в состав совета, имеют право выбора модели одежды, цвета и качества тканей, из которых изготовлена одежда делового стиля.


Можно ли учителя обязать осуществлять замену отсутствующего коллеги?


Да.

Статьей 20 ТК установлен запрет для нанимателя требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Таким образом, работник (в т. ч. учитель) вправе отказаться от выполнения не обусловленной трудовым договором работы, т. е. замещать отсутствующего коллегу.

Согласно ч. 1 ст. 33 ТК лишь в случае производственной необходимости наниматель имеет право перевести работника на не обусловленную трудовым договором работу (по другой квалификации, должности служащего (профессии рабочего)).

Производственной необходимостью признается необходимость для данного нанимателя предотвращения катастрофы, производственной аварии или немедленного устранения их последствий либо последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, простоя, уничтожения или порчи имущества нанимателя либо иного имущества и в других исключительных случаях, а также для замещения отсутствующего работника (ч. 2 ст. 33 ТК).

Временный перевод в связи с производственной необходимостью производится без согласия работника на срок до одного месяца, а для замещения отсутствующего работника такой перевод не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря). Увеличение срока возможно только по соглашению сторон (ч. 3 ст. 33 ТК).


На замену заболевшего педагога (на срок более двух месяцев) приглашен неработающий пенсионер. Как правильно оформить прием такого работника на замену? Как будет осуществляться оплата?


Прием на работу работника, в т. ч. пенсионера, осуществляется в порядке, установленном трудовым законодательством.

В данном случае на период отсутствия основного работника заключается срочный трудовой договор. Оплата труда осуществляется в соответствии с системой оплаты, установленной в отрасли.


На основании каких документов и руководствуясь какими критериями руководитель учреждения образования определяет необходимость проведения расследования несчастного случая?


Решение о проведении расследования несчастного случая принимается руководителем на основании выписки из медицинских документов или медицинской справки о состоянии здоровья.

В соответствии с п. 4 Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.08.2003 № 58) (далее — Инструкция), расследуются несчастные случаи, повлекшие временную или стойкую утрату здоровья либо смерть учащегося и произошедшие:

  • на территории учреждения образования или в ином месте, где обучающийся находился под непосредственным руководством педагогического работника (преподавателя, учителя, воспитателя, мастера производственного обучения) в соответствии с приказом (поручением) руководителя учреждения образования;
  • при следовании к месту учебы, практики, отдыха и другому на транспорте, предоставленном учреждением образования;
  • на транспорте общего пользования или ином транспорте, а также при следовании пешком по приказу (поручению) руководителя учреждения образования.

Справочно: в соответствии с основной задачей медицинский персонал в учреждении образования наряду с иными функциями оказывает первичную доврачебную, врачебную (при наличии в штате врача) неотложную медицинскую помощь в медицинских кабинетах (пунктах) учреждения образования, организует доставку детей в центральные районные (городские) больницы (поликлиники). Проведение медицинских осмотров учащихся входит в компетенцию медицинских работников. После проведения медосмотра выдается медицинский документ в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, на основании выданного медицинского документа устанавливается факт несчастного случая и определяется необходимость проведения расследования несчастного случая.

Контроль за правильным и своевременным расследованием, оформлением и учетом несчастных случаев с обучающимися, получившими травму, осуществляют вышестоящие организации (по подчиненности) и профсоюзы (п. 9 Инструкции).

Ответственность руководителей учреждений образования, допустивших нарушения Инструкции, закреплена п. 38 Инструкции.

Справочно: законные представители обучающегося могут обжаловать действия администрации учреждения образования (в т. ч. в случае отказа в расследовании несчастного случая). Подача жалобы о нарушении прав, свобод и (или) законных интересов должна осуществляться в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с п. 2 ст. 11 данного Закона жалобы могут быть поданы заявителями в течение трех лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и (или) законных интересов.


Что ответить родителю, обратившемуся в школу с вопросом о восстановлении в родительских правах?


Согласно ст. 84 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.

Такое восстановление возможно только при условии, что родители готовы надлежащим образом выполнять обязанности по воспитанию и содержанию детей, что подтверждено характеристиками и иными документами, когда восстановление родителей в родительских правах соответствует интересам детей, и дети не усыновлены (не удочерены).

За разъяснениями по вопросам восстановления в родительских правах, а также для получения заключения о целесообразности такого восстановления, его соответствия интересам детей родителю, который лишен родительских прав, необходимо обращаться в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения на государственном обеспечении) детей, а затем в суд.


Молодой специалист работает в школе учителем математики с педнагрузкой 17 ч в неделю и 5 ч воспитательной работы. Верно ли, что в неделю должно быть как минимум 20 учебных часов, а при меньшем количестве этот учебный год не будет входить в стаж работы молодого специалиста?


Неверно.

В соответствии с ч. 2 подп. 1.2 п. 1 постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 25 «Об особенностях регулирования труда педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями) под педагогической нагрузкой при исчислении тарифной ставки (тарифного оклада), оклада педагогическим работникам понимается объем педагогической деятельности в части реализации содержания образовательных программ, программ воспитания, включая дополнительный контроль учебной деятельности учащихся и организационно-­воспитательную работу, выполняемые учителями и преподавателями в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего, профессионально-­технического, среднего специального образования, специального образования на уровне общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Следовательно, часы организационно-­воспитательной работы входят в педагогическую нагрузку учителя.

Норма педагогической нагрузки за ставку установлена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — постановление № 255) и составляет у учителя 20 ч в неделю.

Таким образом, в данном случае установлена педагогическая нагрузка в объеме 22 ч, что превышает ставку.


У учителя-­дефектолога сокращенная рабочая неделя (работает по 4 ч 5 дней в неделю). Можно ли учителю-­дефектологу работать по 5 ч 4 дня в неделю?


Можно, но только в случае перевода его на неполное рабочее время.

В соответствии с ч. 5 ст. 114 ТК для отдельных категорий работников (учителя, врачи и др.) предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени, устанавливаемая Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Для учителя-­дефектолога постановлением № 255 установлены сокращенная норма часов педагогической нагрузки на ставку — 20 ч, сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 ч в неделю. При этом согласно ст. 124 ТК ему устанавливается пятидневная или шестидневная рабочая неделя.

Уменьшение числа рабочих дней в неделю может осуществляться в случае перевода работника на неполное рабочее время (ст. 118 ТК).


Девочка окончила нашу школу и поступила в колледж на бюджет. В ближайшее время она выходит замуж и уезжает к мужу в Россию. Надо ли ей отрабатывать и не придется ли ей возмещать деньги за учебу, если она, не отрабатывая, уедет к мужу в Россию?


Отрабатывать не нужно, если она еще учится.

Статьей 88 Кодекса об образовании установлено, что обязаны вернуть в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные на их подготовку, те выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, которые направлены на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) и которые не отработали установленный срок обязательной работы.

В соответствии со ст. 1 Кодекса об образовании выпускник — лицо, получившее образование в учреждении образования, организации, реализующей образовательную программу послевузовского образования.

В случае отчисления учащегося из учреждения образования до окончания обучения затраченные на его обучение средства не возвращаются, за исключением случаев отчисления в период обучения учащихся, которые учились на условиях целевой подготовки.


Имеет ли право педагог-­организатор, работающий на полную ставку и по совместительству на 0,1 ставки учителя (с января 2018 г.), претендовать на получение II квалификационной категории учителя? Имеется диплом о переподготовке по педагогической деятельности, а также основное высшее непедагогическое образование, полученное ранее.


В соответствии с ч. 4 п. 20 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями) специалисты, работающие в условиях неполного рабочего времени, в т. ч. на условиях совместительства, допускаются к аттестации для присвоения квалификационных категорий по занимаемой должности на общих основаниях.

Обращаем внимание на то, что согласно п. 17 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-­преподавательского состава) (с последующими изменениями и дополнениями) решение о допуске к аттестации (отказе в допуске) принимает аттестационная комиссия.

Согласно п. 18 Инструкции условиями допуска к аттестации являются:

  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • наличие стажа работы в должности (два года — для присвоения II квалификационной категории);
  • усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством (не реже одного раза в пять лет).

При соблюдении вышеуказанных условий для прохождения аттестации на присвоение квалификационной категории необходимо обратиться с заявлением в аттестационную комиссию учреждения образования по месту работы.  

2084 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок