Олеся Васильевна: Алексей Александрович, что такое педагогические классы и когда они были созданы?
Алексей Александрович: Это профильные классы педагогической направленности, созданные для активизации процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся на третьей ступени общего среднего образования.
Первые педагогические классы появились в Республике Беларусь в 2015/2016, а в нашей школе — 2016/2017 учебном году.
О. В.: С какой целью были созданы профильные педагогические классы?
А. А.: Создание профильных классов призвано привлечь к обучению на педагогических специальностях наиболее мотивированных выпускников учреждений общего среднего образования.
Учащиеся этих классов не только изучают на повышенном уровне предметы, но и обязательно посещают факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию», состоящие из четырех модулей: два в X классе («В мире педагогической профессии» и «Человек познающий: практическая психология познания») и два в XI классе («Я в педагогической профессии» и «Познай самого себя»). На них учащиеся вместе с педагогами-наставниками изучают педагогику, психологию, анализируют содержание общих педагогических способностей (гностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных, рефлексивных, способностей к разрешению конфликтов), обсуждают ситуации, в которых педагогу необходимо проявлять данные способности, готовят и проводят фрагменты учебных занятий, классных и информационных часов и таким образом на протяжении двух лет узнают профессию учителя изнутри, так сказать, примеряют ее на себя.
О. В.: В педагогический класс может поступить учащийся из другой школы? Какие вообще есть условия для поступления в педагогический класс? Достаточно ли желания обучающегося?
А. А.: Любой учащийся, выбравший для себя профессию учителя, может прийти к нам на обучение в педагогические классы.
Желание, само собой, должно быть, но обязателен и средний балл свидетельства о базовом образовании не ниже 7.
О. В.: Уже второй раз школа является организатором районного фестиваля педагогических проб для учащихся педагогических классов. Как и почему он появился?
А. А.: Идея данного мероприятия разрабатывалась совместно с начальником управления по образованию администрации Партизанского района г. Минска Вероникой Валентиновной Рудой.
Как я уже сказал, педагогические классы на базе школы существуют с 2016/2017 учебного года, и поначалу мало кто в нашем Партизанском районе знал, для чего они созданы, какие преимущества дают. Поэтому было принято решение о проведении такого мероприятия, которое будет полезно и самим ребятам, выбравшим профессию учителя, и привлечет внимание других учащихся, а также будущих нанимателей — руководителей школ района.
Так и появился фестиваль педагогических проб.
О. В.: Расскажите о формате фестиваля.
А. А.: Сразу было определено, что мероприятие будет похоже на открытое учебное занятие, как у педагогов, только продолжительностью 20‒25 мин. Наши учащиеся проводят урок, используя различные методы и приемы, — вы это видели. При этом они учатся быть уверенней, работать в стрессовых и нестандартных ситуациях и быстро находить из них выход. Ведь произойти может что угодно: погасла горелка, отключился мультиборд, упал план-конспект учебного занятия и многое другое.
В первый раз было очень интересно наблюдать как за ребятами, так и за директорами: у педклассовцев — эмоции, волнение, желание показать лучшее, а у руководителей — интерес, доброжелательность и умеренная строгость.
О. В.: Кто принимает участие в фестивале?
А. А.: Участниками фестиваля являются обучающиеся наших педагогических классов. На фестиваль приглашаются директора школ вместе со своими учениками, проявляющими интерес к педагогике, представители администрации района, а также студенты педагогического университета.
О. В.: Чем мероприятие полезно учащимся педагогических классов?
А. А.: По итогам фестиваля участники получают сертификат, который включается в их портфолио. При наличии рекомендации педагогического совета школы и портфолио наши выпускники могут поступить в университет на педагогические специальности по итогам собеседования.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые старшеклассниками в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.), и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. На третьей ступени обучения портфолио служит инструментом профилизации обучения и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, учебно-профессиональной и квазипрофессиональной деятельности старшеклассников.
Кроме того, после мероприятия мы обязательно проводим анализ и самоанализ и получаем от руководителей или их заместителей рекомендации.
О. В.: Кому еще полезен фестиваль педагогических проб?
А. А.: Фестиваль полезен всем — и педагогам, и педклассовцам, и потенциальным работодателям. Директорам других школ он дает возможность присмотреться к будущим учителям и предложить кому-то из них целевое направление на дальнейшее обучение, а учащимся, соответственно, зарекомендовать себя перед потенциальными нанимателями.
Кстати, целевое направление значительно упрощает поступление в университет. Но об этом уже достаточно рассказано, поэтому обращу внимание лишь на то, что целевик за время обучения, прохождения практики на своем будущем рабочем месте становится частью коллектива. А это значит, что его уже хорошо знают администрация, педагогический коллектив и, наконец, дети. После обучения такой молодой специалист попадает в знакомое пространство и сразу готов в полную силу заниматься непосредственно обучением ребят, не тратя времени и энергии на адаптацию.
Так что обучение в педагогическом классе — это еще и уверенность в себе и завтрашнем дне.