Педагогические пробы как инструмент обучения будущих учителей
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Педагогические пробы как инструмент обучения будущих учителей

С 6 ноября 2022 г. вступило в силу постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.10.2022 № 391 «О перечне педагогических специальностей, при поступлении на которые зачисляются без вступительных испытаний отдельные категории абитуриентов». Согласно документу при поступлении на 23 специальности, которые касаются педагогического дела, спорта и туризма, учащиеся педагогических классов (групп) освобождаются от вступительных экзаменов при условии, что в документе об образовании они имеют не ниже 8 баллов по учебным дисциплинам профильных экзаменов и не ниже 7 баллов — по остальным предметам.

Вот уже более 5 лет на базе средней школы № 86 г. Минска имени Фомы Занько успешно функционируют педагогические профильные классы — единственные в Партизанском районе столицы. И второй раз здесь проводится фестиваль педагогических проб.

О том, что такое педагогические классы, какие преимущества они дают ученикам и для чего проводится фестиваль, мы побеседовали с директором школы Алексеем Александровичем Сребняком.

Буйвид Олеся

выпускающий редактор журнала "Директор школы, гимназии, лицея", юрист, медиатор

Сребняк Алексей

директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 86 г. Минска имени Фомы Занько»

1141 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Олеся Васильевна: Алексей Александрович, что такое педагогические классы и когда они были созданы?

Алексей Александрович: Это профильные классы педагогической направленности, созданные для активизации процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся на третьей ступени общего среднего образования.

Первые педагогические классы появились в Республике Беларусь в 2015/2016, а в нашей школе — 2016/2017 учебном году.


О. В.: С какой целью были созданы профильные педагогические классы?

А. А.: Создание профильных классов призвано привлечь к обучению на педагогических специальностях наиболее мотивированных выпускников учреждений общего среднего образования.

Учащиеся этих классов не только изучают на повышенном уровне предметы, но и обязательно посещают факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию», состоящие из четырех модулей: два в X классе («В мире педагогической профессии» и «Человек познающий: практическая психология познания») и два в XI классе («Я в педагогической профессии» и «Познай самого себя»). На них учащиеся вместе с педагогами-­наставниками изучают педагогику, психологию, анализируют содержание общих педагогических способностей (гностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных, рефлексивных, способностей к разрешению конфликтов), обсуждают ситуации, в которых педагогу необходимо проявлять данные способности, готовят и проводят фрагменты учебных занятий, классных и информационных часов и таким образом на протяжении двух лет узнают профессию учителя изнутри, так сказать, примеряют ее на себя.


О. В.: В педагогический класс может поступить учащийся из другой школы? Какие вообще есть условия для поступления в педагогический класс? Достаточно ли желания обучающегося?

А. А.: Любой учащийся, выбравший для себя профессию учителя, может прийти к нам на обу­чение в педагогические классы.

Желание, само собой, должно быть, но обязателен и средний балл свидетельства о базовом образовании не ниже 7.


О. В.: Уже второй раз школа является организатором районного фестиваля педагогических проб для учащихся педагогических классов. Как и почему он появился?

А. А.: Идея данного мероприятия разрабатывалась совместно с начальником управления по образованию администрации Партизанского района г. Минска Вероникой Валентиновной Рудой.

Как я уже сказал, педагогические классы на базе школы существуют с 2016/2017 учебного года, и поначалу мало кто в нашем Партизанском районе знал, для чего они созданы, какие преимущества дают. Поэтому было принято решение о проведении такого мероприятия, которое будет полезно и самим ребятам, выбравшим профессию учителя, и привлечет внимание других учащихся, а также будущих нанимателей — руководителей школ района.

Так и появился фестиваль педагогических проб.


О. В.: Расскажите о формате фестиваля.

А. А.: Сразу было определено, что мероприятие будет похоже на открытое учебное занятие, как у педагогов, только продолжительностью 20‒25 мин. Наши учащиеся проводят урок, используя различные методы и приемы, — вы это видели. При этом они учатся быть уверенней, работать в стрессовых и нестандартных ситуациях и быстро находить из них выход. Ведь произойти может что угодно: погасла горелка, отключился мультиборд, упал план-конспект учебного занятия и многое другое.

В первый раз было очень интересно наблюдать как за ребятами, так и за директорами: у педклассовцев — эмоции, волнение, желание показать лучшее, а у руководителей — интерес, доброжелательность и умеренная строгость.


О. В.: Кто принимает участие в фестивале?

А. А.: Участниками фестиваля являются обучающиеся наших педагогических классов. На фестиваль приглашаются директора школ вместе со своими учениками, проявляющими интерес к педагогике, представители администрации района, а также студенты педагогического университета.


О. В.: Чем мероприятие полезно учащимся педагогических классов?

А. А.: По итогам фестиваля участники получают сертификат, который включается в их портфолио. При наличии рекомендации педагогического совета школы и портфолио наши выпускники могут поступить в университет на педагогические специальности по итогам собеседования. 

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые старшеклассниками в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.), и является важным элементом практико-­ориентированного, деятельностного подхода к образованию. На третьей ступени обучения портфолио служит инструментом профилизации обучения и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, учебно-­профессиональной и квазипрофессиональной деятельности старшеклассников. 

Кроме того, после мероприятия мы обязательно проводим анализ и самоанализ и получаем от руководителей или их заместителей рекомендации. 


О. В.: Кому еще полезен фестиваль педагогических проб?

А. А.: Фестиваль полезен всем — и педагогам, и педклассовцам, и потенциальным работодателям. Директорам других школ он дает возможность присмотреться к будущим учителям и предложить кому-то из них целевое направление на дальнейшее обучение, а учащимся, соответственно, зарекомендовать себя перед потенциальными нанимателями.

Кстати, целевое направление значительно упрощает поступление в университет. Но об этом уже достаточно рассказано, поэтому обращу внимание лишь на то, что целевик за время обучения, прохождения практики на своем будущем рабочем месте становится частью коллектива. А это значит, что его уже хорошо знают администрация, педагогический коллектив и, наконец, дети. После обучения такой молодой специалист попадает в знакомое пространство и сразу готов в полную силу заниматься непосредственно обучением ребят, не тратя времени и энергии на адаптацию.

Так что обучение в педагогическом классе — это еще и уверенность в себе и завтрашнем дне.

1141 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 11 (2024) за 5 минут: контроль питания в УОСО, простые решения для директора по мониторингу адаптации учащихся, все нюансы персонифицированного учета в соответствии с актуальными изменениями

Кроме того, в 11-м номере журнала: • Проблема совмещения и совместительства с коррупционным окрасом • Административная ответственность за нарушение законодательства о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 197
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок