Пилотные проекты: лучшие побуждения способны принести пользу

Пилотные проекты: лучшие побуждения способны принести пользу

Пилотные проекты в современной образовательной практике стали инструментом популяризации передового опыта. Они позволяют тестировать новые идеи, инновационные подходы и методы обучения перед их внедрением в практическую деятельность учреждений образования. В статье рассмотрим особенности организации пилотных проектов на примере проекта «ЭКОДАР».

Кравчук Светлана

директор учреждения образования «Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи»

691 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Пилотный проект: что это?

Пилотный проект (далее — ПП) в УОСО — это специальная программа, которая вводится на определенный срок и является испытательным полигоном для новых методик, технологий или программ обучения.

Это важно
Цель ПП — протестировать новые подходы и средства обучения перед их внедрением в традиционный образовательный процесс.

Благодаря ПП УОСО могут оценить эффективность новых методик и принять решение об их внедрении в образовательную программу. Участникам ПП предоставляется уникальная возможность получить опыт участия в инновационных образовательных проектах.

Особенности ПП

  • Ограниченный масштаб: проводится с ограниченной группой участников.

Это важно
Время проведения ПП зависит от его целей, задач и плана реализации.

  • Временность: обычно проводится на протяжении определенного периода времени — в течение нескольких недель, месяцев или учебного года.
  • Нововведение: предусматривает внедрение в образовательный процесс конкретных нововведений, таких как новые методики обучения, новые технологии или новый предмет или программа.
  • Оценка и анализ: собираются данные, проводятся опросы и интервью с участниками, анализируются достижения и прогресс учащихся.
  • Внедрение в практику: после успешной реализации ПП могут быть разработаны рекомендации и детальная стратегия внедрения проекта, план действий.

Преимущества ПП для системы образования

  • Оценка эффективности: ПП позволяет определить, насколько нововведение эффективно и полезно для системы образования и субъектов образовательных отношений. Это помогает сделать обоснованный вывод о возможности и необходимости внедрения или об отказе от нового подхода.
  • Привлечение участников: участие в ПП дает возможность учащимся, педагогам и законным представителям активно влиять на развитие образовательного процесса, делиться своими идеями и мнениями.
  • Инновации в образовании: ПП способствует внедрению инноваций в образовательную систему. Он позволяет тестировать новые методы и подходы, которые могут привести к улучшению качества образовательных услуг.
  • Взаимодействие с партнерами: ПП может включать сотрудничество с другими УОСО, образовательными организациями или специалистами. Это позволяет обмениваться опытом, получать экспертную поддержку и создавать сеть партнерских связей.

Это важно
Пилотный проект является важным инструментом для постоянного совершенствования образовательного процесса. Он позволяет внедрять инновации, оценивать их эффективность и принимать обоснованные решения о введении их в практику.

Преимущества ПП для УОСО

  • Создание благоприятной образовательной среды: ПП создает условия для коллективной работы и развития творческого мышления учащихся.
  • Повышение мотивации учащихся: помогает стимулировать желание учиться, развивать учебно-познавательные интересы и укреплять успехи в учебе.
  • Развитие ключевых компетенций: способствует развитию навыков коммуникации, организационных, презентационных, исследовательских компетенций, необходимых современному человеку.
  • Обучение в соответствии с современными требованиями: позволяет внедрять инновационные образовательные технологии, использовать современные информационные и коммуникационные технологии, цифровые инструменты, а также развивать критическое мышление и творческий потенциал участников ПП.
  • Участие в повышении качества образования: позволяет апробировать новые подходы, методы и программы обучения, а также оценить их эффективность и внедрять успешные практики в образовательный процесс в целом.

Этапы проведения ПП в УОСО

1. Планирование и подготовка: определяются:

  • участники проекта;
  • продолжительность;
  • необходимые ресурсы;
  • показатели оценки;
  • детальный план действий.

2. Реализация: педагоги внедряют новые методики и подходы в свою практику.

3. Оценка и анализ данных: сбор статистических данных, аналитических и справочных материалов.

4. Корректировка и модификация: на основе полученных результатов УОСО может внести корректировки в программу и продолжить тестирование. Модификации могут быть продолжительными или краткосрочными, в зависимости от конкретного ПП.

5. Внедрение: после тестирования и корректировок ПП может быть внедрен в широкую практику работы в УОСО. Для этого необходимо разработать план мероприятий по распространению новых методик и подходов на все классы и предметы.

Это важно
Проведение ПП помогает УОСО быть новаторами во внедрении передовых методик и повышении качества образовательного процесса.

Оценка результатов ПП

Методы и инструменты оценки:

  • наблюдение и анализ поведения участников проекта.
    Важно обратить внимание на то, как проект влияет на мотивацию и интерес учащихся к учебе, их активность и вовлеченность в образовательный процесс;
  • опросы участников и родителей.
    Важно узнать, чем именно проект понравился или не понравился участникам, какие изменения они предложили бы для его улучшения;
  • сбор и анализ учебных достижений учащихся.
    Важно сравнить успеваемость до и после участия в проекте, чтобы определить его влияние на образовательные результаты;
  • расчет эффективности использования ресурсов, затраченных на ПП.
    Важно выяснить, достигли ли цели проекта при определенных затратах, в т. ч. финансовых, временных и человеческих ресурсов.

Это важно
Результаты оценки ПП должны быть задокументированы и проанализированы.

Пилотный образовательный проект «ЭКОДАР»

Цель: повышение уровня экологических знаний, воспитание экологической культуры и мышления.

Время реализации: сентябрь 2023 г. — июнь 2024 г.

Участники: учреждения образования г. Минска.


Инициаторы проекта:

  • комитет по образованию Мингорисполкома;
  • Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Координатор проекта: УО «Минский государственный туристско-­экологический центр детей и молодежи».

Отбор участников: районные управления по образованию администраций районов г. Минска рекомендовали от района по два учреждения общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи в составе творческих групп (объединений) учащихся 11‒15 лет.

Преимущества ПП «ЭКОДАР» для системы образования и общества:

  • совместное решение задач по улучшению экологической культуры г. Минска;
  • создание условий для сохранения природного комплекса столицы;
  • расширение сети «зеленых школ»;
  • пропаганда экологической природоохранной деятельности.

Преимущества ПП «ЭКОДАР» для УОСО:

  • воспитание экологической культуры учащихся;
  • включение учащихся в социально активную жизнь на посильном для них уровне;
  • развитие ключевых компетенций: способствует развитию навыков коммуникации, организационных, презентационных, исследовательских, экологических компетенций;
  • сотрудничество с экологическими коллективами других учреждений образования г. Минска.

Это важно
Все участники проекта «ЭКОДАР» организуют деятельность коллективов учащихся на безвозмездной основе.

Презентация пилотного образовательного проекта «ЭКОДАР» состоялась 22 октября 2023 г.

В план действий по реализации ПП «ЭКОДАР» включены:

  • природоохранные акции;
  • экологические образовательные тренинги;
  • занятия в объединении по интересам «Экологи столицы»;
  • экологические конкурсы;
  • собственные проекты для участия в республиканском образовательном проекте «Зеленая школа».

Итоги ПП будут подведены на фестивале «ЭКО-Да». Участники проекта познакомятся с работой творческих групп учреждений образования районов, обсудят полученные результаты и разработают план мероприятий по распространению новых методик в образовательной практике.

Вывод

Успешная реализация ПП — лишь половина дела, нужна правильная оценка его результатов.

Важно провести четкую связь между поставленными задачами и качеством их выполнения, т. к. основной целью «пилота» является не решение проблемы в конкретном процессе, а доказательство эффективности выбранной системы.

691 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 3 (2024) за 5 минут: освобождение от итоговой аттестации, результативное совещание, новый порядок назначения пособий, аренда помещений в УОСО, ограничения для государственных должностных лиц

Кроме того, в 3-м номере журнала: • Новые факультативы • Медицинский осмотр в соответствии с Инструкцией • Как оставить учащегося выпускного класса на второй год? •...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 309
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок