Совмещение и совместительство по ТК
Начнем с трудового законодательства и обозначим, в каких формах вообще есть возможность выполнять иную оплачиваемую работу.
Совместительство — выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора (ст. 343 ТК).
Совмещение — выполнение работником у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены) (ст. 67 ТК).
Связь с антикоррупционным законодательством
При чем здесь антикоррупционное законодательство?
Частью 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон) установлен запрет для определенных категорий государственных должностных лиц на выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.
В нашем случае под указанные ограничения подпадают, к примеру, директоры и заместители директоров УОСО, иные руководители учреждений образования.
Занятие педагогической деятельностью
Сразу можно разобраться с более простой ситуацией, когда директоры и заместители директоров УОСО дополнительно занимаются педагогической деятельностью.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона данной деятельностью им заниматься можно как у себя в учреждении, так и в иных учреждениях и организациях.
От редакции
Подробнее читайте в статье Е. Плехановой «Недельная педагогическая нагрузка заместителя директора».
Работа, не связанная с педагогической деятельностью
Больше вопросов возникает, если, к примеру, заместитель директора УОСО выполняет работу, не связанную с педагогической деятельностью: скажем, выполняет функции делопроизводителя или библиотекаря.
Часть 2 ст. 17 Закона буквально указывает на то, что ограничение касается работы на условиях внешнего совместительства и не затрагивает такие формы, как совмещение и внутреннее совместительство.
Мнение Конституционного Суда
Аналогичное мнение высказано Конституционным Судом (п. 3 Решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 08.07.2015 № Р‑999/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “О борьбе с коррупцией”»).
Справочно: Конституционным Судом отмечено, что введение ограничений и запретов для выполнения государством конституционных обязанностей не должно осуществляться законодателем произвольно. Любые ограничения конституционных прав и свобод должны не только быть юридически допустимыми, социально оправданными, но и отвечать требованиям справедливости, являться необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений.
По мнению Конституционного Суда, ч. 2 ст. 17 Закона предусматривает запрет работы по внешнему совместительству лишь для отдельных категорий государственных должностных лиц, учитывает практику применения законодательства в сфере борьбы с коррупцией.
Под работой для целей применения ч. 2 ст. 17 Закона можно понимать работу по трудовому или гражданско-правовому договору. Соответственно, под иной оплачиваемой работой, не связанной с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы), следует понимать:
- работу по трудовому договору у другого нанимателя (внешнее совместительство);
- работу по гражданско-правовым договорам, предметом которых является, например, оказание услуг.
Таким образом, руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе работать на условиях внешнего совместительства, а также по гражданско-правовому договору, за исключением случаев, когда такая работа относится к педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности или медицинской практике. Иное может быть установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Норма ТК
Одновременно в отношении руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства, необходимо учитывать ограничения работы по совместительству, установленные ст. 255 ТК, которая предусматривает запрет указанным руководителям на выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики.
Следовательно, с учетом ст. 17 Закона и ст. 255 ТКруководители государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства, не вправе работать как на условиях внешнего, так и на условиях внутреннего совместительства.
Выводы
1. Заместитель директора УОСО может выполнять работу как по совмещению, так и на условиях внутреннего совместительства, например работать на 0,5 ставки делопроизводителем или библиотекарем.
2. Директор УОСО может работать только по совмещению. Тем не менее в этом вопросе необходимо руководствоваться интересами УОСО, чтобы с появлением совмещения непосредственная функция руководителя не пострадала в части эффективности управления учреждением.
Это важно
Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных чч. 1–3 и 6 ст. 17 Закона, привлекается к ответственности в соответствии с законодательными актами.
К сожалению, ввиду непонимания законодательства либо его незнания, а также, как мы убедились, сложности нахождения ответа на казалось бы простой и актуальный вопрос, должностные лица могут совершать нарушения, в т. ч. антикоррупционного законодательства, в части выполнения иной оплачиваемой работы.
Таким образом, указанная проблема, возможно, требует дополнительного разъяснения со стороны законодательных и правоприменительных органов с целью доведения до всех сотрудников учреждений образования информации о возможности выполнения иной оплачиваемой работы в учреждениях образования, учитывая специфику сферы и не нарушая антикоррупционное законодательство.