Слово «перфекционист» стало неотъемлемой частью нашей обыденной речи. Так мы иногда говорим о человеке, когда хотим подчеркнуть, что он делает что-то лучше, чем другие, замечает какие-то детали, которых не видят другие. Понятие перфекционизма применимо и к руководителю, т. к. только амбициозный стратег-перфекционист сможет выстроить траекторию и реализовать задуманное. Однако есть в этом понятии некая двойственность. Рассмотрим психологическую подоплеку перфекционизма.
Два вида перфекционизма руководителя
Наблюдая высокие достижения творческих деятелей, у которых не обнаруживались невротические отклонения, исследователи стали говорить о здоровом перфекционизме и патологическом, невротическом (деструктивном). Первым на это указал психолог Дональд Хамачек (Hamachek, 1978).
Именно руководитель выстраивает стратегию развития учреждения образования, задает тон всему коллективу, поэтому ему важно дифференцировать эти две стороны перфекционизма.
Попробуйте продиагностировать себя сами.
Диагностика перфекционизма
Если большинство ваших ответов сосредоточено в первой колонке, то для борьбы с деструктивным перфекционизмом можете использовать следующие приемы:
- постановка реалистичных целей. Нужно научиться идти на компромисс с самим собой. С одной стороны, соответствовать своим высоким стандартам, а с другой — вовремя выполнять свои обязательства. Для этого нужно приучить себя каждый день составлять список задач и обязательно определять наиболее приоритетные из них, а также сроки их выполнения. Затем в течение дня необходимо периодически просматривать список — это убережет от зацикливания на какой-то одной задаче;
- делегирование. Перфекционисты, как правило, взваливают на себя все дела, даже когда работают в команде. Потом же их результаты воспринимаются как общие. Поэтому такому руководителю нужно научиться правильно распределять задачи.
Перфекционизм для дела — польза или вред?
Отношение к перфекционизму у людей разное. Его сторонники отмечают, что стремление к идеалу (часто граничащее для окружающих с элементарным житейским занудством) во многом и делает из человека настоящего мастера своего дела. Музыкант оттачивает свое мастерство, писатель выбрасывает в мусорную корзину очередную неудачную рукопись, чтобы в итоге выдать действительно стоящий продукт.
Перфекционизм толкает людей постоянно развиваться, учиться, не стоять на месте. Однако неясно, чем являются эти черты: следствием выработанного перфекционизма или же предпосылкой для его формирования.
Это важно
Стремление к совершенству — похвальное качество руководителя, только если оно не перерастает в желание вновь и вновь менять и исправлять то, что уже не требует исправления. Тогда для достижения недостижимой цели напрасно тратятся силы и время, а порой это становится катастрофой.
Перфекционисты склонны привязывать чувство собственной значимости к служебной деятельности. Поэтому они слишком много времени уделяют второстепенным деталям, что замедляет темп работы и снижает ее общую продуктивность. Или ждут появления условий, при которых сразу получат идеальный продукт своего труда. И при этом забывают, что, по словам Вольтера, лучшее — враг хорошего.
Кроме того, чтобы не испортить собственный безупречный имидж, перфекционисты могут скрывать совершенные ими ошибки или отказываться от задуманного, от выполнения задачи, действуя по принципу «все или ничего». В результате, пока перфекционисты ждут идеальных условий или готовят себя к какому-то большому свершению, другие начинают действовать, совершают ошибки и учатся на них.
Такое избегающее поведение получило название прокрастинация — откладывание начала деятельности в силу желания выполнить его совершенно (что делает это начало тяжелым и неприятным). Беда перфекциониста в том, что он не начинает дело до тех пор, пока не сложит в голове все идеально, а этого может никогда и не произойти.
Перфекционизм вреден и с временной точки зрения. Невозможность закончить какое-то дело приводит к нарушению сроков, отведенных для его выполнения. Из-за этого порой даже идеальный результат оказывается ненужным, обесценивается или не приносит удовлетворения.
10 рекомендаций для директора, как использовать перфекционизм