Пенсионное страхование, выплата на оздоровление, пед. деятельность руководителя: отвечаем на ваши вопросы
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Пенсионное страхование, выплата на оздоровление, пед. деятельность руководителя: отвечаем на ваши вопросы

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1589 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Подлежат ли педработники профессиональному пенсионному страхованию в период, когда согласно заявлениям законных представителей учащиеся находились на индивидуальном обучении с использованием информационно-­коммуникационных технологий из-за сложившейся эпидемиологической обстановки? Ведь в четвертой четверти наполняемость классов была менее 80 %.


Подлежат.

В соответствии с подп. 1.15 п. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (с последующими изменениями и дополнениями) профессиональному пенсионному страхованию подлежат отдельные категории педагогических работников (по перечню учреждений, организаций и должностей*) при соответствии условий их работы критериям оценки условий труда, установленным п. 24 гл. 9 Положения о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Положение; постановление № 1490 соответственно).

*    Перечень учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников (далее — Перечень учреждений и должностей) утвержден постановлением № 1490.

Одним из критериев оценки условий труда, установленных для педагогических работников, которые перечислены в п. 2 раздела II «Педагогические работники» Перечня учреждений и должностей, является непосредственная занятость в течение полного рабочего дня (в пределах его продолжительности, установленной законодательством) проведением учебных занятий (осуществлением образовательного процесса) в классах (группах) с наполняемостью на протяжении учебного года не менее 80 % от предельного количества учащихся, установленного законодательством для соответствующего типа учреждения (для общего среднего и специаль­ного образования). Данное условие не применяется в отношении работников учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах.

Частью 2 п. 26 Положения предусмотрено, что наполняемость в группах (классах) определяется по списочному составу обучающихся.

Образовательный процесс в учреждениях общего среднего образования в IV четверти 2019/2020 учебного года был организован в соответствии с расписанием учебных и факультативных занятий на II полугодие, утвержденным руководителем учреждения общего среднего образования.

Организация образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования учащихся, которые не приступили к учебным занятиям по заявлениям законных представителей, осуществлялась следующими способами:

В соответствии с рекомендациями Министерства образования в учреждениях общего среднего образования были дополнительно организованы в соответствии с графиком консультации для учащихся, не посещающих учебные занятия, и обеспечено индивидуальное сопровождение учащихся на протяжении всей IV четверти.

Таким образом, для всех обучающихся было обеспечено освоение в полном объеме содержания учебных программ по всем учебным предметам.

Учитывая сказанное, педагогические работники, осуществлявшие (организовывавшие) образовательный процесс, в т. ч. с учащимися, которые не посещали учреждения общего среднего образования по заявлениям родителей, с использованием информационно-­коммуникационных технологий, при выполнении иных условий, установленных законодательством, подлежат профессиональному пенсионному страхованию.


Как выплачивать единовременную выплату на оздоровление работнику, с которым трудовой договор был заключен в прошлом году: по новому постановлению Совета Министров от 15.06.2020 № 342 или по Указу Президента от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении»?


Согласно абз. 2 п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» с 01.01.2020 единовременная выплата на оздоровление осуществляется из расчета 0,5 оклада всем работникам, как правило, при уходе в трудовой отпуск.

В соответствии с п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2020 № 342 «Об особенностях оплаты труда и установлении размера единовременной выплаты на оздоровление педагогических работников» единовременная выплата на оздоровление педагогическим работникам, которым устанавливаются нормы часов педагогической нагрузки на ставку, должна определяться из расчета 0,5 оклада с учетом педагогической нагрузки.

Размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.


Является ли педагогическая деятельность, осуществляемая директором учреждения образования на основании постановления Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 26 «О совершенствовании организации труда педагогических работников», работой по совместительству?


В соответствии с ч. 1 ст. 320 ТК особенности регулирования труда педагогических работников устанавливаются законодательством. Согласно этой статье принято указанное в вопросе постановление, давшее право руководителям (их заместителям) учреждений образования выполнять в рабочее время оплачиваемую педагогическую деятельность в части реализации образовательных программ по месту основной работы в объеме не более половины нормы часов педагогической нагрузки за ставку педагогических работников (10 ч).

Таким образом, выполнение руководителями учреждений образования педагогической деятельности на условиях, предусмотренных постановлением № 26, является особенностью работы отдельных категорий педагогических работников. За ее выполнение осуществляется оплата на общих основаниях с учетом надбавок, предусмотренных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования» (с последующими изменениями и дополнениями) (за трудовой стаж в бюджетной организации, за специфику труда в отрасли, за работу в сельской местности).

От редакции
Читайте также по теме «Оплачиваемая педагогическая деятельность руководителей» (а также в журнале «Директор Школы, гимназии, лицея» № 5 (2020) на с. 46.


Как провести передачу личных дел учащихся из средней школы в гимназию (школа закрывается, учеников переводят в гимназию). Обязательно ли законным представителям писать заявления о выдаче личных дел и зачислении в гимназию или можно передать личные дела по-другому?


Вместо личных дел сейчас в учреждениях образования на каждого ученика с момента поступления в школу и до ее окончания (выбытия из нее) ведется личная карточка учащегося. Этот документ относится к одному из документов по личному составу учащихся.

Согласно ч. 1 п. 6 Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления учащихся, получающих общее среднее образование (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2013 № 55 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция), в случае прекращения деятельности учреждения образования его учредитель принимает меры по обеспечению перевода учащихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних учащихся в другие учреждения образования, реализующие образовательные программы общего среднего образования.

Поэтому подача заявления о переводе в другое учреждение образования обязательна.

Ликвидация учреждения образования является основанием для досрочного прекращения образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося и учреждения образования, в котором он обучался.

Основанием для прекращения образовательных отношений (отчисления) является решение руководителя учреждения образования об отчислении учащегося. Решение руководителя учреждения образования об отчислении учащегося оформляется приказом об отчислении. При издании приказа об отчислении учащегося указываются основания для его отчисления (п. 16 Инструкции).

В соответствии с п. 22 Инструкции при досрочном прекращении образовательных отношений учащемуся в течение трех календарных дней после издания приказа об отчислении выдается справка об обучении.

Для лиц, не завершивших освоение образовательной программы общего среднего образования, в справке об обучении указываются следующие сведения: наименование учебных предметов, отметки за определенный период обучения по четвертям, отметки итоговой аттестации по учебным предметам по завершении обучения и воспитания на II или III ступени общего среднего образования, отметки по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, в базовой школе — колледже искусств, средней школе — колледже искусств, гимназии — колледже искусств, название усвоенных учебных программ факультативных занятий (п. 77 Инструкции о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194 с последующими изменениями и дополнениями).

В случае отчисления учащегося из соответствующего класса на III ступени общего среднего образования помимо справки об обучении выдается свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием), хранящееся в учреждении образования.

Личные карточки учащихся при досрочном прекращении образовательных отношений выдаются законному представителю учащегося при наличии заявления (п. 322 перечня документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-­властные полномочия в сфере образования и государственной молодежной политики, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, учреждений образования с частной формой собственности, с указанием сроков хранения, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 52 с последующими изменениями и дополнениями).


Каков порядок организации образовательного процесса при получении общего среднего образования в обычной школе и классе для детей с нарушениями функций опорно-­двигательного аппарата и с интеллектуальным и речевым развитием в пределах возрастной нормы?


Перечнем медицинских показаний и противопоказаний для получения образования (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2011 № 128) (далее — Перечень) определены медицинские показания и отдельные противопоказания для получения общего среднего образования. При отсутствии противопоказаний, указанных в Перечне, ребенок имеет право на получение общего среднего образования наравне с другими обучающимися.

Требования к организации образовательного процесса при получении общего среднего образования установлены гл. 24 Кодекса об образовании и Положением об учреждении общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 с последующими изменениями и дополнениями).

Образовательный процесс для обучающихся с нарушением функций опорно-­двигательного аппарата также может быть организован с использованием образовательных программ специаль­ного образования на уровне общего среднего образования.

В этом случае обучение и воспитание учащегося осуществляются в соответствии с учебными планами специального образования на уровне общего среднего образования, которые разрабатываются на основе типового учебного плана средней школы с учетом особенностей физического и (или) психического развития учащихся и устанавливают количество учебных часов на проведение коррекционных занятий, программами специального образования и включают создание специаль­ных условий для получения специального образования (ст. 14, 279 Кодекса об образовании).

Реализовать свое право на получение специального образования лицо с ОПФР, в т. ч. с нарушением функций опорно-­двигательного аппарата, может при наличии заключения государственного центра коррекционно-­развивающего обучения и реабилитации.


Каков порядок организации сопровождения детей с нарушениями функций опорно-­двигательного аппарата?


Персональным сопровождением обеспечивают:

  • учащихся с нарушениями функций опорно-­двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) — дополнительные работники учреждения общего среднего образования (п. 25 Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 136);
  • обучающихся с нарушениями функций опорно-­двигательного аппарата, имеющих 3–4 степень утраты здоровья, получающих специальное образование в школе-­интернате — помощник воспитателя (Типовые штаты и нормативы численности работников специальных общеобразовательных школ-интернатов и вспомогательных школ-интернатов, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2014 № 113);
  • обучающихся с аутистическими нарушениями — воспитателями дошкольного образования (воспитателями) в учреждениях специального, дошкольного и общего среднего образования (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» с последующими изменениями и дополнениями).

Если ребенок относится к одной из таких категорий обучающихся, то основанием для принятия решения об организации персонального сопровождения является заключение государственного центра коррекционно-­развивающего обучения и реабилитации, которое составляется по результатам психолого-­медико-педагогического обследования ребенка. Специалисты психолого-­медико-педагогической комиссии этого центра определят целесообразность, длительность и форму сопровождения обучающегося.

Охрану жизни и здоровья обучающихся при осуществлении образовательного процесса в учреждении общего среднего образования обеспечивает учитель.

Обращаем внимание также на то, что на основании ст. 111 Кодекса об образовании и подп. 2.5 п. 2 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2013 № 22 «О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования» (с последующими изменениями и дополнениями) дополнительная штатная численность работников сверх штатной вводится по решению местного исполнительного и распорядительного органа, в подчинении которого находятся учреждения образования. 

1589 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок