Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей: организация работы

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей: организация работы

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей (далее — лагерь) — это форма организации жизнедеятельности, обеспечивающая реализацию программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, реализацию образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в рамках учреждения образования, которое создает условия для организации различных видов деятельности, питания, оздоровления и отдыха.

Открытие оздоровительных лагерей дневного пребывания для детей и подростков в каникулярное время должно осуществляться только под реальную потребность в них на основе изучения мнения обучающихся, родителей и педагогов о качестве предоставляемых услуг в оздоровительных лагерях дневного пребывания, востребованности того или иного вида отдыха.

Подробнее об особенностях организации пришкольных лагерей с дневным пребыванием детей читайте в материале.

Лесун Марина

Главный технический инспектор труда Белорусского профсоюза работников образования и науки


3455 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Работа лагеря организуется по сменам. Смена — это форма организации оздоровительной и образовательной деятельности учащихся учреждений образования в период каникул, реализуемая в условиях дневного пребывания и обязательной организации питания. Продолжительность оздоровления детей в период летних каникул должна быть не менее 18 дней (оптимально — 21–24 дня); в период осенних, зимних и весенних каникул — не менее 6 дней.

Из числа детей, прибывающих в лагерь на соответствующую смену, с учетом их возраста для осуществления воспитательного процесса формируются временные детские коллективы — отряды численностью не более 25 человек.

Лагеря организуются на базе учреждений образования, в т. ч. средних школ — училищ олимпийского резерва, на базе специализированных учебно-­спортивных учреждений, иных учреждений и организаций*.

* См.: п. 5 Положения о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей» с последующими изменениями и дополнениями.

Директору на заметку
В лагере предусматривается пребывание детей до 16:00 или до 18:00 и организация трехразового питания (см.: п. 112 Санитарных норм и правил «Требования к оздоровительным организациям для детей», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 декабря 2012 г. № 205 с последующими изменениями и дополнениями).

Дети принимаются в лагерь на основании приказа руководителя учреждения образования. Прием детей в оздоровительные организации осуществляется по предоставлению медицинской справки о состоянии здоровья, выданной организацией здравоохранения.

Пребывание детей в лагере организуется в соответствии с правилами внутреннего распорядка, утверждаемыми руководителем лагеря.

Учредителем лагеря является учреждение образования (в лице директора), на базе которого создается такой лагерь. С соответствующего приказа директора учреждения образования и начинается работа лагеря.

Зона ответственности руководителя и начальника лагеря

На руководителя учреждения образования и назначенного им начальника лагеря ложится вся полнота ответственности по всем направлениям деятельности лагеря, в т. ч. по охране труда и безопасности образовательно-­воспитательного процесса.

Руководитель воспитательно-­оздо­ро­ви­тель­ного учреждения, его заместитель, воспитатели, другие педагогические и медицинские работники несут ответственность за безопасность жизни и здоровья детей, находящихся в воспитательно-­оздоровительном учреждении образования, в соответствии с законодательством (см.: п. 41 Положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 89 с последующими дополнениями и изменениями).

В целях профилактики детского травматизма руководитель обязан обеспечить разработку памяток по мерам безопасности при проведении различных мероприятий. Не будут лишними подборки плакатов, видеофильмов, компьютерных презентаций и других обучающих средств.

Зоны контроля

На протяжении работы всех смен, имеющих место в том или ином учреждении образования, необходимо:

  • соблюдение мер безопасности;
  • знание работниками алгоритма своих действий в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • анализ состояния мест для купания детей и установление порядка организации купания детей перед началом оздоровительной кампании с учетом нахождения ряда учреждений и оздоровительных лагерей в непосредственной близости от водоемов;
  • проведение информационно-­разъяс­ни­тельной работы об ответственности родителей за оставление детей без присмотра, что является одной из основных причин гибели детей от пожаров, соблюдении общественного порядка и выполнении требований правил дорожного движения;
  • организация выезда специалистов органов управления образованием в оздоровительные лагеря для дополнительного изучения на местах уровня обеспечения безопасности детей и педагогических работников;
  • принятие мер по недопущению случаев недобросовестного отношения к служебным обязанностям работников, ответственных за обеспечение безопасности несовершеннолетних, при проведении различных мероприятий, в т. ч. в оздоровительных лагерях;
  • усиление воспитательно-­профилак­ти­чес­кой работы по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, употребления ими наркотических и психотропных веществ;
  • принятие иных мер с учетом специфики региона.

Перед началом оздоровительной кампании учредитель оздоровительного лагеря либо руководитель юридического лица, в структуре которого находится оздоровительный лагерь, должен обеспечить краткосрочное обучение работников вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью.

Штатное расписание

Во всех лагерях с круглосуточным и дневным пребыванием детей должны быть утвержденные директором лагеря штатные расписания.

Расчет штатной численности работников оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием детей производится на основании примерных штатных нормативов численности работников оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием детей, утвержденных приказом Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-­курортному лечению населения от 22 мая 2018 г. № 30-о.

Министерство образования в ответе на запрос Центрального комитета отраслевого профсоюза указывает на возможность использовать данный приказ при определении штата работников оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 1 июля 2013 г. № 11-01-16/1011).

Режим работы лагеря утверждает директор школы совместно с начальником лагеря.

Директору на заметку
Штатное расписание лагеря с дневным пребыванием может утвердить как директор школы, так и начальник лагеря. В соответствии с утвержденным штатным расписанием лагеря сразу становится понятным, на основании чего учитель школы назначается воспитателем школьного лагеря.

Должностные инструкции и проверка знаний

В соответствии со штатным расписанием работников должны быть разработаны должностные инструкции для руководителя и специалистов с внесением в них должностных обязанностей по охране труда, а для рабочих профессий — рабочие инструкции с определением их функциональных обязанностей.

Обратите внимание
Если школьный учитель-­предметник становится с началом работы лагеря воспитателем, то его должностные обязанности изменяются.

Перед назначением приказом учителей общего среднего образования воспитателями для работы в оздоровительном лагере с дневным пребыванием с ними необходимо провести обучение и внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда, т. к. новая должность требует дополнительных знаний по охране труда*. С этой целью необходимо разработать перечень вопросов для проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов лагеря с учетом спе­цифики проводимых мероприятий с детьми в лагере (экскурсий, походов, соревнований, купания в водоемах и т. д.).

* См.: п. 43 Инструкции  о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 с последующими изменениями и дополнениями (далее — Инструкция № 175).

Справочно: при организации проверки знаний необходимо руководствоваться, помимо прочего, Инструкцией № 175.

С техническим персоналом (рабочие профессии) школы, обслуживающим объекты лагеря, дополнительный инструктаж или проверка знаний по охране труда не проводится, т. к. их функциональные обязанности и требования безопасности при выполнении работ не меняются и они продолжают работать на том же объекте.

Обратите внимание
Руководители и специалисты лагеря (директор, воспитатели, педагог-­психолог и др.) проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме должностных обязанностей по охране труда в комиссии учредителя лагеря.

Организация пространства 

Хочется подчеркнуть, что организация работы лагеря в учреждении образования предусматривает создание предметно-­пространственной среды для проведения оздоровительных мероприятий (установка теневых навесов, беседок, скамеек, столов для настольных игр, чтения и других мероприятий на свежем воздухе, создание экологических тропинок).

Помещения, кабинеты, площадки лагеря при учреждении образования должны быть снабжены необходимым учебным, спортивным и иным оборудованием, изделиями медицинского назначения, мебелью, инвентарем, средствами обучения и эксплуатироваться в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, правил охраны труда.

Безопасность детей

Особое внимание при организации летнего отдыха следует уделить обучению детей мерам безопасности при проведении воспитательных мероприятий (экскурсий, походов, вечеров, праздников, конкурсов, спортивных соревнований и др., посещении учреждений культуры (театров, музеев, кинотеатров и др.)); правилам пожарной безопасности, дорожного движения; правилам поведения на улице, на воде, в общественных местах.

Справочно: при организации поездок детей следует также руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» с последующими изменениями и дополнениями.

Следует организовывать обучение по мерам безопасности и последующий устный опрос детей в рамках перечисленных сфер (опрос, что ребенок запомнил из услышанного или увиденного при демонстрации фильма или слайдов) с оформлением протоколов проверки знаний.

Это важно
Фиксацию проверки знаний можно производить в произвольной форме протоколом со списком детей с формулировкой «Обучение мерам безопасности провел воспитатель (ФИО)». В таком протоколе должна стоять только подпись воспитателя, дети здесь не расписываются.

Или же можно воспользоваться формой протоколов, содержащейся в Правилах безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «химия» и «физика» в учреждениях образования Республики Беларусь (утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 26).

Форма протокола

Где должны прописываться функциональные обязанности работников лагеря?

В оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей учителя назначаются на другую должность — воспитателя.

Для того чтобы учитель смог работать в лагере воспитателем (т. е. по другой должности), по крайней мере по вопросам охраны труда он должен пройти внеочередную проверку знаний, т. к. он назначается на другую должность, которая требует дополнительных знаний по охране труда.

Дополнительные знания касаются образовательного процесса с детьми: безопасность при проведении экскурсий, походов, культурно-­массовых мероприятий и т. д.

Соответствующие локальные НПА (можно назвать их памятки, требования безопасности) должны быть в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей — структурном подразделении учреждения образования. На это указывает и норма п. 3 ст. 89 Кодекса об образовании, прописывающая возможность осуществлять организацию образовательного процесса в т. ч. в соответствии с учебно-­программной документацией.

Воспитатель может разработать такую памятку самостоятельно. Например, при разработке памятки по мерам безопасности в туристических походах следует руководствоваться положениями Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристических походах и экскурсиях, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а.

В лагерях изучение вопросов безопасности должно обязательно фигурировать в планах воспитательной работы — особенно в первые дни каждой новой смены. В дальнейшем перед конкретным мероприятием соответствующие правила безопасного поведения необходимо повторять.

Обучение работников открывающегося лагеря

Краткосрочное обучение работников, задействованных в работе летних лагерей, проводится в Академии последипломного образования (далее — АПО). Кроме того, оно организуется районными управлениями (отделами) по образованию, которые собирают воспитателей, начальников лагерей и приглашают представителей пожнадзора, саннадзора, инженеров по охране труда, технических инспекторов труда отраслевого профсоюза для обучения работников лагеря.

АПО и территориальные институты развития образования могут также организовывать курсы повышения квалификации по должности воспитателя.


Должна ли проводиться проверка знаний по вопросам охраны труда перед началом работы лагеря с педагогами, участвующими в его организации (при условии, что проверка знаний в рамках должностных обязанностей педагогов проводится 1 раз в 3 года)? Если да, то в каком объеме?

Как уже отмечалось, это должна быть внеочередная проверка знаний, проводящаяся не с педагогами, а с воспитателями — работниками лагеря.

Объем такой же, как и при проведении проверки знаний для учителей. В билеты должны включаться вопросы по расследованию несчастных случаев и на производстве, и с обучающимися (что очень актуально во время оздоровительного периода), по обучению, проведению инструктажей и проверки знаний, по пожарной безопасности. Обязательно следует включать вопросы по обеспечению мер безопасности при проведении мероприятий с детьми (экскурсии, походы, посещение культурно-­массовых и спортивных мероприятий, водоемов, бассейнов, учреждений культуры и т. д.).

Воспитатели назначаются ответственными за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса в соответствии со ст. 91 Кодекса об образовании, в соответствии с чем они должны научить детей необходимым мерам безопасности.

Когда для образовательного процесса воспитателями детских оздоровительных лагерей используются бассейны, аквапарки, необходимо, чтобы работающие там инструкторы опросили всех детей, умеют ли они плавать и насколько хорошо; обеспечили детей, которые не умеют плавать, безопасными плавательными средствами. 

От редакции
При организации летнего оздоровления также обращайте внимание на приказ Министерстсва образования Республики Беларусь от 17 мая 2019 г. № 434 «Об организации оздоровления детей в летний период 2019 года».


Должна ли проводиться проверка знаний по вопросам охраны труда перед началом работы лагеря с педагогами, участвующими в его организации (при условии, что проверка знаний в рамках должностных обязанностей педагогов проводится 1 раз в 3 года)? Если да, то в каком объеме?

Как уже отмечалось, это должна быть внеочередная проверка знаний, проводящаяся не с педагогами, а с воспитателями — работниками лагеря.

Объем такой же, как и при проведении проверки знаний для учителей. В билеты должны включаться вопросы по расследованию несчастных случаев и на производстве, и с обучающимися (что очень актуально во время оздоровительного периода), по обучению, проведению инструктажей и проверки знаний, по пожарной безопасности. Обязательно следует включать вопросы по обеспечению мер безопасности при проведении мероприятий с детьми (экскурсии, походы, посещение культурно-­массовых и спортивных мероприятий, водоемов, бассейнов, учреждений культуры и т. д.).

Воспитатели назначаются ответственными за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса в соответствии со ст. 91 Кодекса об образовании, в соответствии с чем они должны научить детей необходимым мерам безопасности.

Когда для образовательного процесса воспитателями детских оздоровительных лагерей используются бассейны, аквапарки, необходимо, чтобы работающие там инструкторы опросили всех детей, умеют ли они плавать и насколько хорошо; обеспечили детей, которые не умеют плавать, безопасными плавательными средствами. 

3455 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок