Планируется ли отмена шестого школьного дня?
Не планируется.
В соответствии с Кодексом об образовании (глава 24, ст. 158) образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий. Факультативные занятия в IX–XI классах также могут проводиться в шестой школьный день.
Целью шестого школьного дня является укрепление физического здоровья обучающихся, приобщение их к занятиям физкультурой и спортом, развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, профессиональная ориентация.
Поэтому Министерство образования значительное внимание уделяет организационно-методическому сопровождению этого дня. Систематически разрабатываются методические рекомендации, пособия, публикуются статьи в педагогических изданиях. Начиная с 2007 г. один раз в два года проводится республиканский конкурс на лучший проект по организации шестого школьного дня.
В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи до 70 % объединений по интересам работают в субботу.
Режим работы учреждения общего среднего образования в шестой школьный день утверждается приказом руководителя учреждения. Примерная продолжительность шестого школьного дня в учреждении общего среднего образования — от 4 до 6 часов.
В последние годы обновлено содержание шестого школьного дня, приняты дополнительные меры по совершенствованию его организации.
Планирование воспитательной работы в шестой школьный день осуществляется в соответствии с рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь.
Также в этот день учителя-предметники могут проводить итоговые мероприятия предметных недель, научно-практические конференции, интеллектуальные конкурсы и др.
Особое внимание — проведению в шестой школьный день мероприятий для родителей («Родительские университеты», консультирование родителей по вопросам обучения учителями-предметниками и др.). Консультации с учителями-предметниками, прежде всего, должны помочь родителям получить представление о специфике содержания учебного предмета; требованиях, предъявляемых к уровню учебных достижений учащихся; нормах оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету; успехах и затруднениях ребенка при изучении учебного предмета; объеме, содержании домашних заданий, требованиях к качеству его выполнения и др.
С целью профессиональной ориентации, формирования практических трудовых навыков на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования для учащихся школ организованы мероприятия трудовой направленности (мастер-классы, «трудовые мастерские», профессиональные пробы, иные формы работы), профориентационные мероприятия, допрофессиональная подготовка.
В школах и детских садах от нас постоянно требуют сдавать деньги на хозяйственные нужды. Законно ли это?
Помощь может оказываться только на добровольной основе.
Финансирование расходов на содержание государственных учреждений дошкольного и общего среднего образования осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством (см.: п. 1 ст. 137 Кодекса об образовании).
Обновление и развитие материально-технической базы учреждения образования обеспечивает его учредитель.
Возможное участие родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) в укреплении материально-технической базы учреждений образования регламентируется Положением о попечительском совете учреждения образования (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 146 с последующими изменениями и дополнениями; далее — Положение).
На основании п. 24 Положения денежные средства, направленные в распоряжение попечительского совета, формируются из добровольных перечислений (взносов) физических лиц, зачисляемых на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств учреждения образования. Денежные средства используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета, согласованным с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии).
Таким образом, для решения актуальных задач учреждения образования его руководитель во взаимодействии с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в т. ч. средства родителей (законных представителей), но при этом данная помощь может оказываться только на добровольной основе.
Когда будет повышение оплаты труда педагогов?
Повышение зарплат будет осуществляться поэтапно.
В целях выполнения поручения Главы государства о поэтапном повышении в два раза заработной платы отдельным категориям работников образования к 2025 г. в Правительстве определены подходы к повышению заработной платы педагогических работников на период 2018–2025 гг. с учетом необходимости достижения соотношения средней заработной платы педагогических работников к средней заработной плате по стране 100 %, профессорско-преподавательского состава — 150 %.
Достижение данных параметров планируется обеспечить в несколько этапов.
Реализация первого этапа предусмотрена в 2018–2019 гг. В этих целях принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2018 г. № 632 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда и повышении заработной платы отдельным категориям работников» (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающее установление с 1 сентября 2018 г. повышения тарифных ставок (окладов) педагогическим работникам (включая профессорско-преподавательский состав) и помощникам воспитателей на 20 %.
С 1 января 2019 г. в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2019 г. № 36 «О повышении заработной платы отдельным категориям работников» педагогическим работникам (включая профессорско-преподавательский состав) установлены дифференцированные надбавки за счет увеличения фонда оплаты труда педагогических работников на 5 %. Эта мера позволит обеспечить дифференцированный подход к оплате труда педагогических работников с учетом объема, сложности и результативности их работы.
Справочно: обращаем ваше внимание, что в связи с новой системой оплаты труда работников бюджетных организаций, которая вступит в силу с 1 января 2020 г., оба перечисленных НПА утратят силу с этой же даты (см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2019 г. № 138 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»).
Второй этап предлагается осуществить в 2020–2025 гг. путем ежегодного роста тарифной ставки первого разряда не ниже темпов роста инфляции и принятия дополнительных мер (не менее одного раза) по увеличению заработной платы педагогических работников с учетом возможностей бюджета.
Есть ли официальный запрет на пользование телефонами в учреждениях образования?
Пока нет.
Нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь пользование мобильными телефонами в учреждениях общего среднего образования не регламентируется.
В то же время Министерством образования прорабатывается вопрос о введении ограничений на пользование обучающимися средствами мобильной связи во время образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования.
До какого возраста необходимо сопровождение несовершеннолетнего в школу и из нее?
Действующими НПА требования к сопровождению несовершеннолетних учащихся в учреждения общего среднего образования и обратно не предусмотрены.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями) родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста 16 лет, в период с 23 до 6 часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами.
Как будет меняться система школьного образования? Как изменятся экзамены в 9-м и 11-м классах? Будет ли пятибалльная система оценивания в школах?
Возврат к пятибалльной системе оценивания знаний обучающихся в настоящее время не предполагается.
Основные направления совершенствования системы школьного образования определены в Концептуальных подходах к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. (Утверждена приказом Министра образования Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. № 742).
В сфере общего среднего образования за это время будут решаться следующие задачи:
- переход к обязательному общему среднему образованию;
- обновление содержания образовательных программ общего среднего образования;
- создание системы независимой оценки качества общего среднего образования;
- совершенствование итоговой аттестации учащихся;
- развитие допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся учреждений общего среднего образования на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, в т. ч. в шестой школьный день;
- совершенствование системы по выявлению, учету, социальной поддержке одаренной и талантливой молодежи.
А в дальней перспективе:
- совершенствование итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;
- формирование в учреждении образования адаптивной образовательной среды, учитывающей особенности и потребности развития каждого учащегося;
- создание современной информационно-образовательной среды в учреждениях общего среднего образования.
Вопрос совершенствования механизма итоговой аттестации пока находится в стадии обсуждения. Окончательного решения по нему пока не принято. Возврат к пятибалльной системе оценивания знаний обучающихся в настоящее время не предполагается.
Почему бы не использовать лучший опыт советской школы и вернуть советские учебники, а также пересмотреть учебные планы, чтобы иностранный язык не преобладал над отечественным?
В условиях государственного суверенитета Республики Беларусь использование в учреждениях общего среднего образования учебников, изданных в советское время, представляется неоправданным.
Учебное книгоиздание каждой страны реализует цели и задачи, стоящие перед национальной системой образования. Одной из важных функций школьного учебника является воспитательная функция: содержание учебника должно быть направлено на воспитание достойного гражданина своей страны. С этой целью в содержание современных белорусских учебников включается учебный материал, отражающий национально-культурную специфику Республики Беларусь, позволяющий знакомить учащихся с достижениями белорусского народа в различных сферах жизнедеятельности.
В 2015 г. обновлены учебные программы по всем учебным предметам, которые вводятся в образовательный процесс поэтапно. В 2018/2019 учебном году по новым учебным программам обучаются учащиеся I–VIII классов.
Новые учебные программы ориентированы на формирование гражданственности, воспитание патриотизма, освоение культурного наследия страны.
При корректировке учебных программ учтены полнота и последовательность изучаемого материала, целесообразность изучения материала в конкретном классе, межпредметные связи, рациональность распределения учебного времени на изучение отдельных тем и разделов.
В соответствии с новыми учебными программами осуществляется разработка учебных пособий. Авторские коллективы для разработки новых учебников отбираются на основании конкурса, в котором может принимать участие любой желающий. Информация об условиях проведения конкурса размещена на национальном образовательном портале (adu.by).
Отличительными особенностями новых учебных пособий являются более доступное изложение учебного материала, использование разных форм предъявления информации (текст, таблицы, схемы и др.), практикоориентированность, использование заданий и упражнений с белорусским контекстом, более совершенный дизайн, наличие ссылок на электронные образовательные ресурсы.
В учебных планах учреждений общего среднего образования выдержано оптимальное соотношение часов по учебным предметам общественно-гуманитарного, естественнонаучного и математического циклов.
Изучение белорусского и русского языков, белорусской и русской литературы в учреждениях общего среднего образования осуществляется с I по XI классы, иностранного — с III по XI классы.
Общее количество часов, отводимых за весь период обучения на изучение государственных языков (белорусского и русского), белорусской и русской литературы, составляет 3150 учебных часов, в то время как на изучение иностранного языка отведено 945 учебных часов.
Будут ли пересматриваться школьные программы и учебники? Как формируются авторские коллективы?
В настоящее время обновлены все учебные программы с I по XI класс. Переход на новые программы полностью завершится в 2021/2022 учебном году.
При обновлении учебных программ осуществлен перенос сложных тем в старшие классы; часть сложного учебного материала исключена на базовом уровне и перенесена для изучения на повышенном уровне; обеспечена согласованность учебных программ по разным учебным предметам; сокращен перечень понятий, обязательных для усвоения; исключено дублирование учебного материала в программах и другое.
Разработка учебников ведется в соответствии с новыми учебными программами.
В 2015–2018 гг. обновлено и издано 144 учебных пособия. До 1 сентября 2019 г. будут обновлены оставшиеся 73 пособия.
Одновременно анализируется ход внедрения программ и учебников в образовательный процесс, изучается мнение педагогов, учащихся и их родителей. С этой целью созданы экспертные группы по предметам, в которые включены учителя-практики. Проводятся онлайн-опросы, анонимное анкетирование.
Совершенствование программ и учебников будет продолжено на основе анализа их применения непосредственно в учреждениях образования.
Авторские коллективы отбираются по результатам конкурса. Учителя составляют около 21 % от общего количества членов авторских коллективов.
Вводится новая методика централизованного тестирования (далее — ЦТ). В чем ее существенное отличие от действующей?
Методика не новая, а усовершенствованная.
Она изменяет лишь систему подсчета тестовых баллов ЦТ. Порядок организации и проведения ЦТ для абитуриентов не изменяется.
Раньше определялся только рейтинг (позиция абитуриента среди всех прошедших тестирование). Сейчас можно будет определить рейтинг и объективно оценить знания обучающегося, сопоставив баллы ЦТ с итоговыми отметками в школе.
Процедура обработки результатов ЦТ станет открытой и прозрачной. Абитуриенты на основе размещенной в открытом доступе информации о первичных баллах смогут прогнозировать свой результат.
Из-за невозможности выполнить все требования по критериям оценки условий труда (ведение педагогической деятельности в части реализации образовательных программ в объеме не менее 18 часов в неделю, выполнение организационно-воспитательной работы, проверка тетрадей) воспитатели группы продленного дня не могут выйти на досрочную пенсию. В то же время воспитатели дошкольного образования такое право имеют. Почему такое различие?
Воспитатели групп продленного дня не подлежат профессиональному пенсионному страхованию в связи с тем, что Положением для них не установлены критерии оценки условий труда.
В рамках работы по упорядочению льгот по досрочному пенсионному обеспечению с 1 января 2009 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании» (с последующими изменениями и дополнениями) введено профессиональное пенсионное страхование работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» (с последующими изменениями и дополнениями) утвержден перечень учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников (далее — Перечень) и Положение о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения (далее — Положение). Профессиональному пенсионному страхованию подлежат педагогические работники учреждений образования, указанные в Перечне, при соответствии их работы всем установленным критериям оценки условий труда, предусмотренным Положением, и уплате за них взносов на профессиональное пенсионное страхование. Применение критериев оценки условий труда обусловлено необходимостью упорядочения пенсионных льгот.
В графу Перечня «Наименование учреждений, организаций» п. 2 раздела II Перечня кроме учреждений общего среднего образования включены центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и детские дома. В графу «Наименование должностей» данного пункта включена должность воспитателя, так как данные педагогические работники работают в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и детских домах.
Критерии оценки условий труда, указанные в подп. 24.2.2 п. 24 Положения, для учреждений общего среднего образования — ведение педагогической деятельности в части реализации образовательных программ в объеме не менее 18 часов в неделю, выполнение организационно-воспитательной работы, осуществление дополнительного контроля за учебной деятельностью учащихся — предусмотрены для учителя, а не для воспитателя группы продленного дня.
по теме