От образовательной интеграции к инклюзивному образованию

От образовательной интеграции к инклюзивному образованию

Интегрированное обучение рассматривается как альтернативная форма получения образования детьми с особенностями психофизического развития. Это значит, что родители и законные представители такого ребенка могут выбрать, где он будет обучаться, — в специальном классе или в классе интегрированного обучения и воспитания.

В чем разница между интегрированным и инклюзивным обучением — рассмотрим в материале.

Пятница Татьяна

учитель-дефектолог высшей категории

1122 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

История развития

Проблема обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР) не нова для отечественной педагогики.

На протяжении десятилетий общественное сознание претерпевало значительные изменения в отношении особенных детей, причем ситуация менялась от полного отрицания возможности их обучения до включения детей, имеющих нарушения физического и психического развития, в систему общего образования.

Еще сорок лет назад в Беларуси функционировала широкая сеть специальных учреждений. Вопрос с обучением особого ребенка решался просто: если у ребенка диагностировалось какое-либо нарушение развития, его направляли на обучение в соответствующее учреждение образования (детей со снижением интеллекта — во вспомогательную школу, слабовидящих и незрячих — в специальную школу для детей с нарушениями зрения, глухих и слабослышащих — в школу для детей с нарушением слуха и т. д.). Как правило, в основном это были школы-­интернаты. Другими словами, ребенок нередко обучался вдали от дома, на длительное время разлучался с семьей.

Впервые в нашей стране об интегрированном (совместном) обучении детей, имеющих ОПФР, и их сверстников без таких особенностей педагоги заговорили в последней четверти ХХ в. Поначалу при наличии отлаженной сети специальных образовательных учреждений идея многим педагогам показалась неактуальной и невыполнимой. Но уже с 1995 г. на основе Временного положения об интегрированном обучении детей с ОПФР начали создаваться классы интегрированного обучения, специальные классы в общеобразовательной школе, проводиться коррекционно-­педагогическое консультирование.

Следующей вехой в преобразовании системы интегрированного обучения и воспитания стало принятие постановления Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2006 № 85, которым была утверждена Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, регулировавшая данный процесс на трех уровнях образования детей с ОПФР: дошкольном, общем базовом и общем среднем.

Трансформирование системы специального образования в нашей стране осуществлялось поэтапно с 1998 по 2010 г.

Интегрированное обучение рассматривалось и рассматривается как альтернативная форма получения образования детьми с ОПФР.

Это важно
Родители и законные представители ребенка с ОПФР могут выбрать, где он будет обучаться, — в специальном классе или в классе интегрированного обучения и воспитания.

В 1994 г. под эгидой ЮНЕСКО в г. Саламанка (Испания) прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, которая ввела в международный обиход термин «инклюзия» и провозгласила принцип инклюзивного образования.

Интегрированное обучение и инклюзивное образование

Интегрированное обучение и воспитание — организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с ОПФР осуществляются с лицами, не относящимися к лицам с ОПФР (ст. 271 Кодекса об образовании).

Инклюзивное образование — это обучение и воспитание, обеспечивающие наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в т. ч. лиц с ОПФР, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся (Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, утв. приказом Министерства образования Респуб­лики Беларусь от 22.07.2015 № 608 (далее — Концепция)).

Сравнительная характеристика двух форм организации обучения детей с ОПФР

В 2021/2022 учебном году согласно банку данных о детях с ОПФР количество детей с ОПФР составляло 176,3 тыс., из них детей с инвалидностью — 14,7 тыс. (следует понимать, что не все дети с ОПФР имеют статус ребенка-­инвалида).

Справочно: с 6 января 2023 г. действует Закон Республики Беларусь от 30.06.2023 № 183-3 «О правах инвалидов и их социальной интеграции».

Это важно
Решение об оформлении инвалидности для своего ребенка принимают родители.

Правовое регулирование

Интегрированное обучение и воспитание детей с ОПФР закреплено в таких документах, как:

Обоснование развития инклюзивного образования лиц с ОПФР представлено в Концепции.

Актуальность развития инклюзивного образования лиц с ОПФР обусловлена также присоединением Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 г., в которой провозглашена обязанность государств — участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.

Разновидности классов интегрированного обучения и воспитания

Сегодня в учреждениях образования функционируют две разновидности классов интегрированного обучения и воспитания:

  1. класс полной наполняемости;
  2. класс неполной наполняемости.

Их главное различие — в количестве учеников в классе и организации коррекционно-­образовательного процесса.

В классе полной наполняемости количество обучающихся не должно превышать 20 учащихся, из них:

  • не более трех лиц с ОПФР с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-­двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
  • не более шести лиц с ОПФР с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
  • не более четырех лиц с ОПФР с разными (не более двух) нарушениями развития (п. 15 ст. 273 Кодекса об образовании).

Это важно
Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляет учитель-­дефектолог по предметам базового компонента (русский язык, математика, белорусский язык).

Учитель-­дефектолог проводит занятия в отдельном кабинете, оснащенном необходимым учебно-­методическим оборудованием, с 3‒6 учащимися с ОПФР.

Класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости создается, когда количество детей с ОПФР меньше, чем указано в Кодексе об образовании.

В классе неполной наполняемости образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляет учитель, а учитель-­дефектолог проводит коррекционные занятия.

За последние 20 лет количество интернатных учреждений для детей с ОПФР сократилось в два раза — это результат политики, проводимой в сфере образования.

Образовательная интеграция — двусторонний процесс. С одной стороны, ребенок с ОПФР готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству общеобразовательного учреждения. С другой стороны, и общеобразовательное учреждение готовится к работе с ребенком, имеющим ОПФР, со­здает специальные условия для его обучения и воспитания.

В образовательной интеграции обеспечивается взаимопонимание как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОПФР и их здоровыми сверстниками.

Таким образом, образовательная интеграция — это системный подход в организации деятельности общеобразовательного учреждения и шаг к перестройке всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

1122 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Новые нормы ТК на практике: алгоритм предоставления социального отпуска

Одним из существенных изменений, внесенных в ТК с 1 января 2024 г., является изменение позиции законодателя в отношении порядка и условий предоставления социального отпус...
№ 11 (143) 2023 Самосейко Владимир,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1548
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок