История развития
Проблема обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР) не нова для отечественной педагогики.
На протяжении десятилетий общественное сознание претерпевало значительные изменения в отношении особенных детей, причем ситуация менялась от полного отрицания возможности их обучения до включения детей, имеющих нарушения физического и психического развития, в систему общего образования.
Еще сорок лет назад в Беларуси функционировала широкая сеть специальных учреждений. Вопрос с обучением особого ребенка решался просто: если у ребенка диагностировалось какое-либо нарушение развития, его направляли на обучение в соответствующее учреждение образования (детей со снижением интеллекта — во вспомогательную школу, слабовидящих и незрячих — в специальную школу для детей с нарушениями зрения, глухих и слабослышащих — в школу для детей с нарушением слуха и т. д.). Как правило, в основном это были школы-интернаты. Другими словами, ребенок нередко обучался вдали от дома, на длительное время разлучался с семьей.
Впервые в нашей стране об интегрированном (совместном) обучении детей, имеющих ОПФР, и их сверстников без таких особенностей педагоги заговорили в последней четверти ХХ в. Поначалу при наличии отлаженной сети специальных образовательных учреждений идея многим педагогам показалась неактуальной и невыполнимой. Но уже с 1995 г. на основе Временного положения об интегрированном обучении детей с ОПФР начали создаваться классы интегрированного обучения, специальные классы в общеобразовательной школе, проводиться коррекционно-педагогическое консультирование.