История развития
Проблема обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР) не нова для отечественной педагогики.
На протяжении десятилетий общественное сознание претерпевало значительные изменения в отношении особенных детей, причем ситуация менялась от полного отрицания возможности их обучения до включения детей, имеющих нарушения физического и психического развития, в систему общего образования.
Еще сорок лет назад в Беларуси функционировала широкая сеть специальных учреждений. Вопрос с обучением особого ребенка решался просто: если у ребенка диагностировалось какое-либо нарушение развития, его направляли на обучение в соответствующее учреждение образования (детей со снижением интеллекта — во вспомогательную школу, слабовидящих и незрячих — в специальную школу для детей с нарушениями зрения, глухих и слабослышащих — в школу для детей с нарушением слуха и т. д.). Как правило, в основном это были школы-интернаты. Другими словами, ребенок нередко обучался вдали от дома, на длительное время разлучался с семьей.
Впервые в нашей стране об интегрированном (совместном) обучении детей, имеющих ОПФР, и их сверстников без таких особенностей педагоги заговорили в последней четверти ХХ в. Поначалу при наличии отлаженной сети специальных образовательных учреждений идея многим педагогам показалась неактуальной и невыполнимой. Но уже с 1995 г. на основе Временного положения об интегрированном обучении детей с ОПФР начали создаваться классы интегрированного обучения, специальные классы в общеобразовательной школе, проводиться коррекционно-педагогическое консультирование.
Следующей вехой в преобразовании системы интегрированного обучения и воспитания стало принятие постановления Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2006 № 85, которым была утверждена Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, регулировавшая данный процесс на трех уровнях образования детей с ОПФР: дошкольном, общем базовом и общем среднем.
Трансформирование системы специального образования в нашей стране осуществлялось поэтапно с 1998 по 2010 г.
Интегрированное обучение рассматривалось и рассматривается как альтернативная форма получения образования детьми с ОПФР.
Это важно
Родители и законные представители ребенка с ОПФР могут выбрать, где он будет обучаться, — в специальном классе или в классе интегрированного обучения и воспитания.
В 1994 г. под эгидой ЮНЕСКО в г. Саламанка (Испания) прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, которая ввела в международный обиход термин «инклюзия» и провозгласила принцип инклюзивного образования.
Интегрированное обучение и инклюзивное образование
Интегрированное обучение и воспитание — организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с ОПФР осуществляются с лицами, не относящимися к лицам с ОПФР (ст. 271 Кодекса об образовании).
Инклюзивное образование — это обучение и воспитание, обеспечивающие наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в т. ч. лиц с ОПФР, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся (Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, утв. приказом Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2015 № 608 (далее — Концепция)).
Сравнительная характеристика двух форм организации обучения детей с ОПФР
В 2021/2022 учебном году согласно банку данных о детях с ОПФР количество детей с ОПФР составляло 176,3 тыс., из них детей с инвалидностью — 14,7 тыс. (следует понимать, что не все дети с ОПФР имеют статус ребенка-инвалида).
Справочно: с 6 января 2023 г. действует Закон Республики Беларусь от 30.06.2023 № 183-3 «О правах инвалидов и их социальной интеграции».
Это важно
Решение об оформлении инвалидности для своего ребенка принимают родители.
Правовое регулирование
Интегрированное обучение и воспитание детей с ОПФР закреплено в таких документах, как:
Обоснование развития инклюзивного образования лиц с ОПФР представлено в Концепции.
Актуальность развития инклюзивного образования лиц с ОПФР обусловлена также присоединением Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 г., в которой провозглашена обязанность государств — участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.
Разновидности классов интегрированного обучения и воспитания
Сегодня в учреждениях образования функционируют две разновидности классов интегрированного обучения и воспитания:
- класс полной наполняемости;
- класс неполной наполняемости.
Их главное различие — в количестве учеников в классе и организации коррекционно-образовательного процесса.
В классе полной наполняемости количество обучающихся не должно превышать 20 учащихся, из них:
- не более трех лиц с ОПФР с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
- не более шести лиц с ОПФР с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
- не более четырех лиц с ОПФР с разными (не более двух) нарушениями развития (п. 15 ст. 273 Кодекса об образовании).
Это важно
Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляет учитель-дефектолог по предметам базового компонента (русский язык, математика, белорусский язык).
Учитель-дефектолог проводит занятия в отдельном кабинете, оснащенном необходимым учебно-методическим оборудованием, с 3‒6 учащимися с ОПФР.
Класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости создается, когда количество детей с ОПФР меньше, чем указано в Кодексе об образовании.
В классе неполной наполняемости образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляет учитель, а учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.
За последние 20 лет количество интернатных учреждений для детей с ОПФР сократилось в два раза — это результат политики, проводимой в сфере образования.
Образовательная интеграция — двусторонний процесс. С одной стороны, ребенок с ОПФР готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству общеобразовательного учреждения. С другой стороны, и общеобразовательное учреждение готовится к работе с ребенком, имеющим ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.
В образовательной интеграции обеспечивается взаимопонимание как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОПФР и их здоровыми сверстниками.
Таким образом, образовательная интеграция — это системный подход в организации деятельности общеобразовательного учреждения и шаг к перестройке всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей.