От должностных обязанностей пионервожатой до целевой подготовки молодого специалиста: рассматриваем кадровые вопросы

От должностных обязанностей пионервожатой до целевой подготовки молодого специалиста: рассматриваем кадровые вопросы

Мы продолжаем рассматривать актуальные кадровые вопросы, возникающие в процессе деятельности учреждений общего среднего образования.

В этот раз изучим особенности функциональных обязанностей педагога-организатора; права работников-учителей по предоставлению отпуска не в летний период; статус молодого специалиста; алгоритм действий директора по аттестации работника, снизившего уровень своей квалификации.

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1219 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Можно ли считать, что трудовые функции по должности бывшей старшей пионервожатой и по заменившей ее должности педагога-организатора аналогичные?


Для ответа на вопрос необходимо в историческом ракурсе сравнить:

  • должностные обязанности старшего пионервожатого, содержащиеся в квалификационной характеристике, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 20 февраля 1978 г. № 24 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения» (далее — приказ № 24) (УТРАТИЛ СИЛУ);
  • должностные обязанности педагога организатора, содержащиеся в квалификационной характеристике, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 296 «Об утверждении временных квалификационных характеристик психолога, социального педагога и педагога-организатора» (УТРАТИЛ СИЛУ с 26 марта 2001 г.) (далее — приказ № 296);
  • должностные обязанности педагога-организатора, содержащиеся в Выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53  с последующими изменениями и дополнениями (ДЕЙСТВУЮЩИЙ)).

Очевидно, что функции у них схожие. Предназначение обеих должностей заключается в организации воспитательного процесса, внеклассной, внешкольной работы с детьми, во взаимодействии с педагогическими работниками, детско-юношескими объединениями, учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в организации культурно-массовых мероприятий и др.


Учитель обратилась к директору школы с просьбой предоставить ей трудовой отпуск перед отпуском по беременности и родам за три месяца до даты отпуска. Может ли директор школы в данном случае отказать в предоставлении трудового отпуска учителю по причине того, что отпуск учителям полагается в летний период?


Не может.

Очередность предоставления трудовых отпусков в соответствии со ст. 168 ТК устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем, а также согласованным с профсоюзом, если такое согласование предусмотрено коллективным договором.

При составлении графика трудовых отпусков на календарный год наниматель должен соблюдать гарантии, установленные законодательством для отдельных категорий работников по предоставлению трудовых отпусков в определенное время или периоды, которые перечислены в ч. 4 ст. 168 ТК.

Так, при составлении графика трудовых отпусков наниматель обязан запланировать отпуск по желанию работника в определенный период:

  • учителям (преподавателям) учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и специального образования, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений — в летнее время;
  • женщинам — перед отпуском по беременности и родам или после него.

Причем последний пункт распространяется на всех женщин вне зависимости от того, какие должности они занимают.

Согласно ст. 233 ТК возникающие разногласия между работником и нанимателем по вопросам, связанным с применением законодательных актов о труде (индивидуальные трудовые споры), рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами, куда может обратиться работник в данном случае.


Молодой специалист отрабатывает по целевому направлению второй год в сельской школе. Ему установлен обязательный срок отработки 5 лет. Он будет являться молодым специалистом все 5 лет или только два года? Может ли он претендовать на получение справки о свободном трудоустройстве в случае, если его не смогут обеспечить полной ставкой по специальности и он ведет предметы в том числе и «не по диплому»?


Изменение целевого договора с молодым специалистом осуществляется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами власти.

Согласно п. 4 ст. 84 Кодекса об образовании (далее — Кодекс) статус молодого специалиста имеют выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), в течение срока обязательной работы.

В соответствии со ст. 84, 88 Кодекса гражданин, заключивший договор на целевую подготовку специалиста, рабочего, служащего (далее — договор) и поступивший в учреждение образования по отдельному конкурсу, после завершения обучения направляется на работу в соответствии с договором и обязан трудоустроиться в организации-заказчике, отработать срок обязательной работы, установленный договором (в данном случае 5 лет), или возместить средства, затраченные государством на его подготовку.

Согласно п. 19 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Положение), учреждения образования осуществляют перенаправление при условии изменения договора о целевой подготовке специалистов в случаях, указанных в п. 5–6 ст. 88 Кодекса.

В соответствии с п. 7 Положения изменение договора осуществляется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, в подчинении которых находятся заказчики.


Педагог снизил уровень своей работы. Каков алгоритм получения руководителем согласия педсовета на аттестацию данного педагога для подтверждения второй или первой квалификационной категории?


Согласно ч. 3 п. 5 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция № 101) аттестация по инициативе руководителя учреждения образования (с согласия педагогического совета или совета учреждения) может проводиться на подтверждение квалификационной категории в отношении педагогического работника, снизившего уровень своей работы и деятельность которого не соответствует установленным требованиям, или педагогического работника, имеющего перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет. 

Таким образом, для издания приказа о проведении аттестации на подтверждение квалификационной категории в отношении конкретного работника только инициативы руководителя недостаточно, требуется также получение согласия педагогического совета (далее — педсовет) учреждения.

В связи с этим алгоритм действий директора может быть следующим.

1.   Соберите достоверную, документально подтвержденную информацию, свидетельствующую о снижении уровня работы конкретного педагогического работника или несоответствии его деятельности установленным требованиям, которая явится убедительным основанием необходимости проведения аттестации на подтверждение квалификационной категории.

Информация может включать: достижения учащихся, микроклимат в классе, отношения с участниками образовательного процесса, уровень проведения учебных занятий, исполнительность, ведение документации, наличие жалоб на работу учителя и др.

2.   Тщательно подготовьтесь к выступлению на педсовете (на основании накопленной информации).

Определите содокладчиков (непосредственно информацию на педсовете предпочтительно доложить самому директору, а его заместитель, председатель профсоюзного комитета могут быть содокладчиками). Этот пункт особенно важен. Ведь результаты голосования зависят от того, как выступления основного докладчика и содокладчиков повлияют на чувства, эмоции, сознание других участников педсовета.

3.   Включите вопрос в повестку дня педсовета.

4.   Выступите по обозначенному вопросу.

5.   Предложите членам педсовета поддержать вашу инициативу (хорошо, если мнение директора поддержат публично с места 2–3 наиболее опытных и авторитетных педагога, с которыми этот момент нужно оговорить заранее).

6.   Поставьте ваш вопрос на голосование. 

Согласно ч. 1–2 п. 12 Положения о педагогическом совете учреждения общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июня 2011 г. № 47 с последующими изменениями и дополнениями) решения педагогического совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, а при равном количестве голосов решающим является голос председателя.

7.   Поручите ведение протокола заседания педсовета выбранному ранее секретарю педагогического совета (фиксируется ход обсуждения вопросов повестки дня, соответствующие решения, а также результаты голосования).

8.   Утвердите решение педсовета своим приказом.

После утверждения приказом решения педагогического совета об аттестации на подтверждение квалификационной категории оно является обязательным для исполнения педагогическим работником.

Обратите внимание на то, что такой аттестации не подлежат беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 5 лет, члены аттестационной комиссии, созданной в соответствии с п. 14 и п. 15 Инструкции № 101.

1219 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок