Раннее выявление семейного неблагополучия: памятка руководителя
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Раннее выявление семейного неблагополучия: памятка руководителя

Подготовлено на основании Методических рекомендаций по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденных Министром образования Республики Беларусь И.В. Карпенко от 14 декабря 2017 г. (далее — Методические рекомендации).

3305 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Выявление детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, осуществляется в пределах компетенции работниками субъектов профилактики семейного неблагополучия на основании критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего (утв. приложением 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 с последующими изменениями и дополнениями). В частности, педагогическими работниками — в ходе образовательного процесса; в ходе изучения особенностей семейного воспитания обучающихся; при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями; при получении информации в отношении несовершеннолетних от третьих лиц.

Раннее выявление семейного неблагополучия

Ключевая роль в системе раннего выявления семейного неблагополучия принадлежит воспитателю дошкольного образования (в учреждениях дошкольного образования), классному руководителю (в учреждениях общего среднего образования), куратору (мастеру производственного обучения) (в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования) (далее — педагогические работники).

Изучение особенностей семейного воспитания обучающихся

Изучение особенностей семейного воспитания обучающихся педагогическими работниками должно осуществляться регулярно.

Рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому — один раз в год; чаще — при возникновении такой необходимости. Например, у ребенка резко снизилась успеваемость, изменилось поведение, приходит на уроки невыспавшимся, неопрятно одетым и т.д.

Чтобы не создавать напряжения во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, педагогическим работникам рекомендуется согласовать с ними дату и время посещения.

При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление педагогическими работниками актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего либо актов иного характера нецелесообразно.

Отражение результатов посещения обучающихся на дому в документах

Результаты посещения обучающихся на дому отражаются педагогическими работниками:

  • воспитателем учреждения дошкольного образования в графе «Посещение воспитанников на дому» сведений о родителях и воспитанниках*;
  • классным руководителем в классном журнале**;
  • куратором учебной группы в журнале куратора учебной группы***.

_____________________

* См.: Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в 2017/2018 учебном году» от 17 июля 2017 г. (приложение «Основная документация педагогических работников в учреждениях дошкольного образования»).

** В разделе «Улiк арганiзацыйна-выхаваўчай работы» делается запись об изучении особенностей семейного воспитания учащегося с указанием его фамилии, имени, даты посещения на дому.

*** В разделе «Карта персонифицированного учета».

На что следует обращать внимание при изучении особенностей семейного воспитания

При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего педагогическим работникам необходимо обратить внимание на следующее:

  • санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения;
  • обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности);
  • наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха;
  • взаимоотношения между членами семьи.

Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличии денежных вкладов и т.п.

Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с участием педагогических работников.

Выявление несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации

При выявлении несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют об этом своего непосредственного руководителя.

Руководитель субъекта профилактики семейного неблагополучия, иной организации после получения информации о семейном неблагополучии обязан в течение одного рабочего дня сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту нахождения детей. При этом к субъектам профилактики семейного неблагополучия согласно Методическим рекомендациям относятся: государственные органы, учреждения и иные организации, осуществляющие выявление и защиту прав детей, законные представители которых ненадлежащим образом исполняют обязанности по их воспитанию и содержанию.

Справочно: информация должна содержать фамилию, имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, адрес проживания (пребывания) несовершеннолетнего, сведения о его законных представителях, выявленные критерии и (или) показатели ситуации неблагополучия, в которой оказался несовершеннолетний, дату и источник выявления.

Сообщение за подписью руководителя (заместителя руководителя) регистрируется в журнале исходящих документов, его копия с датой и исходящим номером хранится в учреждении.

Управление (отдел) образования, спорта и туризма, осуществляющее функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее — управление (отдел) образования), ведет Журнал учета информации о несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан. Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечиваются должностным лицом, назначенным приказом начальника управления (отдела) образования.

Информация о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, в течение одного рабочего дня с момента ее поступления направляется управлением (отделом) образования в учреждение образования, в котором он обучается (воспитывается), или в социально-педагогический центр (далее — СПЦ) по месту проживания (нахождения) несовершеннолетнего. СПЦ осуществляет изучение положения несовершеннолетних в возрасте до трех лет либо несовершеннолетних, которые не посещают учреждения образования.

Справочно: в случае обучения (воспитания) несовершеннолетних из одной семьи в разных учреждениях образования информация направляется в каждое из них.

Выявление признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания

О выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания педагогические работники немедленно информируют администрацию учреждения образования, о чем в день информирования либо в ближайший рабочий день делается соответствующая запись в Журнале учета информации о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, государственных органов и иных организаций, от граждан. В указанный Журнал вносится вся поступившая информация и от педагогических работников, и извне (от граждан, государственных органов, учреждений и др.). Нумерация в журнале сквозная (записи делаются последовательно в соответствии с датой поступления).

Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечиваются должностным лицом, назначенным приказом руководителя учреждения образования.

К числу признаков, свидетельствующих о семейном неблагополучии, относится состояние жилого помещения, представляющее опасность для жизни и здоровья ребенка (разбитые окна, вырванные розетки, провода и т.д.), отсутствие света, газа, отопления (отключены за неуплату), отсутствие у ребенка предметов первой необходимости, демонстрация жестокого, неконтролируемого, агрессивного поведения законным представителем (представителями) ребенка либо иными совершеннолетними лицами, совместно проживающими с семьей в жилом помещении, и т.п.  

Памятка подготовлена редакцией журнала

3305 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Ни дня без развития»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д. М. Карбышева» Александром Михайловичем АГЕЕВЦОМ

Директор-изобретатель ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д. М. Карбышева» Александр Михайлович Агеевец рассказал в интервью с расширенной реал...
№ 10 (154) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 617
5
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок