Осуществление административных процедур в отношении граждан
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Осуществление административных процедур в отношении граждан

В статье рассмотрим следующие аспекты осуществления в УОСО административных процедур в отношении граждан:

• правовое регулирование;
• полномочия субъектов;
• документационное сопровождение;
• ведение делопроизводства с подробным анализом каждого этапа.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

250 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правовое регулирование

Осуществление административных процедур регулируют:

Справочно:постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.05.2024 № 31, вступившим в силу с 17 июня 2024 г., Инструкция о порядке ведения делопроизводства по административным процедурам изложена в новой редакции.

Полномочия субъектов

При осуществлении административных процедур УОСО выступают как уполномоченные органы, а граждане — как заинтересованные лица.

Полномочия УОСО:

  • осуществляют прием заинтересованных лиц;
  • разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности;
  • обеспечивают доброжелательное, вежливое и внимательное отношение к законным представителям учащихся;
  • бесплатно предоставляют заинтересованным лицам предусмотренные законодательством об административных процедурах формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур, и разъясняют порядок их заполнения и представления;
  • при необходимости запрашивают от других государственных органов, иных организаций документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административных процедур;
  • предоставляют заинтересованным лицам возможность знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением их заявлений, в т. ч. с документами и (или) сведениями, полученными от других государственных органов, иных организаций и необходимыми для осуществления административных процедур, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;
  • уведомляют заинтересованных лиц о принятых административных решениях;
  • разъясняют заинтересованным лицам порядок и сроки обжалования принятых административных решений;
  • осуществляют другие полномочия, преду­смотренные законодательством и иными актами, регламентирующими осуществление административных процедур.

Это важно
График приема в УОСО определяется директором с учетом требований Закона, законодательства о труде, иных актов законодательства, количества и специфики заявлений граждан, осуществляемых административных процедур, иных обстоятельств.

Права заинтересованных лиц:

  • обращаться с заявлениями в УОСО;
  • бесплатно получать от УОСО предусмотренные законодательством об административных процедурах формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур;
  • получать от УОСО разъяснение своих прав и обязанностей;
  • принимать участие в административных процедурах лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  • знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своих заявлений, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;
  • получать административные решения либо выписки из них;
  • отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры;
  • обжаловать принятые административные решения;
  • осуществлять другие права, предусмотренные Законом.

Обязанности заинтересованных лиц:

  • вежливо относиться к работникам УОСО, не допускать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;
  • представлять в УОСО документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами;
  • своевременно информировать УОСО об изменении места жительства (места пребывания), места нахождения в период осуществления административной процедуры;
  • выполнять другие обязанности, преду­смотренные Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.

Организация работы

Рассмотрим, какие меры организационного, правового, кадрового и иного характера должны быть разработаны в УОСО для обес­печения эффективной и результативной работы по осуществлению административных про­цедур в отношении граждан.

Директору УОСО необходимо:

1. Подготовить локальный правовой акт (приказ) по вопросам осуществления административных процедур в отношении граждан.

Приказом следует утвердить:

  • перечень административных процедур, осуществляемых по заявлениям граждан;
  • перечень ответственных лиц (лиц, выполняющих функции ответственных лиц в случае их временного отсутствия), осуществляющих административные процедуры в УОСО;
  • график приема заинтересованных лиц.
    В УОСО должны быть приняты меры по дальнейшему совершенствованию порядка осуществления административных процедур. В частности, прием граждан с заявлениями об осуществлении административных процедур (за исключением административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении своих работников):
    • должен начинаться в рабочие дни не позднее 8:00 или завершаться не ранее 20:00. При этом хотя бы один рабочий день в неделю прием должен заканчиваться не ранее 20:00;
    • может осуществляться по субботам и (или) воскресеньям, если это необходимо с учетом количества и специфики обращений за осуществлением административных процедур;
  • форму журнала учета выдачи справок и (или) других документов (решений) при осуществлении административной процедуры по заявительному принципу «одно окно».

2. Установить порядок ведения делопроизводства по административным процедурам и обеспечить его соблюдение.

3. Назначить лиц, ответственных:

1) за организацию работы с гражданами в УОСО на основе заявительного принципа «одно окно». На практике указанная обязанность чаще всего возлагается на заместителя руководителя УОСО;

2) за своевременную актуализацию и размещение информации на информационных стендах УОСО «Одно окно», на сайте УОСО.

4. Обеспечить проведение необходимой и достаточной разъяснительной работы по вопросам соблюдения законодательства в указанной сфере с ответственными лицами (лицами, выполняющими функции ответственных лиц в случае их временного отсутствия), осуществляющими административные процедуры в УОСО, а также с заинтересованными лицами, обращающимися по указанным вопросам в УОСО.

5. Осуществлять внутренний контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере, включая рассмотрение данных вопросов на оперативных совещаниях, педсоветах и т. д.

Ведение делопроизводства

Делопроизводство по административным процедурам ведется централизованно и (или) децентрализованно, отдельно от других видов делопроизводства.

Делопроизводство по административным процедурам осуществляют уполномоченные должностные лица.

1. Регистрация заявлений

  • Регистрация документов по осуществлению административных процедур в отношении заинтересованных лиц осуществляется с использованием журнальной формы регистрации.
  • Заявление заинтересованного лица, поданное в устной форме, учитывается в регистрационно-­контрольной форме, принятой для учета письменных заявлений, с пометкой «подано устно».
  • Все поступающие заявления заинтересованных лиц регистрируются в день подачи в установленном порядке.

Справочно: повторным заявлениям заинтересованных лиц при их поступлении в течение календарного года присваивается регистрационный индекс первого заявления или очередной индекс.

  • Конверты от заявлений заинтересованных лиц, направленных нарочным (курьером), по почте, сохраняются в тех случаях, когда только по ним можно установить адрес заинтересованного лица или когда дата поч­тового штемпеля служит подтверждением времени их отправления и получения.

Справочно: регистрационный индекс документам, необходимым для осуществления административных процедур, и принятым административным решениям присваивается в соответствии с принятой системой регистрации документов.

  • В журнале также делается отметка об отказе в принятии заявления заинтересованного лица, переданного по почте либо в виде электронного документа.

2. Фиксация хода рассмотрения и результата

  • Ход рассмотрения заявления заинтересованного лица, направленные запросы, полученные документы и (или) сведения, принятое административное решение, уведомление заинтересованного лица о принятом административном решении должны быть точно и своевременно отражены в соответствующей графе журнала.
  • Принятое в письменной форме административное решение об осуществлении административной процедуры или об отказе в осуществлении административной процедуры вносится в соответствующую графу регистрационно-­контрольной формы (журнал) с указанием его даты и номера.
  • Административное решение, принятое в ходе приема заинтересованного лица в устной форме, подлежит объявлению заинтересованному лицу и отмечается в соответствующей графе журнала, в которой регистрировались (учитывались) устные заявления.

Это важно
На каждом исполненном заявлении заинтересованного лица после принятия административного решения необходимо сделать отметку об исполнении и направлении его в дело.

  • В случае отказа в принятии заявления заинтересованного лица в регистрационно-­контрольной форме делается отметка о принятии такого решения и направлении его в дело. При этом заявление возвращается заинтересованному лицу вместе с прилагаемыми к заявлению документами и (или) сведениями.
  • При выдаче лично заинтересованному лицу административного решения, либо выписки из него, либо извещения о принятом административном решении заинтересованное лицо расписывается в их получении с проставлением даты получения. В журнале делается отметка об уведомлении заинтересованного лица о принятом административном решении в случае его направления нарочным (курьером), по почте, в виде электронного документа или иным способом и дата направления.

3. Формирование дел

Документы по осуществлению административных процедур, копии выданных административных решений (в необходимых случаях) формируются в дела в соответствии с утвержденной номенклатурой дел. В дело могут формироваться заявления, документы и (или) сведения по всем административным процедурам или по каждой из них (в зависимости от количества образующихся документов и осуществляемых административных процедур).

Справочно: по заявлениям, документам и (или) сведениям по осуществляемым административным процедурам в отношении граждан и юридических лиц также могут формироваться самостоятельные дела.

Заявления, документы и (или) сведения по осуществляемым административным процедурам могут формироваться в дела граждан и юридических лиц, ведущиеся в государственных органах, иных организациях.

Это важно
При формировании дел нужно проверить правильность направления документов в дело, их полноту (комплектность).

Неисполненные заявления заинтересованных лиц, а также неправильно оформленные документы по их исполнению в дела не подшиваются.

4. Хранение документов

Срок хранения заявлений заинтересованных лиц, документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, справок или иных документов, выдаваемых заинтересованным лицам при осуществлении административной процедуры, определяется в соответствии с актами законодательства.

По истечении установленных сроков хранения документы по осуществлению административных процедур подлежат уничтожению в порядке, установленном Департаментом по архивам и делопроизводству Министерства юстиции.

Справочно: срок хранения (книг) журналов регистрации документов по осуществлению административных процедур составляет 5 лет (пп. 108‒111 перечня типовых документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140).

Ответственность за нарушение законодательства об административных процедурах

За нарушение законодательства об административных процедурах руководители и иные работники уполномоченного органа, других государственных органов и иных организаций несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Справочно:ст. 10.19. КоАП за нарушение законодательства об административных процедурах предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 4 БВ.

250 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 10 (2024) за 5 минут: устраняем недочеты в работе школьных лагерей, обязательные медосмотры работников УОСО, формы и сроки проведения выпускных экзаменов, новые методы предупреждения коррупции в образовании

Кроме того, в 10-м номере журнала: • Взаимодействие директора и руководителя по ВПВ • Докладная и служебная записки: от формы до содержания • Что делать, если сотру...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 134
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок