В соответствии с подп. 4.5 п. 4 ст. 20 Кодекса об образовании создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования.
В свою очередь, Законом Республики Беларусь от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями) каждому ребенку гарантировано неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья, уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития.
Безопасность учреждения образования — это условия для сохранения жизни и здоровья учащихся и работников, а также материальных ценностей учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС).
Обеспечение безопасности учреждения образования является приоритетным направлением деятельности администрации и педагогического коллектива. Объектами этой деятельности являются: соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований; контроль и соблюдение требований по охране труда; организация деятельности учреждения при возникновении ЧС.
Охрана жизни и здоровья учащихся включает обеспечение противопожарной безопасности, электробезопасности, а также контроль технического состояния среды обитания.
Цель работы по обеспечению безопасности учреждения образования — обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся и работников учреждения во время их трудовой и образовательной деятельности.
В соответствии с требованиями законодательства работа по обеспечению безопасности учреждения образования должна осуществляться по таким направлениям, как:
- защита здоровья и сохранение жизни;
- соблюдение требований охраны труда и техники безопасности учащимися и работниками учреждения образования.
Для достижения вышеуказанной цели должны быть реализованы следующие задачи:
- обеспечение выполнения требований правовых актов и нормативных документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в образовательном процессе;
- организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятиях и во внеурочное время;
- выполнение совместно с профкомом комплексного плана по улучшению условий охраны труда, проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, предупреждению детского, производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- изучение причин детского и производственного травматизма;
- обеспечение работников спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты;
- проведение своевременного и качественного инструктажа по охране труда;
- пропаганда соблюдения требований по охране труда в учреждении образования и повышение ответственности всех работников за несоблюдение указанных требований.
- Для реализации задач необходимо:
- издать соответствующие приказы в начале учебного года;
- разработать должностные инструкции работников учреждения образования с включением вопросов по охране труда;
- разработать локальные НПА по охране труда и пожарной безопасности;
- составить планы работы по профилактике детского и дорожно-транспортного травматизма, по обеспечению пожарной безопасности и предупреждению террористических актов и др.;
- постоянно осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда и пожарной безопасности;
- рассматривать в течение года на педагогических советах, административных совещаниях вопросы организации режима обучения, состояния охраны труда и пожарной безопасности.
Охрана труда и техника безопасности
При организации образовательного процесса должна проводиться работа по охране труда, соблюдению мер безопасности, выполнению санитарно-гигиенических требований.
Ответственность за обеспечение безопасных условий нахождения на территории учреждения образования и соблюдение требований законодательства по охране труда возлагается на руководителя учреждения образования.
Основными задачами по обеспечению безопасности являются:
- охрана здоровья обучающихся;
- соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
- создание безопасных условий при организации образовательного процесса.
Основные направления деятельности по обеспечению бесперебойной работы по охране труда в учреждении образования:
- обеспечение выполнения всех нормативных требований охраны труда педагогами на всех рабочих местах и учащимися в классах, мастерских и других объектах;
- организация проведения мероприятий, направленных на улучшение условий охраны труда, предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев, происшествий и аварий;
- выявление и регистрация вопросов по охране труда, возникших в ходе образовательного процесса;
- выработка рекомендаций и обеспечение выполнения решений по совершенствованию охраны труда;
- организация и проведение работы по аттестации рабочих мест по условиям труда;
- контроль выполнения принятых решений по вопросам охраны труда;
- ведение работы по устранению несоответствий.
Для создания безопасных условий жизни и здоровья учащихся в образовательном учреждении необходимо проведение:
- ознакомления учащихся с состоянием охраны труда в учреждении образования, в т. ч. охраны здоровья и безопасности труда;
- инструктажей с работниками учреждения образования;
- обучения учащихся основным правилам безопасного поведения в ходе образовательного процесса;
- разработки локальных НПА по обеспечению безопасности образовательного процесса: приказов, инструкций по охране труда; действий персонала учреждения, учащихся при возникновении или угрозе возникновения ЧС;
- мероприятий совместно с органами городских (районных) отделов ЧС, комитета по ЧС учений, формирующих на практике способность учащихся и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях;
- обучения учащихся основным правилам безопасности во внеурочное время.
В соответствии с п. 1 гл. 3 Инструктивно-методического письма «О деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2021/2022 учебном году» (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь А. В. Кадлубаем 01.09.2021) (далее — Письмо) совершенствование системы работы по созданию здоровьесберегающей и безопасной среды в учреждении общего среднего образования является актуальным направлением его деятельности.
Профилактика детского травматизма
В должностных обязанностях руководителей, заместителей руководителей и иных педработников учреждений образования в обязательном порядке должна быть закреплена ответственность за необеспечение безопасных условий для обучающихся при организации образовательного процесса (до начала и по окончании учебных (факультативных) занятий, во время перерывов между учебными (факультативными) занятиями, на уроках физической культуры и здоровья, трудового обучения и иных уроках и факультативных занятиях, в период проведения соревнований и иных внеурочных мероприятий и т. д.).
Учителя на первом занятии в учебном году и далее в каждой четверти проводят с учащимися беседы о правилах безопасного поведения во время учебных занятий с учетом специфики учебного предмета, о чем делают соответствующую запись в классном журнале, например: «Обучение правилам безопасного поведения» («ОПБП»).
Директору на заметку
Вопросы состояния травматизма учащихся и обеспечения безопасности образовательного процесса необходимо не реже 1 раза в год рассматривать на заседании педагогического совета учреждения образования, а также анализировать причины получения травм учащимися во время образовательного процесса и устранять условия, способствующие их получению.
Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «химия» и «физика» в учреждениях образования Республики Беларусь (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26) устанавливают требования к мерам безопасности при проведении соответствующих уроков, работ исследовательского характера, факультативных занятий, а также определяют обязанности участников образовательного процесса в учреждениях образования по обеспечению безопасных условий организации образовательного процесса по данным предметам.
Обучение безопасным приемам выполнения лабораторных опытов, лабораторных и практических работ, экспериментальных исследований проводится перед началом их выполнения с соответствующей записью в классном журнале.
Непосредственно перед проведением экскурсии проводится обучение учащихся безопасному поведению на экскурсии, о чем также делается соответствующая запись в классном журнале.
Безопасность учащихся при организации образовательного процесса по физической культуре регулируются Правилами Министерства образования Республики Беларусь от 21.01.2019 «Меры безопасности при организации образовательного процесса по учебному предмету (дисциплине) “Физическая культура и здоровье”, занятий “Час здоровья и спорта”, факультативно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, дополнительного образования детей и молодежи Республики Беларусь».
Акт обследования спортивного оборудования физкультурно-спортивного сооружения
Акт готовности физкультурно-спортивного сооружения к проведению образовательного процесса, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий
В соответствии с п. 3 гл. 3 Письма руководитель учреждения образования несет персональную ответственность за организацию деятельности во время проведения учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», факультативных занятий «Час здоровья и спорта» всех учащихся. Ответственность за обеспечение безопасных условий при этом необходимо возлагать на педагогических работников учреждения образования, которые организуют (координируют) деятельность вышеуказанных категорий учащихся во время проведения учебных занятий (занятий).
Соблюдение санитарно-технических требований
Требования к обустройству территории, санитарно-техническому благоустройству, освещению, оборудованию помещений, содержанию территории и помещений, организации образовательного процесса, производственного обучения и практики, устройству и оборудованию пищеблока, организации питания, гигиенического обучения и воспитания учащихся указаны в:
Питание учащихся в учреждениях образования осуществляется в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 № 694 «Об организации питания обучающихся» (с последующими изменениями и дополнениями). Этим постановлением в т. ч. утверждено Положение об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования.
Меры противопожарной безопасности
Руководители, учителя, воспитатели, обслуживающий персонал и другие сотрудники учреждения образования, а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять установленный на объекте противопожарный режим, не допускать действий, приводящих к пожару, а также знать свои обязанности в случае его возникновения, уметь применять имеющиеся в учреждении образования первичные средства пожаротушения.
Все работники учреждения образования должны регулярно проходить инструктаж по правилам пожарной безопасности, а администрация, учителя и воспитатели должны организовать обучение правилам пожарной безопасности для соответствующей категории лиц в порядке подчиненности и в соответствии с требованиями, установленными для учреждений образования.
Для организации работы по обеспечению пожарной безопасности необходимо издать ряд приказов, в которых распределяются обязанности между работниками:
В учреждении образования должна быть разработана и применяться общеобъектовая инструкция по пожарной безопасности.
Пример общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности
В течение учебного года в учреждении образования должны проводиться следующие мероприятия:
- организация работы по противопожарной безопасности;
- инструктажи по правилам пожарной безопасности с сотрудниками школы;
- обучающие мероприятия с учащимися;
- оформление пожарного уголка;
- воспитательные мероприятия с учащимися по вопросам пожарной безопасности;
- практические занятия по пожарной безопасности;
- проверки состояния пожарной безопасности учреждения образования.
Гражданская оборона
В течение учебного года основное внимание в части гражданской обороны (далее — ГО) уделяется:
- адресному выполнению учебной программы и качественному усвоению новых форм и методов пропаганды ГО;
- выполнению программы для учащихся по действиям в ЧС;
- повышению выживаемости учащихся и работников (постоянного состава) при ЧС мирного времени;
- созданию условий, приближенных к реальным, при проведении тренировок.
Кроме этого, для обеспечения безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса должны быть приняты такие дополнительные меры, как:
- разработка графика дежурств администрации учреждения образования;
- организация дежурств технического персонала в коридорах учебного заведения во время уроков;
- организация административного контроля за обеспечением безопасности учреждения образования;
- ограничение допуска посторонних лиц в здание учреждения образования;
- организация содержания складских и технических помещений в соответствии с требованиями безопасности;
- предотвращение проникновения посторонних лиц в здание учреждения образования в нерабочее время.
Для обеспечения безопасности жизни участников образовательного процесса в течение учебного года осуществляется внутренний контроль за:
- организацией пропускного режима;
- помещениями, имеющими отдельные внешние входы;
- своевременной подготовкой кабинетов перед началом учебного дня;
- соблюдением требований по охране труда;
- наличием необходимых первичных средств пожаротушения в кабинетах химии, физики, информатики, учебных мастерских, спортивном зале;
- организацией хранения химических реактивов в лаборантской кабинета химии;
- соблюдением санитарно-гигиенического режима.