Какие организации обязаны создавать комиссии по противодействию коррупции, а какие — вправе?
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон о борьбе с коррупцией) меры борьбы с коррупцией реализуются в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполнительных комитетах, местных администрациях районов в городах посредством создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждено Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции (далее — Типовое положение). Типовым положением, в свою очередь, определен единый и обязательный порядок создания и деятельности такой комиссии в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах (далее — государственные органы).
Таким образом, организации, перечисленные в ч. 2 ст. 5 Закона, п. 1 Типового положения, обязаны создать комиссии по противодействию коррупции. Иные организации вправе самостоятельно принимать решение о целесообразности создания комиссий и определять порядок их деятельности.
На основании каких документов разрабатывается положение о комиссии по противодействию коррупции?
Эффективность работы антикоррупционных комиссий в значительной степени зависит от четкой и всеобъемлющей нормативной регламентации их задач, полномочий, процедур подготовки, проведения заседаний и принятия решений.
Комиссия по противодействию коррупции действует не только на основании Типового положения, но также руководствуется Законом о борьбе с коррупцией, иными актами законодательства, в т.ч. утверждаемым руководителем государственного органа (организации) положением о комиссии, в котором учитываются особенности деятельности данной организации (п. 3 Типового положения).
Это означает, что необходимо разработать свое локальное положение, регламентирующее деятельность комиссии по противодействию коррупции, на основании Типового положения, по возможности учитывающее отраслевую специфику деятельности организации.
Кем создается и кто входит в состав комиссии по противодействию коррупции?
Комиссия создается руководителем государственного органа (организации) в количестве не менее пяти членов под председательством одного из заместителей руководителя государственного органа (организации). Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются на заседании комиссии из числа ее членов.
Состав комиссии формируется из числа руководителей структурных подразделений государственного органа (организации), курирующих вопросы осуществления финансово-хозяйственной, экономической, производственной деятельности, бухгалтерского учета, распоряжения бюджетными денежными средствами, сохранности собственности и эффективного использования имущества, ведомственного контроля, кадровой и юридической работы.
Как правило, в учреждениях образования в связи с отсутствием ряда вышеуказанных специалистов в состав комиссии по противодействию коррупции включают одного из заместителей директора, председателя профкома, работников учреждения образования, представителя попечительского совета.
Количество членов комиссии по противодействию коррупции и ее персональный состав следует определять в зависимости от особенностей организационно-управленческой структуры конкретного учреждения образования, видов ее деятельности, наиболее подверженных коррупции, количества лиц, работающих в организации, и других факторов. Как правило, для учреждения образования достаточно пяти человек. При этом следует помнить, что не могут являться одновременно членами комиссии лица, состоящие в браке или находящиеся в отношениях близкого родства или свойства.
В состав комиссии целесообразно включать работников организации, которые прошли надлежащую антикоррупционную подготовку и в силу своей профессиональной квалификации и служебных полномочий способны обеспечить решение стоящих перед комиссией задач, знают требования и порядок применения актов законодательства, которыми должно руководствоваться учреждение образования при осуществлении своей деятельности, и могут дать надлежащую оценку правильности и эффективности осуществления этих видов деятельности.
Директору на заметку
Председателем комиссии по противодействию коррупции целесообразно избирать члена комиссии с наиболее высоким уровнем антикоррупционной подготовки, либо который в силу занимаемой должности, авторитета в трудовом коллективе и управленческих способностей может надлежащим образом организовать работу комиссии и обеспечить принятие ею максимально эффективных антикоррупционных решений.
Самым приемлемым представляется назначение председателем комиссии по противодействию коррупции работника, который реализует свои основные служебные полномочия в сферах, наименее подверженных коррупционным рискам (например, заместитель директора по воспитательной работе), хотя на практике, наоборот, председателем комиссии зачастую назначается заместитель директора, ведающий административно-хозяйственными вопросами.
Какие задачи призвана решать комиссия по противодействию коррупции?
Основной задачей комиссии по противодействию коррупции является предупреждение (профилактика) коррупции в учреждении образования. Однако, решая эту задачу, комиссия в то же время принимает меры по выявлению и пресечению коррупции, а также устранению ее последствий (в этих целях комиссия, например, вносит предложения о проведении проверок поступившей информации о совершении или подготовке к совершению коррупционных правонарушений; дает антикоррупционную оценку нарушениям, выявленным в ходе таких проверок; инициирует привлечение к дисциплинарной, материальной и иной ответственности лиц, совершивших правонарушения, связанные с коррупцией, и т.п.).
Задачами комиссии по противодействию коррупции также являются:
- аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками учреждения образования;
- обобщение и анализ поступающей информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками учреждений образования (в т.ч. из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией);
- своевременное определение коррупционных рисков в сфере образования и мер по их нейтрализации;
- анализ работы администрации учреждения образования по соблюдению требований антикоррупционного законодательства, внесение директору учреждения образования предложения по привлечению ответственных лиц к дисциплинарной ответственности;
- разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в учреждении образования, анализ эффективности принимаемых мер;
- формирование у работников антикоррупционного сознания, нетерпимого отношения к коррупции, навыков поведения в коррупционно опасных ситуациях;
- взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции и др.
Для управлений (отделов) образования, спорта и туризма, помимо указанных, важно также осуществлять координацию деятельности учреждений образования соответствующей административно-территориальной единицы по реализации мер по противодействию коррупции.
Обратите внимание
Функции комиссии по противодействию коррупции достаточно подробно прописаны в п. 5 Типового положения. Вместе с тем, прописывая функции комиссии в соответствующем локальном положении о комиссии по противодействию коррупции, следует конкретизировать их применительно к сфере деятельности учреждения образования.
Какие мероприятия следует включать в план работы комиссии по противодействию коррупции?
Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях. Так,
- в частности, в план работы комиссии по противодействию коррупции учреждения образования целесообразно включать следующие мероприятия:
- обобщение и анализ поступающей информации (содержащейся в том числе в обращениях граждан и юридических лиц, средствах массовой информации, включая сеть Интернет, сообщениях контролирующих, правоохранительных и других государственных органов) о правонарушениях, связанных с коррупцией, и иных нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией (антикоррупционного законодательства) в сфере образования, а также доведение ее до сведения коллектива на совещаниях, педагогических советах и др.;
- инициирование и проведение образовательных, воспитательных и информационно-пропагандистских мероприятий антикоррупционной направленности не только для сотрудников учреждения образования, но также для обучающихся в учреждении образования (особенно актуально для выпускников школ, а также для обучающихся в лицеях, колледжах и т.д.) и их родителей;
- проведение в учреждениях образования педагогических советов по вопросам профилактики коррупционных правонарушений с привлечением сотрудников ОВД, прокуратуры и других государственных органов;
- размещение на сайте учреждения образования и на информационных стендах в учреждении образования информации об антикоррупционном законодательстве;
- использование телефонов горячей линии и прямых телефонных линий с руководством отдела образования в целях выявления фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции, а также изучение вопросов исполнения законодательства о борьбе с коррупцией для более активного привлечения общественности к борьбе с данными правонарушениями;
- рассмотрение обращений граждан, содержащих факты коррупции. При подтверждении соответствующих фактов следует вносить предложения о привлечении виновных к ответственности, а также обеспечивать реальную работу с обращениями граждан, проводить системный анализ и контроль за устранением обоснованных жалоб и замечаний;
- анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений при проведении экзаменов в учебных заведениях;
- обеспечение формирования экзаменационных комиссий с учетом профессиональных, деловых и моральных качеств педагогов;
- организация контроля за ходом проведения выпускных экзаменов за период обучения на II и III ступенях общего среднего образования;
- усиление контроля за осуществлением конкурсного набора в гимназию, за недопущением поборов с родителей в учреждениях образования;
- предупреждение фактов сбора денежных средств на приобретение подарков для педагогических работников в период проведения выпускных экзаменов, выпускных вечеров и других мероприятий в учреждении образования;
- изучение обоснованности распределения учебных часов, часов факультативных занятий и часов организационно-воспитательной работы;
- осуществление контроля за выпиской документов об образовании;
- организация проведения анонимного анкетирования учащихся и их родителей с целью оценки качества организации учебной, воспитательной деятельности, а также выявления возможных коррупционных проявлений;
- осуществление контроля за обоснованной сдачей в аренду помещений, эффективным использованием имущества учреждений образования;
- усиление контроля за обоснованностью предоставления и расходования безвозмездной (спонсорской) помощи;
- осуществление контроля за организацией приема на работу педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала в строгом соответствии со штатным расписанием учреждений образования;
- проведение проверок отработки рабочего времени работниками учреждения образования. Это особенно актуально в связи с достаточно часто встречающимися ситуациями, когда руководители учреждений образования фиктивно трудоустраивают сотрудников, которые не выполняют работу вообще, либо за них выполняет работу другое лицо;
- другие мероприятия.
Что учесть при составлении положения о комиссии по противодействию коррупции?
При разработке положения о комиссии по противодействию коррупции в учреждении образования следует учитывать следующее:
- в государственных органах содержание такого локального нормативного правового акта должно соответствовать Типовому положению, но не обязательно копировать его и может быть дополнено нормами, которые не противоречат требованиям Закона о борьбе с коррупцией и иных актов законодательства;
- с учетом специфики деятельности учреждений образования в соответствующий локальный нормативный правовой акт не следует включать нормы Типового положения, которые по объективным причинам не могут быть реализованы в этих организациях, и, наоборот, следует включить дополнительные нормы, не учтенные в Типовом положении.
- Анализ отдельных положений о комиссиях по противодействию коррупции в учреждениях образования показал, что разработчики данных положений зачастую формально подходят к написанию указанного локального нормативного акта, слепо копируя нормы Типового положения и не учитывая:
- особенности и достаточно узкую специфику сферы образования;
- объем полномочий, которыми наделены руководители учреждений образования и педагогические работники, особенности их правового статуса;
- другие вопросы.
Директору на заметку
В учреждениях образования важно проводить антикоррупционную пропаганду с обучающимися, а также их родителями, поскольку последние зачастую выступают инициаторами совершения и активными участниками коррупционных правонарушений.
Правоприменительная практика свидетельствует, что, несмотря на многолетний опыт функционирования комиссий по противодействию коррупции в сфере образования, их работа часто формальна, ограничивается рассмотрением узкого круга вопросов, принятием однотипных и неэффективных решений. Зачастую это связано с непониманием руководителями учреждений образования роли комиссий в противодействии коррупции и (или) отсутствием со стороны руководителей организаций должной требовательности к работе комиссий, их нежеланием наделять комиссии по противодействию коррупции реальными полномочиями по координации антикоррупционной деятельности и выработке эффективных антикоррупционных решений. С другой стороны, члены комиссий не всегда правильно понимают стоящие перед ними задачи, не способны или не желают решать такие задачи.