О стратегии развития молодежной политики

О стратегии развития молодежной политики

На 1 января 2021 г. в Республике Беларусь, по данным Национального статистического комитета, количество граждан в возрасте от 14 до 31 года составило 1 858 464 человека.

Новым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.06.2021 № 349 (рег. № 5/49172 от 21.06.2021) утверждена Стратегия развития государственной молодежной политики Республики Беларусь до 2030 года (далее — Стратегия).

Документ вступил в силу с 24.06.2021. Рассмотрим самое важное для учреждений общего среднего образования.

1408 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Термины

В Стратегии используются термины в значениях, установленных в Кодексе об образовании и Законе Республики Беларусь от 07.12.2009 № 65-З «Об основах государственной молодежной политики», а также ряд других терминов, перечисленных непосредственно в Стратегии. Среди них:

  • волонтерская деятельность — добровольная деятельность, осуществляемая для достижения общественно полезных целей в форме выполнения работ и (или) оказания услуг на безвозмездной основе;
  • молодежное общественное объединение — общественное объединение граждан в возрасте до 31 года (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи;
  • молодежный парламент — молодежная консультативная и представительская структура, формируемая при органах законодательной власти на основе избирательного принципа для реализации конституционных прав и свобод молодежи;
  • молодежный совет — молодежная консультативная и представительская структура, формируемая при органах исполнительной власти на основе принципа делегирования в ее состав представителей от административно-­территориальных единиц, и (или) учреждений образования, и (или) общественных объединений для реализации конституционных прав и свобод молодежи;
  • неформальное образование — получение знаний, приобретение умений и совершенствование навыков в целях формирования мировоззрения и развития компетенций личности, которое происходит вне официальной системы образования, обучение на практике, в повседневной жизни, которое осуществляется через молодежные проекты и молодежные инициативы, совместную деятельность, организацию досуга и др. термины.

Какие проблемы нужно решать?

Среди нерешенных вопросов выделим следующие:

  • требуются дальнейшее повышение качества национальной системы образования, развитие цифровой платформы и дистанционных технологий обучения;
  • необходимо усилить работу по развитию системы профессиональной ориентации молодежи, повышению ее мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда, формированию экономической конкурентоспособности молодежи;
  • существует риск оттока молодых граждан за границу;
  • сохраняются недостаточный уровень политической культуры молодежи, невысокая степень ее участия в различных формах общественной жизни;
  • усиление гражданского и патриотического воспитания молодого поколения;
  • совершенствование системы поддержки талантливой и одаренной молодежи, оптимизации условий для ее реализации, а также развития системы грантовой поддержки молодежи;
  • проблемой становится трансформация негативных образцов массовой культуры в модели поведения и жизненных ориентиров молодых граждан;
  • в молодежной среде распространены формы рискового и социально опасного поведения, недостаточно сформировано критическое отношение к здоровью и его ценности;
  • остается проблемным вопрос о правонарушениях и преступлениях, совершаемых молодежью;
  • отмечаются низкая заинтересованность молодых граждан в предпринимательской деятельности и социальном предпринимательстве, отсутствие у них достаточных знаний и компетенций;
  • понижен статус института брака и духов­но-­нравственных семейных ценностей, наблюдается психологическая неготовность молодых граждан к семейной жизни;
  • возникают риски, связанные с недостаточным обеспечением информационной без­опасности молодежи в глобальной компьютерной сети Интернет;
  • необходима дополнительная поддержка в эффективной социализации молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с инвалидностью, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, безработицей, отсутствием определенного места жительства, конфликтами и жестоким обращением в семье, асоциальным поведением и иными социальными проблемами;
  • требует решения вопрос о кадровом укреплении управленческой вертикали по работе с молодежью и др.

Приоритеты Стратегии

В Стратегии каждый проблемный вопрос рассматривается как список задач, направленных на его решение и механизмы их реализации. Рассмотрим этот подход на примерах двух приоритетов: «повышение качества национальной системы образования и подготовка квалифицированных кадров» и «управление в сфере государственной молодежной политики».

Повышение качества национальной системы образования и подготовка квалифицированных кадров

Задачи:

  • реализация образовательных программ, в т. ч. модульных, профессионально-­технического, среднего специального и высшего образования, отвечающих потребностям инновационной экономики, регионального рынка труда, принципам устойчивого развития;
  • совершенствование правил приема в учреждения образования;
  • повышение качества подготовки специалистов, рабочих (служащих);
  • создание условий для подготовки управленческих кадров новой формации.

Механизмы реализации:

  • модернизация нормативной правовой базы посредством принятия новой редакции Кодекса об образовании;
  • принятие и реализация концепции цифровой трансформации системы образования;
  • расширение обучающих практик в системе основного и дополнительного образования, развитие цифровой платформы и дистанционных технологий обучения;
  • создание ресурсных центров по новым профессиональным компетенциям и организация обучения профессиональному мастерству по стандартам «Worldskills», оснащение их высокотехнологичным оборудованием для организации производственного обучения и учебных практик;
  • разработка правовых механизмов признания результатов неформального образования молодежи, в т. ч. полученного с использованием информа­цион­но-­коммуникационных технологий;
  • создание системы сертификации социально-­личностных и надпрофессио­нальных компетенций, приобретенных молодежью самостоятельно в период осуществления ею общественной и социально значимой деятельности в учреждениях образования («сертификаты достижений»);
  • совершенствование системы государственных гарантий получения профессии и последующего трудоустройства по ней для молодых людей с особенностями психофизического развития, а также отбывающих различные виды наказаний в исправительных учреждениях.

Управление в сфере государственной молодежной политики

Задачи:

  • повышение статуса государственной молодежной политики;
  • укрепление кадрового потенциала специалистов, работающих с молодежью.

Механизмы реализации:

  • создание четкой вертикали управления работой с молодежью;
  • преобразование в регионах структуры управлений по делам молодежи в самостоятельные структуры исключением несвой­ственных им функций;
  • увеличение штатной численности специа­листов, реализующих государственную молодежную политику;
  • поддержка молодых специалистов по работе с молодежью;
  • создание целостной системы организации работы с трудящейся молодежью, в т. ч. посредством введения должности служащего «Специалист по работе с молодежью» в организациях с численностью более 100 (для сельской местности) и более 300 (для городов) работников в возрасте до 31 года;
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений;
  • разработка научно-­методического сопровождения деятельности специалистов по работе с молодежью, молодежных и детских общественных объединений и иных субъектов государственной молодежной политики;
  • расширение инфраструктуры молодежной политики (создание молодежных и ресурсных центров);
  • увеличение на республиканском и местном уровнях финансирования на реализацию основных направлений государственной молодежной политики;
  • предоставление на безвозмездной основе неиспользуемых помещений коммунальной собственности для организации досуга молодежи, в т. ч. для проведения культурных, спортивных и иных социально значимых мероприятий.

Полный перечень основных приоритетов Стратегии, их задачи и механизмы реализации

Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Результатами работы с молодежью станут:

  • повышение уровня гражданственности и патриотизма молодежи;
  • функционирование эффективной системы гражданско-­патриотического воспитания, основанной на современных моделях коммуникации и отвечающей задачам развития страны;
  • повышение степени эффективности деятельности консультативно-­совещательных органов всех уровней по вопросам молодежной политики;
  • увеличение количества научно-­ориен­тированной, талантливой и одаренной молодежи, вовлеченной в управленческую, научную и инновационную деятельность;
  • увеличение доли участия молодежи в различных формах общественно-­полити­ческой, экономической, социальной и культурной жизни;
  • увеличение доли молодежи, занимающей руководящие должности в различных секторах экономики (из числа лиц, состоящих в кадровом резерве);
  • увеличение количества молодых граждан, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений, органов самоуправления, молодежных структур при органах исполнительной и законодательной власти;
  • увеличение числа молодых граждан, вовлеченных в волонтерскую деятельность, и повышение качества оказания волонтерских услуг;
  • повышение качества профессиональной подготовки обучающейся молодежи и показателей ее трудоустраиваемости, обеспеченности отраслей экономики и социальной сферы высокопрофессиональными специалистами;
  • снижение уровня безработицы среди молодежи;
  • увеличение количества молодежных бизнес-­проектов, в т. ч. инновационных, повышение предпринимательской инициа­тивы молодежи;
  • готовность молодых граждан к защите Отечества, укрепление престижа срочной военной службы, службы в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, а также срочной военной службы в других вой­сках и воинских формированиях, повышение социального статуса гражданина, прошедшего воинскую службу;
  • повышение у молодежи культуры безопасности жизнедеятельности;
  • повышение уровня культуры здорового образа жизни и ответственности молодежи за сохранение и укрепление своего здоровья;
  • уменьшение количества молодых граждан с социально опасными формами поведения;
  • увеличение количества молодежи, обладающей критическим мышлением, позволяющим противостоять деструктивным информационно-­психологическим воздействиям.

Главным результатом реализации настоящей Стратегии станет увеличение доли молодежи, занятой в различных формах общественно-­политической, экономической, социальной и культурной жизни (до 90 % к 2030 г.), обладающей творческим и проектным мышлением, коммуникативными навыками, предпринимательскими умениями, имеющей сформированное целостное мировоззрение с устойчивыми ценностными ориентирами.

Подготовлено редакцией


1408 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Весенние каникулы-2024 в Беларуси: когда начнутся и сколько продлятся

К своему завершению подходит самая длинная учебная четверть – третья. В предвкушении приятного отдыха находятся как дети, так и взрослые. Все причастные к школьному проце...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 481

Стой, кто идет: организация пропускного режима с учетом законодательства о персональных данных

Одной из обязанностей учреждения образования определено создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов (подп. 4.5 п. 4 ст. 19 Ко...
№ 11 (143) 2023 Швед Надежда,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 900
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок