Термины
В Стратегии используются термины в значениях, установленных в Кодексе об образовании и Законе Республики Беларусь от 07.12.2009 № 65-З «Об основах государственной молодежной политики», а также ряд других терминов, перечисленных непосредственно в Стратегии. Среди них:
- волонтерская деятельность — добровольная деятельность, осуществляемая для достижения общественно полезных целей в форме выполнения работ и (или) оказания услуг на безвозмездной основе;
- молодежное общественное объединение — общественное объединение граждан в возрасте до 31 года (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи;
- молодежный парламент — молодежная консультативная и представительская структура, формируемая при органах законодательной власти на основе избирательного принципа для реализации конституционных прав и свобод молодежи;
- молодежный совет — молодежная консультативная и представительская структура, формируемая при органах исполнительной власти на основе принципа делегирования в ее состав представителей от административно-территориальных единиц, и (или) учреждений образования, и (или) общественных объединений для реализации конституционных прав и свобод молодежи;
- неформальное образование — получение знаний, приобретение умений и совершенствование навыков в целях формирования мировоззрения и развития компетенций личности, которое происходит вне официальной системы образования, обучение на практике, в повседневной жизни, которое осуществляется через молодежные проекты и молодежные инициативы, совместную деятельность, организацию досуга и др. термины.
Какие проблемы нужно решать?
Среди нерешенных вопросов выделим следующие:
- требуются дальнейшее повышение качества национальной системы образования, развитие цифровой платформы и дистанционных технологий обучения;
- необходимо усилить работу по развитию системы профессиональной ориентации молодежи, повышению ее мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда, формированию экономической конкурентоспособности молодежи;
- существует риск оттока молодых граждан за границу;
- сохраняются недостаточный уровень политической культуры молодежи, невысокая степень ее участия в различных формах общественной жизни;
- усиление гражданского и патриотического воспитания молодого поколения;
- совершенствование системы поддержки талантливой и одаренной молодежи, оптимизации условий для ее реализации, а также развития системы грантовой поддержки молодежи;
- проблемой становится трансформация негативных образцов массовой культуры в модели поведения и жизненных ориентиров молодых граждан;
- в молодежной среде распространены формы рискового и социально опасного поведения, недостаточно сформировано критическое отношение к здоровью и его ценности;
- остается проблемным вопрос о правонарушениях и преступлениях, совершаемых молодежью;
- отмечаются низкая заинтересованность молодых граждан в предпринимательской деятельности и социальном предпринимательстве, отсутствие у них достаточных знаний и компетенций;
- понижен статус института брака и духовно-нравственных семейных ценностей, наблюдается психологическая неготовность молодых граждан к семейной жизни;
- возникают риски, связанные с недостаточным обеспечением информационной безопасности молодежи в глобальной компьютерной сети Интернет;
- необходима дополнительная поддержка в эффективной социализации молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с инвалидностью, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, безработицей, отсутствием определенного места жительства, конфликтами и жестоким обращением в семье, асоциальным поведением и иными социальными проблемами;
- требует решения вопрос о кадровом укреплении управленческой вертикали по работе с молодежью и др.
Приоритеты Стратегии
В Стратегии каждый проблемный вопрос рассматривается как список задач, направленных на его решение и механизмы их реализации. Рассмотрим этот подход на примерах двух приоритетов: «повышение качества национальной системы образования и подготовка квалифицированных кадров» и «управление в сфере государственной молодежной политики».
Повышение качества национальной системы образования и подготовка квалифицированных кадров
Задачи:
- реализация образовательных программ, в т. ч. модульных, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, отвечающих потребностям инновационной экономики, регионального рынка труда, принципам устойчивого развития;
- совершенствование правил приема в учреждения образования;
- повышение качества подготовки специалистов, рабочих (служащих);
- создание условий для подготовки управленческих кадров новой формации.
Механизмы реализации:
- модернизация нормативной правовой базы посредством принятия новой редакции Кодекса об образовании;
- принятие и реализация концепции цифровой трансформации системы образования;
- расширение обучающих практик в системе основного и дополнительного образования, развитие цифровой платформы и дистанционных технологий обучения;
- создание ресурсных центров по новым профессиональным компетенциям и организация обучения профессиональному мастерству по стандартам «Worldskills», оснащение их высокотехнологичным оборудованием для организации производственного обучения и учебных практик;
- разработка правовых механизмов признания результатов неформального образования молодежи, в т. ч. полученного с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- создание системы сертификации социально-личностных и надпрофессиональных компетенций, приобретенных молодежью самостоятельно в период осуществления ею общественной и социально значимой деятельности в учреждениях образования («сертификаты достижений»);
- совершенствование системы государственных гарантий получения профессии и последующего трудоустройства по ней для молодых людей с особенностями психофизического развития, а также отбывающих различные виды наказаний в исправительных учреждениях.
Управление в сфере государственной молодежной политики
Задачи:
- повышение статуса государственной молодежной политики;
- укрепление кадрового потенциала специалистов, работающих с молодежью.
Механизмы реализации:
- создание четкой вертикали управления работой с молодежью;
- преобразование в регионах структуры управлений по делам молодежи в самостоятельные структуры исключением несвойственных им функций;
- увеличение штатной численности специалистов, реализующих государственную молодежную политику;
- поддержка молодых специалистов по работе с молодежью;
- создание целостной системы организации работы с трудящейся молодежью, в т. ч. посредством введения должности служащего «Специалист по работе с молодежью» в организациях с численностью более 100 (для сельской местности) и более 300 (для городов) работников в возрасте до 31 года;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений;
- разработка научно-методического сопровождения деятельности специалистов по работе с молодежью, молодежных и детских общественных объединений и иных субъектов государственной молодежной политики;
- расширение инфраструктуры молодежной политики (создание молодежных и ресурсных центров);
- увеличение на республиканском и местном уровнях финансирования на реализацию основных направлений государственной молодежной политики;
- предоставление на безвозмездной основе неиспользуемых помещений коммунальной собственности для организации досуга молодежи, в т. ч. для проведения культурных, спортивных и иных социально значимых мероприятий.
Полный перечень основных приоритетов Стратегии, их задачи и механизмы реализации
Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Результатами работы с молодежью станут:
- повышение уровня гражданственности и патриотизма молодежи;
- функционирование эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, основанной на современных моделях коммуникации и отвечающей задачам развития страны;
- повышение степени эффективности деятельности консультативно-совещательных органов всех уровней по вопросам молодежной политики;
- увеличение количества научно-ориентированной, талантливой и одаренной молодежи, вовлеченной в управленческую, научную и инновационную деятельность;
- увеличение доли участия молодежи в различных формах общественно-политической, экономической, социальной и культурной жизни;
- увеличение доли молодежи, занимающей руководящие должности в различных секторах экономики (из числа лиц, состоящих в кадровом резерве);
- увеличение количества молодых граждан, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений, органов самоуправления, молодежных структур при органах исполнительной и законодательной власти;
- увеличение числа молодых граждан, вовлеченных в волонтерскую деятельность, и повышение качества оказания волонтерских услуг;
- повышение качества профессиональной подготовки обучающейся молодежи и показателей ее трудоустраиваемости, обеспеченности отраслей экономики и социальной сферы высокопрофессиональными специалистами;
- снижение уровня безработицы среди молодежи;
- увеличение количества молодежных бизнес-проектов, в т. ч. инновационных, повышение предпринимательской инициативы молодежи;
- готовность молодых граждан к защите Отечества, укрепление престижа срочной военной службы, службы в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, а также срочной военной службы в других войсках и воинских формированиях, повышение социального статуса гражданина, прошедшего воинскую службу;
- повышение у молодежи культуры безопасности жизнедеятельности;
- повышение уровня культуры здорового образа жизни и ответственности молодежи за сохранение и укрепление своего здоровья;
- уменьшение количества молодых граждан с социально опасными формами поведения;
- увеличение количества молодежи, обладающей критическим мышлением, позволяющим противостоять деструктивным информационно-психологическим воздействиям.
Главным результатом реализации настоящей Стратегии станет увеличение доли молодежи, занятой в различных формах общественно-политической, экономической, социальной и культурной жизни (до 90 % к 2030 г.), обладающей творческим и проектным мышлением, коммуникативными навыками, предпринимательскими умениями, имеющей сформированное целостное мировоззрение с устойчивыми ценностными ориентирами.
Подготовлено редакцией