О некоторых вопросах аренды помещений в учреждениях образования

О некоторых вопросах аренды помещений в учреждениях образования

Организация образовательного процесса в школах, гимназиях, лицеях сегодня свидетельствует о наличии свободных учебных помещений после окончания учебных занятий, в шестой школьный день и в выходные дни, которые могут выступать в качестве объекта аренды.

Севостьян Елена

Директор государственного учреждения образования «Гимназия № 1 г. Островца Гродненской области»

2648 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В соответствии со ст. 277 ГК бюджетные организации как учреждения обладают имуществом на праве оперативного управления, т. е. осуществляют право владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Директору на заметку
Учреждение образования имеет право на сдачу помещений в аренду, если в Уставе предусмотрена возможность данного вида деятельности.

На основании решения собственника имущества (районный исполнительный комитет) учреждением образования может быть заключен на определенный период договор аренды (спортивного зала, учебного помещения и т. д.) с юридическим лицом.

При исчислении арендной платы за пользование помещением арендные договорные отношения не предполагают уточнение детального содержания деятельности арендатора со стороны директора школы. Однако ежегодно у учреждения образования возникает необходимость расчета и оплаты налога на недвижимость при наличии арендных отношений.

Должны ли учреждения образования платить налог на недвижимость?

Бюджетные организации не признаются плательщиками налога на недвижимость, за исключением случаев, установленных ниже.

Согласно ч. 2 п. 5 ст. 226 Налогового Кодекса Республики Беларусь при сдаче бюджетными организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей такие капитальные строения (здания, сооружения), их части подлежат налогообложению налогом на недвижимость в порядке, установленном главой 19, кроме случаев сдачи капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование:

  • бюджетным организациям;
  • организациям, осуществляющим деятельность в сферах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и получающим субсидии из бюджета;
  • организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания воспитанников, учащихся, курсантов и студентов в учреждениях образования;
  • организациям и индивидуальным предпринимателям для организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, а также для подготовки спортсменов-учащихся в специализированных учебно-спортивных учреждениях;
  • дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
  • специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования;
  • научным организациям;
  • научно-технологическим паркам;
  • центрам трансфера технологий;
  • организациям культуры.

Расчет выплат арендатору учреждением образования

На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2018 г. № 433 «Об утверждении Положения о порядке возмещения арендаторами (ссудополучателями) расходов по содержанию, эксплуатации, ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги» арендные отношения предполагают для учреждения образования ежемесячный расчет для арендатора следующих выплат:

  • арендная плата за пользование помещением согласно используемой площади;
  • коммунальные платежи (c учетом количества потребляемой электроэнергии, теплоэнергии, водных ресурсов, обращения с бытовыми отходами и т. д.);
  • эксплуатационные и другие расходы (составляющие эксплуатационных платежей должны быть указаны в учетной политике учреждения образования: учет заработной платы бухгалтера, уборщика служебных помещений, дворника, рабочего по комплексному обслуживанию зданий и сооружений; учет сумм согласно договорам обслуживания здания — вентиляционные системы, вывоз мусора, наличие автоматической пожарной сигнализации и т. д.).

Вышеизложенное подтверждает, что внебюджетной деятельности современных учреждений при сдаче помещений в аренду и оказании образовательных услуг физическим и юридическим лицам присущ интенсивный характер расчетов с потребителями. Однако на практике оплата оказанных услуг не всегда происходит в установленные сроки.

Это важно
Конкретный срок либо период платежей является обязательным условием и должен быть указан в договоре между сторонами (Арендодатель и Арендатор).

При несвоевременности внесения платежей Арендатором на расчетный счет Арендодателя возникает дебиторская задолженность.

Справочно: дебиторская задолженность — это сумма долгов (денежных средств), причитающихся учреждению образования со стороны других предприятий, фирм, а также граждан, являющихся его должниками, т. е. дебиторами.

Распространенной ошибкой бухгалтерии, имеющей важность для ревизионных служб, является отсутствие контроля за своевременностью оплаты услуг, поскольку данный факт связан с исчислением пени за каждый день неоплаты (просрочки) (процент начисления пени за несвоевременность платежа должен быть закреплен в договоре).

По результатам сверки расчетов с дебиторами учреждение образования может действовать одним из следующих способов:

  • отправить дебитору письменное напоминание об оплате;
  • подать на дебитора в суд;
  • списать задолженность за истечением срока давности.

В напоминании следует указать номер и дату договора, общую сумму задолженности, сроки и порядок оплаты, механизм применения санкций за несвоевременную оплату (в т. ч. сумму начисленной пени).

Для того чтобы быть уверенным в получении письма адресатом, целесообразно отсылать такое напоминание заказным письмом с уведомлением о вручении. 

2648 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 9 (2024) за 5 минут: порядок ведения алфавитной книги записи учащихся, увольнение за прогул, готовимся к проверке по персональным данным, организация питания с учетом изменения законодательства.

Кроме того, в 9-м номере журнала: • Ставим проблему: работа по нескольким должностям • Правила ведения книг учета и выдачи документов об образовании • Педагогическ...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 456
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок