Все ли члены школьной экзаменационной комиссии должны обязательно быть педагогическими работниками, преподающими данный учебный предмет?
Все.
Например, на экзамене по русскому языку все три члена комиссии должны быть учителями русского языка, по Истории Беларуси — учителями истории.
Ситуация, когда учителей, ведущих учебный предмет, по которому проводится экзамен, в данной школе недостаточно для формирования экзаменационной комиссии, также учтена.
В соответствии с ч. 4 п. 69 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38 с последующими изменениями и дополнениями; далее — Правила аттестации учащихся) в случае отсутствия в учреждении образования необходимого количества педагогических работников для формирования составов экзаменационных комиссий по согласованию с отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа в состав экзаменационных комиссий могут включаться педагогические работники других учреждений образования.
Можно ли экзамен по математике проводить в одном классе, если одни ученики этого класса изучали предмет на повышенном уровне, а другие — на базовом, в один и тот же день и время с одним и тем же составом комиссии, но оформлять два протокола: один — для базовой подгруппы, а другой — для повышенного уровня?
Можно.
В данном случае нарушения не будет, т. к., во‑первых, задания в группах будут различными.
Во-вторых, требование п. 65 Правил аттестации учащихся о проведении не более одного выпускного экзамена в день в каждом классе будет выполнено в силу того, что для каждого ученика данного класса будет проведен лишь один экзамен. Только для одних учеников по заданиям базового уровня, а для других — повышенного.
Можно ли вводить в состав экзаменационной комиссии, например, по русскому языку, учителя, который преподает в данном учреждении только английский язык, а по диплому — «учитель русского языка и литературы и английского языка»?
Нельзя.
В соответствии с ч. 3 п. 69 Правил аттестации учащихся в состав экзаменационной комиссии в качестве педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен, может быть включен любой педагогический работник, преподающий данный учебный предмет в учреждении образования.
Может ли быть выпускной вечер в один день с датой экзамена?
Может.
В соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь от 13 марта 2019 г. № 02-01-19/2147/дс «О завершении 2018/2019 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях общего среднего образования» выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования проводятся в период с 1 по 8 июня 2019 г.
Этим же письмом рекомендовано выпускные вечера для учащихся XI (XII) классов провести 8–9 июня.
Очевидно, что может сложиться ситуация, когда 8 июня у некоторых выпускников может быть утром экзамен, а вечером — выпускной.
Допустимо ли в школах применение различных рационов питания для «платников» и «бесплатников»?
Недопустимо.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждено Положение об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования.Пунктом 17 данного Положения установлено, что дневные рационы питания едины для учащихся, которым предусмотрено питание за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также за счет средств родителей или иных законных представителей.
В соответствии с поручением заместителя Премьер-министра Республики Беларусь от 24 января 2017 г. № 05/209-17/935р облисполкомам, Минскому горисполкому необходимо обеспечить постоянный контроль за предоставлением питания по единым рационам для учащихся независимо от условий платы за него.
Таким образом, дневные рационы питания должны быть едины для всех учащихся.
Кто определяет режим работы школы (гимназии)?
Наниматель.
В соответствии со ст. 123 ТК режим рабочего времени — порядок распределения нанимателем установленных Трудовым кодексом для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов.
Режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни. Режим рабочего времени работников разрабатывается исходя из режима работы, применяемого у нанимателя.
Режим рабочего времени согласно ч. 4 ст. 123 ТК устанавливается локальными НПА учреждения общего среднего образования (правилами внутреннего трудового распорядка, графиком работ (сменности), учебным расписанием). При этом п. 4 ст. 158 Кодекса об образовании определено, что учреждения общего среднего образования работают в режиме шестидневной рабочей недели.
Режим работы в каникулярное время определяется приказом руководителя учреждения образования с учетом расписания занятий и часов организационно-воспитательной и методической работы.
Как определяется время начала работы школы и время ее окончания? К примеру, уроки начинаются в 8:30, но для приема учащихся с 8:00 организована работа дежурной группы. Аналогично уроки заканчиваются в 19:00, а работа спортивного зала организована до 21:00.
Работа учреждения образования осуществляется в соответствии с ее фактической продолжительностью, т. е. в данном случае с 8:00 до 21:00.
Может ли преподавать предмет «Физическая культура и здоровье» в 5–11 классах учитель с высшим образованием со специальностью «Начальное образование»? Может ли учитель начальных классов преподавать предмет «Физическая культура и здоровье» и вести факультативные занятия «Час здоровья и спорта» в 1–4 классах?
Они оба могут.
Квалификационные характеристики должностей специалистов определены выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38 с последующими изменениями и дополнениями; далее — ЕКСД).
В соответствии с ЕКСД к должности «Учитель» предъявляются следующие квалификационные требования: высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы.
В гимназии, гимназии-интернате, гимназии–колледже искусств, лицее, учреждении высшего образования при реализации образовательных программ среднего образования — высшее образование, соответствующее педагогической деятельности и преподаваемому учебному предмету, или высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», соответствующая преподаваемому учебному предмету, без предъявления требований к стажу работы.
Под образованием, соответствующим педагогической деятельности, в данном случае следует понимать образование с присвоением квалификаций: «Учитель», «Преподаватель», «Педагог».
Поскольку в квалификационной характеристике учителя специальности не оговорены, то лица, имеющие образование по специальности «Начальное образование», могут преподавать указанные предметы в средней школе.
Возможно ли начисление надбавки за квалификационную категорию педагогическому работнику, которому в 1998 г. была присвоена первая квалификационная категория по должности «воспитатель»? На момент аттестации педагог работал в учреждении дошкольного образования. В настоящее время педагог работает воспитателем группы продленного дня.
Невозможно.
В приложении 6 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 9 января 1998 г. № 3 «О разрядах оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристиках должностей служащих учреждений и организаций здравоохранения, культуры, образования, социальной защиты, науки и научного обслуживания, физической культуры и спорта и службы радиологического контроля» содержалось две должности с базовым наименованием «воспитатель»: «воспитатель дошкольного учреждения» и «воспитатель учебного заведения».
Таким образом, полагаем, указанная в вопросе должность сегодня соответствует должности «воспитатель дошкольного образования». И, соответственно, надбавка за квалификационную категорию, присвоенную по данной должности, не может устанавливаться лицу, занимающему должность «воспитатель».
В указанном случае педагогический работник может претендовать на присвоение квалификационной категории по должности «воспитатель» в соответствии с п. 20 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (с последующими изменениями и дополнениями).
В минской школе организовывается походный лагерь. Дети и учителя выезжают и разбивают лагерь на территории национального парка «Браславские озера». Таким образом, для учителей школы работа в палаточном лагере является командировкой. Лагерь располагается в 35 км от города Браслав. Кто в таком случае должен проставить печать и подпись на командировочном удостоверении учителей?
Представители администрации национального парка, лесничества или местного органа власти.
На официальном сайте национального парка «Браславские озера» приведена информация о том, что на основании ст. 27 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» на его территории запрещается разбивка лагеря, установка палаток, разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест — туристических стоянок.
Для любителей отдыха на природе на территории национального парка «Браславские озера» оборудовано 8 туристических стоянок общего типа. Непосредственно на туристической стоянке находится должностное лицо национального парка, у которого можно уточнить вопросы простановки подписи и печати на командировочном удостоверении.
Кроме того, каждая туристическая стоянка находится на территории конкретного лесничества, у которого также есть печать: Браславское (г. Браслав, ул. Советская, 143, тел. +375 2153 62-102); Богинское (д. Богино, ул. 40 лет Победы, 28, тел. +375 2153 36-920), Друйское (д. Чернево, тел. +375 2153 60-910), Замошское (д. Замошье, тел. +375 2153 60-179).
Вместе с тем разрешена установка палаток на водоемах Браславского района и вне территории национального парка. В таком случае для решения вопроса об отметке командировочного удостоверения лучше связаться с местным сельсоветом.
Обратите внимание на то, что некоторые территории переданы под охрану национальному парку (районы озера Укля, Долгое, Иново). Здесь разбивка лагеря вне специально оборудованных мест также запрещена. Многие водоемы находятся в пограничной зоне и пограничной полосе. Для законного нахождения в данной зоне необходимо выполнить требования Государственного пограничного комитета Республики Беларусь.
Выделяет ли госбюджет деньги школам для приобретения средств для мытья посуды, салфеток, бумажных полотенец, туалетной бумаги?
Перечень мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, содержится в приложении 1 к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 75 (с последующими изменениями и дополнениями).
Моющие средства, салфетки, бумажные полотенца, туалетная бумага для бытовых нужд и прочие материалы, предназначенные для функционирования учреждений общего среднего образования, в указанном перечне не содержатся.
Вместе с тем по вопросу финансирования расходов на содержание конкретного учреждения образования, в т. ч. направленных на приобретение моющих средств, салфеток, бумажных полотенец, туалетной бумаги, необходимо обратиться в структурное подразделение городского, районного исполнительного комитета, местную администрацию района в городе, которые осуществляют государственно-властные полномочия в сфере образования, или иную организацию, являющуюся учредителем учреждения общего среднего образования, по месту его нахождения.
по теме