Сроки в процедурах госзакупок
Нормы, содержащие требования к соблюдению сроков при совершении ряда действий или принятии решений заказчиком (организатором), комиссией, претерпят некоторые изменения. Наиболее существенные из них относительно открытого конкурса, электронного аукциона, запроса ценовых предложений представлены в таблице далее.
Таблица
Сравнительная таблица сроков для совершения действий, принятия решений по госзакупкам
* Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Указ № 590).
** Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» с последующими изменениями и дополнениями (далее — постановление № 778).
Сравнительная таблица сроков для совершения действий, принятия решений по госзакупкам
Договоры, заключаемые по результатам процедур госзакупок
Как и предусмотрено действующим Законом, так и согласно п. 1 ст. 24 обновленного Закона при проведении конкурентных процедур закупок договор между заказчиком и участником-победителем заключается на условиях, указанных в документах, предоставляемых для подготовки предложения, предложении этого участника. Кроме того, вышеназванная норма обновленного Закона также для формирования условий договора упоминает и протокол выбора участника-победителя.
Нормами ч. 3 п. 1 ст. 24 обновленного Закона также уточнен максимальный срок заключения договора — не позднее тридцати календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя. При этом предусматривается не учитывать в данном периоде срок рассмотрения жалобы уполномоченным государственным органом по государственным закупкам, установленный п. 1 ст. 53 обновленного Закона. Напомним также, что срок для обжалования, по истечении которого может быть заключен договор, в обновленном Законе исчисляется в календарных днях и составляет 10 календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.
В обновленном Законе четко оговорено право заказчика заключить один договор с участником, признанным победителем по нескольким частям (лотам).
Нормами п. 4 ст. 24 обновленного Законавведены новшества, касающиеся алгоритма заключения договора, которые выражаются в следующем:
- размещение на электронной торговой площадке проекта договора, условия которого сформированы в соответствии с ч. 1–2 п. 1 ст. 24 обновленного Закона (осуществляется в течение 5 календарных дней со дня истечения срока для обжалования, а в случае, если имело место обжалование в уполномоченном госоргане по госзакупкам, в течение 5 календарных дней со дня размещения в реестре жалоб решения, принятого этим госорганом по результатам рассмотрения жалобы);
- заключение договора в виде электронного документа (относительно открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений);
- подписание проекта договора участником-победителем в течение трех рабочих дней со дня размещения этого протокола (в случае соответствия условий проекта договора условиям, указанным в документах, предоставляемых для подготовки предложения, условиям, содержащимся в предложении этого участника-победителя и протоколе выбора участника-победителя);
- предусмотрены специальные правила и сроки урегулирования ситуации, имеющей место в случае несоответствия условий проекта договора условиям, указанным в документах, предоставляемых для подготовки предложения, и (или) условиям, содержащимся в предложении этого участника-победителя и (или) протоколе выбора участника-победителя.
При этом договор считается заключенным с момента подписания участником-победителем проекта договора в соответствии с ч. 3 (отсутствовали разногласия) или ч. 6 (урегулированы разногласия) п. 4 ст. 24 обновленного Закона.
По сравнению с нормами действующего Закона в обновленном Законе усовершенствованы правила изменения договора.
Так, не допускается изменение условий договора в части:
- предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества);
- порядка оплаты;
- сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- цены договора;
- ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Исключения из перечисленных ограничений:
- установлены ч. 2 п. 1 ст. 25 обновленного Закона применительно к возможности поставки товаров с аналогичными или улучшенными характеристиками, по сравнению с теми, которые указаны в договоре;
- могут устанавливаться Советом Министров Республики Беларусь.
Введена также возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, если в ходе исполнения договора:
- установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, предоставляемыми для подготовки предложения, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем процедуры государственной закупки, по результатам которой заключен договор;
- при невыполнении условий по предоставлению обеспечения обязательств по договору в соответствии с ч. 1–2 п. 4 ст. 26 обновленного Закона.