Совмещение руководителем
Согласно ч. 1 ст. 67 ТК работнику, выполняющему у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Обратите внимание
Под совмещением профессий (должностей) следует понимать выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), дополнительной работы по другой профессии (должности) (без заключения другого трудового договора (контракта)).
Размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются нанимателем по соглашению с работником, а для бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее — бюджетные организации), — Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ч. 2 ст. 67 ТК).
Ограничение на установление доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в бюджетных организациях (кроме коммерческих организаций) определены в подп. 2.5 п. 2 Условий оплаты труда, общих для работников организаций (если иное не предусмотрено условиями оплаты труда, установленными по основному виду экономической деятельности организации) (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — постановление № 6).
Согласно указанной норме доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размерах до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ не устанавливаются, в частности, руководителям организаций, их заместителям (за исключением руководителей учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений и их заместителей).
Справочно: доплаты за совмещение должностей (профессий) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника руководителям учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений устанавливаются вышестоящим органом управления.
Иных ограничений по установлению совмещения профессий (должностей) законодательство о труде не содержит.
Обратите внимание, что 1 января 2020 г. вступит в силу Указ Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций». На основании абз. 2–4 п. 7 данного указа принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.04.2019 № 13 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», которое также вступит в силу 1 января 2020 г. (далее — постановление № 13).
Согласно п. 14 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (утв. постановлением № 13), установлено, что доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются в размере до 100 % (включительно) оклада в зависимости от объема выполняемых работ, рассчитанного по профессии (должности), по которой производится совмещение, расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполняются обязанности. Конкретный размер доплаты устанавливается нанимателем.
Указанные доплаты не устанавливаются в случаях, когда работа по другой профессии (должности) предусмотрена трудовым договором (контрактом), должностной (рабочей) инструкцией.
Совместительство руководителя
Совместительство — выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора (ч. 1 ст. 343 ТК).
Ограничения работы по совместительству руководителю организации установлены ч. 1 ст. 255 ТК и ч. 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией».
Это важно
Руководители государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Также необходимо обратить внимание на запрет, установленный ст. 27 ТК, в части совместной работы в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги и такие же родственники супруга (супруги)), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Справочно: такой запрет может устанавливаться и в негосударственных организациях по решению собственника.
Распространение положений коллдоговора на руководителя
Согласно ст. 361 ТК коллективный договор — локальный НПА, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.
Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель (ст. 363 ТК).
Обратите внимание
Понятие нанимателя дано в ст. 1 ТК: наниматель — юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора. Таким образом, при заключении коллективного договора стороной коллективного договора является наниматель (юридическое лицо), а не руководитель организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 365 ТК коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен.
Ограничений по распространению коллективного договора по кругу лиц, в частности, в отношении руководителя организации, законодательством не установлено.
Несмотря на то, что с руководителем организации контракт заключает собственник имущества либо уполномоченный им орган, его права и интересы как работника могут быть реализованы через коллективный договор, заключаемый в той организации, в которой он работает, где включен в штатную численность и исполняет свои должностные обязанности.
Таким образом, на руководителя учреждения в полном объеме распространяются положения коллективного договора в случае, если он является членом профсоюза или он выразил свое согласие на распространение его действия в отношении себя, либо в коллективном договоре содержится отдельная норма о том, что на руководителя организации распространяются положения коллективного договора.
Директору на заметку
Действие коллективного договора распространяется на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых и др.), если они выразят согласие на это в письменной форме.
Вместе с тем законодательное регулирование условий оплаты труда и заключение с руководителями организаций трудовых договоров (контрактов) собственником имущества организации или уполномоченным им органом имеют определенные особенности, связанные с распространением соответствующих положений коллективного договора. В частности, выплаты, предусмотренные коллективным договором организации, в отношении руководителя организации могут быть ограничены собственником имущества организации или уполномоченным им органом либо потребуют согласования с ним, что отражается непосредственно в трудовом договоре (контракте).
Прием-передача дел руководителем
Порядок передачи дел для работников, за исключением главного бухгалтера и руководителя организации, законодательством не предусмотрен.
Так, п. 2 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Закон о бухучете) устанавливает оформление акта при приемке-передаче дел в случае:
- назначения на должность и освобождения от должности главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном п. 2 ст. 7 Закона о бухучете (для учреждений образования данный случай не будет являться подходящим);
- передачи по договору ведения бухгалтерского учета и составления отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
Статьей 13 Закона о бухучете также предусмотрены случаи проведения инвентаризации активов и обязательств организации в обязательном порядке в следующих случаях:
- при реорганизации или ликвидации организации;
- перед составлением годовой отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
- при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, в соответствии с Законом о бухучете случай смены руководителя организации не является основанием для оформления акта приема и сдачи дел и проведения инвентаризации, если только руководитель организации не является материально ответственным лицом.
Вместе с тем ч. 1 п. 7 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях Республики Беларусь (утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами (в т. ч. документами в электронном виде, электронными документами, информационными ресурсами) в организации, их сохранность возлагаются на руководителя организации.
Директору на заметку
При смене руководителя организации составляется акт приема-передачи документов и дел.
Прекращение трудовых отношений с руководителем
В отношении увольнения руководителей могут применяться как общие основания прекращения трудового договора (контракта) (ст. 35 ТК, п. 1, 1-2, 3, 5, 5-1 ст. 47 ТК, Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с последующими изменениями и дополнениями), так и специальные основания (ст. 257 ТК).
Согласно ст. 259 ТК по решению собственника имущества или уполномоченного им органа трудовой договор с руководителем может быть расторгнут до истечения срока его действия в случае отсутствия виновных действий (бездействия) руководителя. В таком случае собственник имущества или уполномоченный им орган выплачивает руководителю компенсацию за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором.
Директору на заметку
Из содержания ст. 259 ТК следует, что приведенная норма применяется только в отношении срочных трудовых договоров (в т. ч. контрактов). При этом норма ст. 259 ТК носит императивный характер, следовательно, выплату компенсации в случае досрочного расторжения трудового договора (контракта) с руководителем при отсутствии его вины следует рассматривать как обязанность собственника имущества или уполномоченного им органа, которая должна найти отражение в договоре.
С другой стороны, согласно ст. 260 ТК руководитель имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом собственника имущества или уполномоченный им орган в письменной форме не позднее чем за один месяц.
Если трудовой договор расторгается без уважительных причин, руководитель по требованию собственника имущества или уполномоченного им органа обязан выплатить организации компенсацию в размере, определяемом трудовым договором.
К уважительным причинам, в частности, относятся:
1) достижение руководителем организации пенсионного возраста;
2) препятствующая продолжению трудовой деятельности болезнь;
3) необходимость ухода за больным членом семьи;
4) нарушение собственником имущества организации или уполномоченным им органом условий трудового договора.
Приведенная норма определяет право руководителя уволиться до истечения срока трудового договора (контракта). Следовательно, праву руководителя корреспондирует обязанность собственника имущества или уполномоченного им органа расторгнуть трудовой договор (контракт) досрочно.
Для реализации своего права на досрочное расторжение трудового договора руководителем подается письменное заявление (предупреждение). Если в заявлении обозначена дата, с которой руководитель просит его уволить, то, безусловно, в целях соблюдения требований закона увольнение должно быть осуществлено ровно через месяц со дня подачи заявления об увольнении.
Месячный срок в данном случае является календарным и исчисляется по правилам ст. 10 ТК. Так, исчисление месячного срока предупреждения начинается со следующего дня после того, в который руководитель направил заявление (вручил уполномоченному должностному лицу).
По истечении месячного срока предупреждения руководитель вправе прекратить работу, а наниматель обязан в последний день работы выдать трудовую книжку и произвести окончательный расчет.
При увольнении работника по ст. 260 ТК согласия учредителей не требуется.
В силу предписаний ч. 2 ст. 260 ТК, если трудовой договор расторгается без уважительных причин, руководитель по требованию собственника имущества или уполномоченного им органа обязан выплатить организации компенсацию в размере, определяемом трудовым договором.
Законодательство о труде не регулирует вопрос о последствиях невключения условия о размере компенсации в трудовой договор (контракт).
Выплата компенсации может последовать только при заявлении соответствующего требования. Если такое требование к руководителю не предъявлено до увольнения по ст. 260 ТК, то у него, соответственно, не возникает и обязанности выплачивать компенсацию.
Конкретный размер компенсации законодательством не установлен.
Следует обратить внимание на то, что размер компенсации определяется собственником имущества или уполномоченным органом. Размер компенсации вправе определять только стороны трудового договора.
Стороны могут согласовать условие о размере компенсации и включить его в письменную форму трудового договора как при его заключении, так и впоследствии, но до увольнения руководителя по ст. 260 ТК.