Какие меры принуждения используются за нарушение бюджетного законодательства: памятка руководителя

Какие меры принуждения используются за нарушение бюджетного законодательства: памятка руководителя

Работая в бюджетной сфере, руководителю учреждения образования, управлениям (отделам) по образованию необходимо соблюдать правила, предусмотренные бюджетным законодательством. Ведь за выделением и использованием бюджетных средств осуществляется повышенный контроль со стороны государства.

Какие действия будут расценены как нарушение бюджетного законодательства, какие меры принуждения предусмотрены за такие нарушения? Каковы основания для применения мер принуждения и какие органы имеют право на их применение?

Об этом читайте в материале.

Чернюк Анна

Экономист, доцент

1278 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства и основания для их применения

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований, установленных Бюджетным кодексом Республики Беларусь (далее — БК) и иными актами бюджетного законодательства, по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, а также требований законодательства при получении и использовании бюджетных средств признаются нарушением бюджетного законодательства и влекут применение к нарушителю (его правопреемникам) мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, определенных БК и иными законодательными актами (ст. 133 БК).

Меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства установлены п. 1 ст. 134 БК:

1) приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств;

2) взыскание бюджетных средств;

3) приостановление операций по счетам в банке;

4) начисление и взыскание пени;

5) иные меры в соответствии с БК и иными законодательными актами.

Основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства установлены ст. 135 БК и конкретизированы в ст. 136138 БК, а меры принуждения, установленные п. 1 ст. 134 БК, конкретизированы в ст. 136145 БК (см. таблицу).

Таблица

Перечень оснований и мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства*


* В таблице представлены те нарушения, которые могут иметь отношение к учреждениям образования. Полный список оснований для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства содержится в ст. 135 БК (примеч. ред.).

Органы, имеющие право на применение мер принуждения

Органами, имеющими право на применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, являются (п. 2 ст. 134 БК):

1) Минфин, его территориальные органы, местные финансовые органы, финансовые органы администраций районов (далее — финансовые органы);

2) органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — органы КГК);

3) иные уполномоченные органы в соответствии с законодательными актами.

В соответствии с п. 1 ст. 146 БК финансовые органы взыскивают в бесспорном порядке:

1) средства бюджета (включая бюджетные ссуды, бюджетные займы), незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства;

2) задолженность по бюджетным ссудам, бюджетным займам, проценты по бюджетным займам;

3) задолженность по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов, процентов по ним;

4) пеню, начисленную финансовыми органами;

5) иные платежи (проценты за пользование денежными средствами бюджета, находящимися и размещаемыми на счетах в банках, доходы от сдачи в аренду имущества, иные неналоговые доходы в соответствии с законодательством) в случаях, предусмотренных БК и иными законодательными актами.

Органы КГК, проводившие проверку, взыскивают в бесспорном порядке:

1) средства бюджета, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства;

2) начисленные проценты на суммы бюджетных средств, незаконно полученных либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства.

Взыскание обращается на денежные средства, находящиеся на счетах организаций в банках (включая депозитные счета), на основании приказа финансового органа, предписания органа КГК о принудительном взыскании денежных средств (далее — предписание КГК), которые являются исполнительными документами (п. 2 ст. 146 БК).

Справочно: взыскание не производится (п. 7 ст. 146 БК):
1) со специальных счетов и субсчетов организаций, их дебиторов, открытых в соответствии с законодательными актами;
2) с благотворительных счетов, открытых для сбора, хранения и использования денежных средств, в т. ч. в иностранной валюте, поступающих в виде безвозмездной (спонсорской) помощи или пожертвований (далее — благотворительные счета);
3) со счетов, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов за счет бюджетных средств.

При недостаточности либо отсутствии на счетах организации денежных средств взыскание обращается на иное имущество организации в судебном порядке (п. 8 ст. 146 БК).

Из п. 3, 4 ст. 146 БК следует, что взыскание в бесспорном порядке производится также за счет средств дебиторов организаций. При этом приказ финансового органа и предписание КГК принимаются с учетом сроков исполнения обязательств между организацией и ее дебиторами и должны содержать указание на дебитора организации и сумму, подлежащую взысканию, которая не может превышать сумму дебиторской задолженности.

Ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет организация (п. 6 ст. 146 БК).

Обратите внимание
Бюджетные организации осуществляют возврат средств, незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства, в доход соответствующего бюджета.
Возврат средств осуществляется за счет внебюджетных средств, а при их отсутствии либо недостаточности — за счет бюджетных средств текущего года, предусмотренных в бюджетной смете организации по статье, по которой допущено нарушение. При недостаточности либо отсутствии средств по данной статье возврат средств осуществляется за счет общей экономии средств по бюджетной смете организации (п. 9 ст. 146 БК).

Согласно п. 10 ст. 146 БК в случае неисполнения организацией обязательств перед бюджетом, пени и задолженности, а также невозможности принятия мер, предусмотренных п. 1–3 ст. 146 БК, органы, имеющие право на применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, вправе приостанавливать операции по счетам организаций в банках. Эта мера принуждения не применяется по отношению к специальным счетам, субсчетам, открытым в соответствии с законодательными актами, благотворительным счетам.

Приостановлением операций организации по счетам в банках признается прекращение банком всех расходных операций по счетам в порядке, установленном актами законодательства (за исключением операций по осуществлению платежей в бюджет и по иным операциям в случаях, установленных законодательными актами).

Решение о приостановлении операций либо об окончании приостановления операций организации по счетам в банке передается в банк на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Обратите внимание
Финансовые органы, органы КГК, проводившие проверку, вправе однократно предоставлять организациям отсрочку и (или) рассрочку возмещения в соответствующий бюджет незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства бюджетных средств и начисленных процентов на срок до 6 месяцев (п. 11 ст. 146 БК).

При принятии такого решения начисление процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования НБ РБ прекращается с первого дня срока, на который предоставляются отсрочка и (или) рассрочка, при условии соблюдения установленных решением о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки сроков и иных условий возмещения бюджетных средств. В противном случае действие отсрочки и (или) рассрочки прекращается по решению органа, их (ее) предоставившего, со взысканием процентов на сумму, подлежащую возмещению в доход соответствующего бюджета.

На срок рассмотрения ходатайства организации о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки (в течение 15 дней) бесспорное взыскание денежных средств приостанавливается.

Органы, принявшие решение о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки, вправе отменить решение о приостановлении операций организации по счетам в банке.

Справочно: административная ответственность за нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов установлена ч. 1–3 ст. 11.16 КоАП.

Применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства

Меры принуждения к организации, допустившей нарушения бюджетного законодательства, применяются в соответствии с Инструкцией о порядке применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, утвержденной постановлением Минфина от 26 июля 2011 г. № 61 с последующими изменениями и дополнениями.

1278 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Контроль качества: оценка работы руководителя по ВПВ

Статья поможет: • проконтролировать работу руководителя по военно-патриотическому воспитанию; • проанализировать эффективность; • написать справку по итогам мониторинг...
№ 5 (149) 2024 Литвин Валентина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 910
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок