Как управлять коллективом: 13 «китов» педагогического менеджмента
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Как управлять коллективом: 13 «китов» педагогического менеджмента

Учреждение образования — сложный большой коллектив, в котором есть свои трудности, но благоприятная обстановка поможет сформировать атмосферу успеха. Познакомимся с 13 управленческими принципами с позиции педагогического менеджмента по Ю. А. Конаржевскому. Выделенные позиции существенно дополнили традиционную систему принципов управления в образовании.

Степанец Ольга

методист аспирантуры и докторантуры ГУО «Академия образования»

977 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

1. Уважение и доверие к человеку — основополагающий принцип. Речь идет о достоинстве человека, его правах и возможностях. Важно предоставлять право выбора всегда. Взаимодействие строится в атмосфере доверия и взаимоуважения. Задача руководителя — создать благоприятную, защищенную обстановку, побуждающую к нахождению себя в коллективе, раскрытию своих возможностей, проявлению инициативы. Вместе с тем руководитель должен быть требовательным и поощрять личный вклад в дела учреждения образования.

2. Целостный взгляд на человека — подразумевает, что руководитель рассматривает каждого члена педагогического коллектива не только как работника, но и как личность с ее целями, мотивами, потребностями. При этом директор строит общение с педагогом как человек с человеком, вникает в его стремления, причастен к его образу жизни, не допуская чувства отчужденности у сотрудника.

3. Сотрудничество — создание высокопродуктивной рабочей атмосферы в коллективе. Руководитель должен видеть педагога не пассивным исполнителем, а активным деятелем, частью системы, не усиливая в нем чувство ответственности, а предоставляя ему возможность осознать свою роль и необходимость участия в процессе управления учреждением образования.

4. Социальная справедливость — понимание равного положения каждого члена коллектива. Следовательно, директор должен равномерно распределять нагрузку и обязанности, поощряя без предвзятости. Важно помнить, что гласность — гарантия социальной справедливости. Конфликты могут возникать вследствие осознания, что соотношение трудового вклада и результата оценено ниже по сравнению с другими членами коллектива, откуда возникает чувство несправедливости.

5. Индивидуальный подход в управлении — глубокое изучение системы работы педагога и его личности. Главная роль руководителя здесь — помогать учителю укреплять его положительные профессиональные качества, вселять в него чувство уверенности, а не проводить постоянный «разбор полетов», демотивируя его. В такой атмосфере происходит выравнивание профессионального мастерства педагогов, повышение их уровня.

6. Обогащение работы педагога — стремление разнообразить профессиональную деятельность педагога путем выяснения его профессиональных потребностей, включения его в инновационную деятельность, организации взаимопосещения уроков, проведения семинаров, круглых столов, повышения квалификации педагогов.

7. Личное стимулирование — создание мотивационной системы, включающей материальное и моральное поощрение.

8. Консенсус — умение руководителя привести коллектив к согласию и сотрудничеству. Директору важно объективно оценивать точки зрения членов коллектива, четко аргументировать свою точку зрения, уметь вскрывать противоречия в суждениях коллег, идти на разумные уступки.

9. Коллективное принятие решения — ознакомление каждого члена коллектива с информацией, на основе которой будет приниматься решение, участие всех в его подготовке. Однако совместно должны приниматься только решения, играющие существенную роль в жизнедеятельности учреждения образования. Не стоит каждое решение принимать коллективно.

10. Целевая гармонизация — целесообразность управления, при которой личные профессиональные цели каждого педагога приходят в соответствие с общими целями учреждения образования. Это результат длительной и кропотливой работы с кадрами.

11. Горизонтальные связи — обмен опытом между всеми членами педагогического коллектива, делегирование полномочий педагогам, коллективное принятие решений, установление единого статуса работников. Однако стоит учитывать неформальные отношения между педагогами, которые могут не только способствовать улучшению качества работы, но и стать оппозиционным мнением по отношению к администрации и целям учреждения образования.

12. Автономизация управления — демократизация управления, формирование групп локальных менеджеров, которыми должны являться высококвалифицированные педагоги, прошедшие соответствующую подготовку. Ими могут стать руководители методических объединений, творческих групп и т. д.

13. Постоянное обновление — процесс развития, освоения новых технологий и методик, изменения организационных и психологических структур. К обновлению важно готовить коллектив заранее, создавая определенный психологический настрой, имея детальный план. Сопротивление переменам будет всегда, нужно объяснять их необходимость, не сдаваясь при этом.

Заключение

Все перечисленные принципы должны рассматриваться и применяться директором в совокупности и взаимосвязи друг с другом для достижения необходимого положительного результата. На них, как на китах, стоит искусство управления: уберешь один — пошатнется вся конструкция.

977 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 11 (2024) за 5 минут: контроль питания в УОСО, простые решения для директора по мониторингу адаптации учащихся, все нюансы персонифицированного учета в соответствии с актуальными изменениями

Кроме того, в 11-м номере журнала: • Проблема совмещения и совместительства с коррупционным окрасом • Административная ответственность за нарушение законодательства о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 220
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок