Антикоррупционная политика
Антикоррупционная политика любой организации (в т. ч. учреждения образования (здесь и далее)) представляет собой научно обоснованную и системную деятельность субъектов по предупреждению коррупции в организации, сокращению ее негативного влияния, устранению причин и условий, способствующих возникновению коррупции, созданию атмосферы нетерпимости в ее отношении.
Данные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством о борьбе с коррупцией, которое основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона о борьбе с коррупцией и иных актов законодательства, а также международных договоров Республики Беларусь.
К субъектам реализации антикоррупционной политики организации относятся:
- руководители организаций и лица, занимающие руководящие должности;
- комиссии по противодействию коррупции;
- работники организации, связанные с предупреждением коррупции.
Ответственным за реализацию антикоррупционной политики организации является руководитель. Обязанности руководителей государственных органов и иных организаций в сфере предупреждения коррупции предусмотрены ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией.
Разработка и осуществление мероприятий по предупреждению коррупции в организациях возлагается на комиссии по противодействию коррупции.
Порядок реализации мер борьбы с коррупцией в республиканских органах государственного управления и иных организациях определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Типовое положение).
Мероприятия, направленные на предупреждение коррупции, могут осуществляться работниками кадровой службы, комиссиями по организации закупок товаров (работ, услуг), иными работниками, уполномоченными на осуществление административных процедур, ведение сайта, осуществление антикоррупционного обучения и др.
Основные направления антикоррупционной политики
Основные направления антикоррупционной политики включают:
1. Обеспечение деятельности организации по предупреждению коррупции.
Антикоррупционная деятельность организаций должна ориентироваться прежде всего на борьбу с внутренними недостатками. Особые требования при этом предъявляются к руководителям организаций.
Так, в соответствии со ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны:
- принимать установленные Законом о борьбе с коррупцией и иными актами законодательства меры, направленные на борьбу с коррупцией;
- привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных указанным Законом, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами;
- информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение 10 дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений.
Директору на заметку
Руководители государственных органов и иных организаций, не выполнившие или не в полной мере выполнившие предусмотренные требования, а также не предоставившие информацию, запрошенную государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
В целях борьбы с коррупцией в каждой организации необходимо в первую очередь:
- обеспечить планирование и координацию антикоррупционной деятельности;
- распределить обязанности (выявление и устранение коррупционных рисков, принятие решений в сфере управления конфликтом интересов, антикоррупционное образование и воспитание и т. д.) и контролировать их выполнение.
2. Усиление антикоррупционной составляющей кадровой работы.
Кадровой работе отводится важная роль в сфере противодействия коррупции, поскольку правильно организованная кадровая политика позволяет сформировать штат работников, обладающих устойчивым антикоррупционным сознанием и соответствующими профессиональными, деловыми и нравственными качествами.
В каждой организации целесообразно утвердить перечни:
- должностей государственных должностных и (или) приравненных к ним лиц. Ошибки при определении того, к какой группе субъектов коррупции относятся конкретные лица, могут привести к незаконному ограничению прав этих лиц (например, в результате необоснованного истребования письменного обязательства у лиц, приравненных к государственным должностным лицам, либо у иных лиц);
- должностей с повышенным риском коррупционных проявлений и дополнительных антикоррупционных мер, принимаемых в отношении кандидатов на такие должности и лиц, занимающих эти должности.
Особого внимания требует подбор кадров на вышеуказанные должности. В этой связи рекомендуется на уровне локальных документов закрепить критерии, которым должны отвечать кандидаты на эти должности. Кроме того, при необходимости можно определить конкурсные процедуры отбора кадров, проведение квалификационных экзаменов до принятия на должность и иные меры в зависимости от специфики деятельности организации.
Обратите внимание
В государственных организациях организационно-распорядительные функции выполняют в первую очередь руководители любого уровня и их заместители, уполномоченные на руководство трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных работников, в т. ч. выдача им обязательных для исполнения указаний, поддержание трудовой дисциплины и т. п.).
К государственным должностным лицам в государственных организациях относятся также лица, осуществляющие административно-хозяйственные функции. В эти функции входит управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, а также учет и контроль за отпуском и реализацией товарно-материальных ценностей. Таким образом, государственными должностными лицами могут быть, например, главные бухгалтеры и их заместители, а также другие лица, имеющие право самостоятельного распоряжения материальными ценностями или осуществляющие контроль за их движением.
В некоторых случаях одни и те же работники выполняют как организационно-распорядительные, так и административно-хозяйственные обязанности (руководитель организации, главный бухгалтер и др.).
В должностные инструкции всех должностных лиц целесообразно включить нормы, которые обязывают:
- соблюдать ограничения, установленные законодательством о борьбе с коррупцией;
- письменно сообщать непосредственному руководителю о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов;
- письменно сообщать руководителю организации о подстрекательстве их к получению взяток или совершению других коррупционных правонарушений;
- контролировать в пределах полномочий соблюдение антикоррупционного законодательства подчиненными и письменно сообщать руководителю организации о нарушениях или фактах, которые могут свидетельствовать о таких нарушениях;
- рассматривать заявления подчиненных о возникшем или возможном конфликте интересов;
- проводить антикоррупционную воспитательную работу с подчиненными.
3. Деятельность комиссии по противодействию коррупции.
На практике работу по профилактике коррупционных проявлений в организациях ведут комиссии по противодействию коррупции.
Отметим, что для организаций законодательством не определен порядок создания и действия таких комиссий (ч. 1 п. 1 Типового положения). Однако организация вправе по своей инициативе создать комиссию, которая будет руководствоваться требованиями Типового положения.
Между тем эффективность работы антикоррупционных комиссий в значительной степени зависит от четкой и всеобъемлющей нормативной регламентации их задач, полномочий, процедур подготовки, проведения заседаний и принятия решений.
Необходимо на основании Типового положения разработать свое локальное положение, регламентирующее деятельность комиссии по противодействию коррупции, которое по возможности будет учитывать отраслевую специфику деятельности организации.
4. Деятельность по урегулированию конфликта интересов.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими своих трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами организации.
О возникновении конфликта интересов или такой вероятности должностное лицо обязано письменно уведомить непосредственного руководителя.
Примерный перечень мер, позволяющих предотвратить или урегулировать конфликт интересов:
- выдача письменных рекомендаций о принятии мер, позволяющих предотвратить или урегулировать конфликт интересов;
- отстранение государственного должностного лица от действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать конфликт интересов;
- перевод государственного должностного лица с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать конфликт интересов, на другую равнозначную должность;
- изменение рабочего места при прежних должностных обязанностях либо изменение (в т. ч. временное) должностных обязанностей государственного должностного лица с целью предотвратить конфликт интересов или возможность его возникновения;
- принятие иных мер, предусмотренных актами законодательства.
Обратите внимание
Целесообразно в специальном локальном НПА установить порядок действий работников организации при возникновении конфликта интересов. В нем следует определить примерный перечень ситуаций конфликта интересов, порядок выявления такого конфликта и информирования о возникновении или возможности его возникновения.
Следует регламентировать процедуру принятия решений о предотвращении конфликта интересов и способы его урегулирования, а также предусмотреть меры, направленные на профилактику такого конфликта.
5. Выявление коррупционно уязвимых направлений деятельности и оценка коррупционных рисков в организации.
В рамках организации целесообразно разработать методику оценки коррупционных рисков. При определении коррупционно уязвимых направлений деятельности организации следует исходить из специфики деятельности организации. Традиционно к таким сферам относят осуществление закупок товаров, (работ, услуг), распоряжение государственным имуществом, бюджетными средствами, заключение договоров и т. п.
Для сферы образования такими направлениями деятельности могут выступать:
- формирование экзаменационных комиссий с учетом профессиональных, деловых и моральных качеств педагогов;
- проведение выпускных экзаменов за период обучения на II и III ступенях общего среднего образования;
- набор в учреждения образования (особенно в гимназии);
- сбор денежных средств на приобретение подарков для педагогических работников в период проведения выпускных экзаменов, выпускных вечеров и других мероприятий в учреждении образования;
- распределение учебных часов, часов факультативных занятий и часов организационно-воспитательной работы среди работников;
- выписка документов об образовании и иные направления.
Важно также помнить, что типичный коррупционный риск — чрезмерная свобода личного усмотрения должностного лица организации при принятии юридически значимых решений.
6. Антикоррупционное обучение и воспитание.
Антикоррупционное обучение и воспитание заключается в следующем:
- проведение обучающих мероприятий;
- регулярное прохождение антикоррупционного обучения и повышения квалификации субъектами предупреждения коррупции;
- процедуры информирования, консультирования;
- усиление контроля и иные меры.
Антикоррупционную образовательную и воспитательную работу организации должны проводить на постоянной основе. Причем к ней стоит привлекать не только собственных, но и сторонних специалистов в области противодействия коррупции.
В качестве примера можно привести следующие меры:
- разработка и вручение под роспись государственным должностным и приравненным к ним лицам (кандидатам на такие должности) памятки об основных требованиях антикоррупционного законодательства и инструкции по управлению конфликтом интересов с примерным перечнем ситуаций такого конфликта;
- направление государственных должностных и приравненных к ним лиц (кандидатов на соответствующие должности) на обучающие курсы дополнительного образования или курсы повышения квалификации, в программы которых входят вопросы антикоррупционного законодательства;
- приглашение непосредственно в организацию специалистов правоохранительных и контролирующих органов, научных организаций, других специалистов в области противодействия коррупции для выступления перед трудовым коллективом;
- обязательство конкретных работников (председатель комиссии по противодействию коррупции, контактное лицо (уполномоченный) по вопросам противодействия коррупции, руководитель кадровой службы и службы безопасности) давать консультации по вопросам применения антикоррупционного законодательства;
- распоряжение всем руководящим должностным лицам проводить среди подчиненных антикоррупционную воспитательную работу, чтобы сформировать у работников устойчивое антикоррупционное сознание.
В соответствии с постановлением Генеральной прокуратуры, Совета Министров, Комитета государственного контроля и Следственного комитета от 30.12.2014 № 30/1257/2/260 «Об утверждении критериев оценки деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией и экономическими правонарушениями» один из критериев оценки состояния профилактики коррупции в организации — число работников, повысивших квалификацию за отчетный период на курсах, в программу которых входили вопросы соблюдения антикоррупционного законодательства.