И снова об изменениях в системе охраны труда
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

И снова об изменениях в системе охраны труда

Как известно, с 28 июня 2020 г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда».
Изменения в документ были внесены Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 274-З (далее — Закон).
В соответствии с новой редакцией внесены изменения в ряд НПА, регулирующих основы законодательства об охране труда.
С целью оказания помощи руководителям учреждений образования, грамотного ориентирования в измененном законодательстве об охране труда предлагаем краткие комментарии по основным вопросам законодательных актов.

Лесун Марина

Главный технический инспектор труда Белорусского профсоюза работников образования и науки


4136 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Скорректированы некоторые термины и их определения

Итак, ст. 1 Закона содержит основные термины и их определения, используемые в до­кументе. Приведем некоторые из них.

Работы с повышенной опасностью — работы, при выполнении которых на работающего могут воздействовать вредные и (или) опасные производственные факторы, для управления которыми требуется осуществить специальные организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих при выполнении этих работ.

Каждое учреждение образования, исходя из особенностей производства, составляет перечень работ с повышенной опасностью и перечень работ, выполняемых по наряду-­допуску, и руководствуется ими при организации охраны труда работающих при выполнении этих работ (ч. 4 ст. 36 Закона). Законодательством установлен типовой перечень работ с повышенной опасностью.

НПА — нормативные правовые акты.

ТНПА — технические нормативные правовые акты.

ЛПА — локальные правовые акты.

Система управления охраной труда (СУОТ) — совокупность мероприятий по охране труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.

СУОТ можно разрабатывать в соответствии с Рекомендациями по разработке системы управления охраной труда в организации (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2019 № 108).

Кроме того, разработка СУОТ может быть осуществлена на основании стандарта Респуб­лики Беларусь СТБ ISO 45001-2020 «Системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности. Требования и руководство по применению» (утв. и введены в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.02.2020 № 8 с последующими изменениями и дополнениями). При этом разработка и последующее соблюдение СУОТ являются обязанностью каждого нанимателя.

Директору на заметку
Если в СУОТ организации внесены некоторые ТНПА, в соответствии с которыми должны осуществляться определенные виды работ, и эти документы изначально не имели обязательного характера, то они становятся обязательными для применения конкретной организацией, разработавшей данную СУОТ. Иными словами, после закрепления конкретных ТНПА в СУОТ вашего учреждения образования они становятся обязательными для исполнения.
Например, в качестве таких документов могут быть указаны технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты Республики Беларусь и т. д.

В ст. 20 Закона словосочетания «производственной сферы» и «других сфер деятельности» заменяются соответственно словосочетаниями «сферы производства» и «сферы услуг», к которым относятся и учреждения образования.

В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.12.2014 № 80 «Об установлении перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки, и определении порядка их комплектации» (с последующими изменениями и дополнениями) в ст. 30 Закона внесено изменение, касающееся названия аптечки: исключено слово «медицинской». Новое название — аптечка первой помощи универсальная.

Закрепление новых норм

Законом закрепляется сложившаяся практика, согласно которой при проведении работ, эксплуатации оборудования наниматель назначает лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ. Так, обязанности нанимателя дополнены нормой, предусматривающей назначение должностных лиц, ответственных не только за организацию охраны труда, но и за осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ.

Законом установлено, что расходы по проведению медицинских осмотров работников несет наниматель. С учетом того, что лицо, поступающее на работу, еще не является работником, на практике возникают вопросы с оплатой предварительных обязательных медицинских осмотров. В целях исключения таких вопросов ст. 27 Закона дополняется нормой о том, что в случае оплаты лицом, поступающим на работу, предварительного обязательного медицинского осмотра, затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу.

Статьей 11 Закона, по аналогии с работниками, работающими по трудовому договору, конкретизированы действия работающего по гражданско-­правовому договору в местах, предоставленных работодателем, при реализации им права на отказ от выполнения работы (оказания услуг) в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья, а также если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работы, предусмотренной гражданско-­правовым договором. При этом работающий обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю о мотивах такого отказа.

В ст. 27 Закона закрепляется норма, предусматривающая, что Министерство труда и социальной защиты и Министерство здравоохранения Республики Беларусь устанавливают типовой перечень работ (профессий), при выполнении которых требуется проведение предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра или освидетельствования работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а наниматели на основании типового перечня будут разрабатывать соответствующие перечни в организации. Это позволит нанимателям дополнить перечень профессиями и видами работ исходя из специфики работы организации и обеспечить систематический контроль физического состояния работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или повышенной опасностью.

В ст. 32 Закона закрепляется норма, касающаяся права работающего или его представителя, уполномоченного в соответствии с законодательством, в случае отказа работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве, составлении акта о несчастном случае на производстве или несоответствия изложенных в таком акте обстоятельств несчастного случая фактическим обстоятельствам обратиться в Департамент государственной инспекции труда или в суд. Иными словами, закрепляется норма о возможности досудебного рассмотрения разногласий по вопросам расследования несчастных случаев на производстве государственными инспекторами труда указанного Департамента или в суде.

Также внесены дополнения в стст. 3335 Закона с учетом вопросов, связанных с расследованием несчастных случаев на производстве при эксплуатации территории, здания (помещения), производственного оборудования несколькими работодателями.

Изменения предусматривают обязанность работодателя, в собственности (владении, пользовании) которого находится территория организации, здания (помещения), производственное оборудование, отвечать за обеспечение требований по охране труда при их эксплуа­тации, если иное не установлено в договорах аренды.

Обратите внимание
Законом отменена паспортизация санитар­но-­технического состояния условий и охраны труда. Причиной отмены является дублирование мероприятий и множественность проверок по одному и тому же вопросу.

О новом порядке обучения, инструктажа, стажировки, проверки знаний

Действует новый порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (постановление Министерства труда и социальной защиты Респуб­лики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее — постановление № 175) в ред. постановления № 54 от 29.05.2020). Среди документов, утвержденных постановлением № 175, Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (далее — Инструкция № 175).

Как и ранее, обучение работников по вопросам охраны труда проводится при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на обучающих курсах. При этом установлено, что проведение обучения (а затем и проверки знаний) организует служба охраны труда (специалист охраны труда) или уполномоченное должностное лицо нанимателя, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда, совместно со структурными подразделениями организации. Ранее данными вопросами занимались кадровые службы или инженер по подготовке кадров.

Кроме того, теоретическое обучение по вопросам охраны труда в рамках учебной дисциплины «Охрана труда» теперь проводится в отношении не только рабочих, но и руководителей и специалистов. Объем теоретического обучения — не менее 10 ч.

Как и прежде, при обучении по профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, дисциплина «Охрана труда» преподается в объеме не менее 60 ч в учреждениях профтехобразования и не менее 20 ч при обучении непосредственно в организации. Продолжительность производственного обучения не определена.

Инструктажи по охране труда

Виды инструктажей по охране труда остались прежними.

Скорректирован типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда. Перечень дополнен п. 2 «Основные положения законодательства об охране труда», п. 5 «Организация работы по управлению охраной труда, осуществлению контроля за соблюдением работниками требований по охране труда», п. 12 «Опасность поражения электрическим током. Требования электробезопасности».

Справочно: предусмотрена возможность совмещения вводного инструктажа по охране труда с вводным противопожарным инструктажем при условии, что рассмотрение вопросов программы последнего предусмотрено в полном объеме программой вводного инструктажа (приложение 1 к Инструкции о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере утв. постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь № 36 от 22.05.2018 в ред. постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 04.05.2020 № 22).

Перечень лиц, с которыми проводится вводный инструктаж, дополнен. Теперь его проводят также:

  • с работниками при временном переводе их к другому нанимателю*. Временный перевод производится на основании соответствующего приказа без заключения с работником другого трудового договора. Временно переведенный работник не является работником нанимателя, к которому переведен. Однако наниматель должен соблюдать по отношению к нему требования по охране труда, в т. ч. в части проведения инструктажей (ч. 2,3 и 6 ст. 32-1 ТК, абз. 5 ч. 1 ст. 17 Закона);

*   Подробнее о некоторых аспектах охраны труда в связи с временным переводом читайте в статье Владимира Семича.

  • с обучающимися, проходящими в организации производственную практику.

Претерпела изменения и форма журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда (приложение 2 к постановлению № 175). Скорректированы названия граф. В частности, согласно изменениям, внесенным в наименования граф 3 и 6, в журнале не нужно полностью указывать Ф. И. О., достаточно фамилии и инициалов. В графе 4 дополнительно указывается «отдельный вид работ (услуг)» при приеме на работу лица, привлеченного работодателем к работам (оказанию услуг) в организации или выполняющими работы по заданию организации либо по заключенному с ней гражданско-­правовому договору, в котором указывается не профессия, а вид выполняемой работы. Остальные наименования граф приведены в соответствие с новым законодательством об охране труда. В связи с этим нанимателям нужно будет внести корректировки в свои журналы.

Форма журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда.

Внесены изменения в перечень лиц, с которыми проводится первичный инструктаж.

Так, этот инструктаж может проводиться в любой день до начала самостоятельной работы (ранее он проводился в первый рабочий день «до начала работы»):

  • с работниками, принятыми на работу;
  • с работниками при переводе или перемещении из одного структурного подразделения в другое либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы. Ранее речь шла только о работниках, переведенных из одного подразделения в другое или с одного объекта на другой;
  • с работниками при временном переводе их к другому нанимателю. С ними проведение первичного инструктажа ранее не предусматривалось, хотя временный работник не является работником нанимателя;
  • с работниками-­надомниками — при экс­плуа­тации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных им в бесплатное пользование;
  • с работающими, участвующими в технологическом процессе, привлеченными к работам (оказанию услуг) в организации или выполняющими работы по заданию организации (по заключенному с организацией договору).

Справочно: требования о проведении первичного инструктажа с работниками других организаций, в т. ч. командированными, при участии их в производственном процессе или выполнении работ на территории организации в новой редакции не предусмотрены.

Форма журнала регистрации инструктажа по охране труда изменена. В частности, удалена графа 13 «Знания проверил, допуск к работе произвел (подпись руководителя организации (структурного подразделения), дата)». Таким образом, допуск к самостоятельной работе теперь осуществляется только приказом (распоряжением) нанимателя. Наименования граф приведены в соответствие с новым законодательством об охране труда.

Форма журнала регистрации инструктажа по охране труда.

Основания для включения лиц в перечень должностей служащих (профессий рабочих), освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа, не претерпела изменений. Однако он подлежит пересмотру по двум причинам: во‑первых, несколько изменилось его наименование, во‑вторых, скорректирован типовой перечень работ с повышенной опасностью.

Стажировка

Дополнены случаи прохождения стажировки рабочими.

Ранее данная процедура проводилась только в отношении рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью. Теперь стажировка обязательна и для рабочих, занятых на опасных производственных объектах и (или) потен­циаль­но опасных объектах.

Стажироваться должны работники:

  • принятые или переведенные на данные работы (объекты);
  • имеющие перерыв в выполнении указанных работ более одного года.

Как и ранее, перечень должностей служащих (профессий рабочих), которые должны проходить стажировку, устанавливает руководитель организации. Только ранее требовалось наличие двух перечней:

  • профессий рабочих, которые должны проходить стажировку;
  • должностей специалистов, которые должны проходить стажировку.

Теперь нужно составлять один перечень — должностей служащих (профессий рабочих), которые должны проходить стажировку.

На основании того, что типовой перечень работ с повышенной опасностью изложен в новой редакции, то в перечень на стажировку при его составлении могут быть внесены изменения (добавлены или исключены отдельные должности служащих (профессии рабочих), выполняющих работы в организации).

Справочно: в типовом перечне работ с повышенной опасностью откорректированы и изложены в новой редакции с учетом действующего законодательства и правоприменительной практики пп. 4, 6, 14, 16, 19, 36, 44, 45, 47, 62, 69, 73.

Следовательно, перечень работ с повышенной опасностью с учетом указанных изменений также необходимо актуализировать.

Результаты стажировки регистрируются в журнале регистрации инструктажа по охране труда. По итогам стажировки проводится первичная проверка знаний (ранее просто проверка знаний) по вопросам охраны труда, далее происходит допуск к самостоятельной работе, который оформляется приказом руководителя организации (ранее оформлялся путем регистрации в журнале инструктажа).

Проверка знаний по вопросам охраны труда

Руководители и специалисты

На основании типового перечня должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, руководитель организации устанавливает соответствующий перечень.

Ранее для руководителей и специалистов перечень вопросов (билеты) для проверки знаний в сфере охраны труда разрабатывался с учетом специфики производственной деятельности на основе типового перечня вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специа­листов. Однако в новой редакции данного перечня нет.

При этом проверка знаний по вопросам охраны труда работающих проводится в объеме требований НПА, регулирующих отношения в области охраны труда, в т. ч. ТНПА, являющихся в соответствии с законодательными актами обязательными для соблюдения, а также ЛПА, соблюдение которых входит в трудовые обязанности работающих.

Билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов утверждаются председателем комиссии организации (ранее соответствующая обязанность возлагалась на руководителя организации).

Уточнено, что срок проведения периодической проверки знаний считается от первичной или периодической и не считается при проведении внеочередной проверки знаний.

Работающие по профессиям рабочих

Перечень профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, по-прежнему устанавливает руководитель организации.

Билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда работающих по профессиям рабочих разрабатываются на основе требований по охране труда для профессий рабочих и отдельных видов работ (услуг), содержащихся в НПА, в т. ч. ТНПА обязательными для исполнения, ЛПА организации, соблюдение которых входит в трудовые обязанности работающих (ранее при разработке билетов для рабочих не учитывался тот факт, что в билетах должны содержаться только те требования по охране труда, которые входят в трудовые обязанности работающих). Как и для руководителей, билеты для рабочих утверждает председатель комиссии организации.

Деятельность комиссий по проверке знаний

В новой редакции изложены положения, устанавливающие порядок создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 в редакции постановления от 29.05.2020 № 55.

Остановимся на изменениях, которые коснулись комиссии организации.

Обратите внимание
Состав комиссии организации, как и ранее, устанавливается приказом руководителя организации. При этом нововведениями предусмотрено, что в ее состав, помимо председателя комиссии и его заместителя, обязательно включается секретарь комиссии.

Секретарь комиссии организации:

  • осуществляет организационную работу комиссии;
  • информирует членов комиссии организации, работающих о дате, времени и месте проведения заседания комиссии;
  • обеспечивает подготовку заседаний комиссии;
  • ведет документацию комиссии;
  • анализирует ход выполнения принятых решений по вопросам организации и проведения проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • осуществляет учет и хранение протоколов проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • решает другие организационные вопросы, возложенные на него председателем комиссии организации.

Как и ранее, в состав комиссии организации включаются специалисты по охране труда или уполномоченные должностные лица, на которых возложены обязанности специалиста по охране труда, специалисты юридической службы, другие специалисты.

В состав комиссии при необходимости могут включаться:

  • работники контролирующих (надзорных) органов и профессиональных союзов (по согласованию с ними);
  • специалисты по охране труда либо уполномоченные должностные лица, на которых возложены обязанности по охране труда, вышестоящего органа государственного управления.

Проверка знаний комиссией организации проводится одним из следующих способов:

  • в форме устного опроса в индивидуальном порядке;
  • с применением компьютерной техники.

У всех видов проверки знаний появились свои названия:

  • первичная;
  • периодическая;
  • повторная;
  • внеочередная.

Установлена новая единая форма протокола для всех комиссий, который оформляется по результатам проверки знаний в соответствующей комиссии, а в ней:

  • в шапке добавлено название «Комиссия для проверки знаний по вопросам охраны труда»;
  • удалена строка «Комиссия, созданная на основании приказа от»;
  • удалена строка с информацией об объеме НПА и ЛПА, по которым проводится проверка знаний («провела проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме»);
  • «Причина проверки знаний» заменена на «Вид проверки знаний»;
  • появилась графа «Номер билета».

Форма протокола проверки знаний по вопросам охраны труда.

Установлена новая единая форма удостоверения по охране труда, которое выдается всем лицам, прошедшим проверку знаний соответствующей комиссии.

Какие изменения внесены в удостоверение:

  • на лицевой стороне не требуется писать название организации;
  • перед Ф. И. О. указывается наименование комиссии, проводившей проверку знаний или организации;
  • вместо «Профессия (должность)» указывается «Профессия рабочего (должность служащего)»;
  • к видам работ добавили услуги;
  • в форму вернули «место печати»;
  • в графе 6 «Сведения о последующих проверках знаний» указывается только номер протокола (ранее нужно было дополнительно указывать дату).

Форма удостоверения по охране труда.

От редакции
В следующем номере вы узнаете об изменениях в порядке разработки и принятия ЛПА, а также о новом порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и ее структурных подразделениях.

4136 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Листопадное настроение

Ноябрь, пожалуй, самый лучший месяц, чтобы под моросящий дождик на фоне серого неба помечтать об отпуске…
№ 11 (155) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 207
10
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок