Готовимся к проверке, проводимой органами ФСЗН

Готовимся к проверке, проводимой органами ФСЗН

Какие виды контроля могут осуществлять органы ФСЗН?
Проводить выборочные и внеплановые проверки, принимать меры профилактического и предупредительного характера и др.
Как начисляется пеня в случае недоимки?
На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН.
Могут ли должностные лица органов ФСЗН составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение законодательства о государственном социальном страховании?
Да, могут.


Косько Юрий

юрист, выпускающий редактор журнала «Руководитель учреждения дошкольного образования»

1205 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правовое регулирование

Контрольная деятельность, осуществляемая органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — органы ФСЗН), ведется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510) и утвержденным им Положением о порядке организации и проведения проверок.

Органы ФСЗН наделены правом в соответствии с п. 18 перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (утв. Указом № 510) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании.

Кроме того, органы ФСЗН руководствуются требованиями, установленными Методическими указаниями по организации и проведению проверок (контрольных мероприятий) (утв. приказом управляющего Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2018 № 18).

Виды контроля

Контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании осуществляется Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и его территориальными органами в виде:

  • выборочных проверок;
  • внеплановых проверок;
  • проверок и мероприятий, при осуществлении которых Указ № 510 не применяется;
  • мер профилактического и предупредительного характера.

Вопросы, подлежащие проверке

При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании органами ФСЗН проверяются (включаются в предписание на проведение проверки), в частности, следующие вопросы:

  • правильность начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме;
  • обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию (т. е. пособий по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12‑недельного срока беременности; в связи с рождением ребенка; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на погребение) и на санаторно-­курортное лечение и оздоровление;
  • правильность заполнения и своевременность представления отчетности (4‑фонд «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»);
  • правильность и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета (формы документов персонифицированного учета ПУ‑1, ПУ‑2, ПУ‑3, ПУ‑6), в т. ч. для целей профессионального пенсионного страхования.

Органам ФСЗН также предоставлено право осуществлять контроль за использованием по назначению средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях.

Особенности проведения проверок

При проведении проверок органами ФСЗН используется метод документальной проверки, состоящий в проверке совершенных финансово-­хозяйственных операций проверяемого плательщика по данным первичных учетных документов, записей в учете и отчетности.

Органы ФСЗН при проведении проверок не вмешиваются в текущую деятельность плательщика и проверяют периоды, за которые представлена отчетность.

Проверки проводятся путем изучения организационно-­распорядительных и фи­нансово-­бухгалтерских документов плательщика о периодах работы, в т. ч. в особых условиях труда, и заработке (видах выплат) застрахованных лиц, документов по начислению и уплате взносов и иных платежей в бюджет фонда, а также расходованию (использованию) средств бюджета фонда, правильности и достоверности данных персонифицированного учета, в т. ч. профессионального пенсионного страхования, а также других документов, необходимых при проведении контрольных мероприятий.

Типичные нарушения

Правильность и своевременность уплаты взносов

В части правильности начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременности их уплаты в полном объеме выявляются следующие нарушения.

1.  Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов:

а)  излишне начислены обязательные страховые взносы.

Излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии — в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2021 № 763 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115» определен перечень выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее — Перечень). К таким выплатам, в частности, относятся:

  • государственные пособия, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования;
  • оплата ежемесячно предоставляемого одного дополнительного свободного от работы дня матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающим ребенка-­инвалида в возрасте до 18 лет, за счет средств государственного социального страхования и др.;

б)  не начислены обязательные страховые взносы на суммы, определенные законодательством.

Не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда является недоимкой. На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» объектом для начисления обязательных страховых взносов являются для работодателей и работающих граждан, в частности, выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования.

К примеру, не начисляются обязательные взносы на суммы:

  • единовременных премий, вознаграждений по итогам работы за год;
  • единовременных пособий за непрерывный стаж работы, в связи с установлением инвалидности, уходом на пенсию и увольнением;
  • материальной помощи к юбилейным датам, календарным и профессиональным праздникам, в связи с тяжелым материальным положением, продолжительным лечением;
  • вознаграждений к юбилейным датам, торжественным событиям, в связи с объявлением благодарности, на стоимость новогодних подарков детям работников и т. д.

2.  Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование:

а)  излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование.

Объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных Перечнем, но не выше трехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы на профессиональное пенсионное страхование.

К нарушениям можно отнести, к примеру, начисление взносов на профессиональное пенсионное страхование:

  • на суммы выплат, начисленные в пользу работников за работу, не связанную с особыми условиями труда (за период нахождения на курсах повышения квалификации);
  • на суммы выплат за дни трудового отпуска, следовавшие за днем отсутствия на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности или нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;

б)  не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование, к примеру, на:

  • суммы выплат, начисленные за период фактической занятости работника в особых условиях труда согласно табелю использования рабочего времени;
  • сумму выплат, причитающуюся за дни трудового отпуска, когда они следовали непосредственно за днем работы в особых условиях труда, и т. д.

3.  Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.

В качестве примера нарушения можно привести несвоевременную уплату страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда, в частности, их уплату:

  • позднее дня выплаты заработной платы за истекший месяц;
  • позднее 20‑го числа месяца, следующего за истекшим, в случаях, когда день выплаты заработной платы установлен после 20‑го числа месяца, следующего за истекшим;
  • при совпадении сроков уплаты с выходными и праздничными днями — в следующий за ними рабочий день.

Обоснованность и правильность использования средств на выплаты

В части обоснованности и правильности использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-­курортное лечение и оздоровление выявляются следующие нарушения.

1.  Нарушения при назначении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.

2.  Нарушения при назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.


ПРИМЕР

В нарушение Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 № 1/1):

  • отсутствует оттиск печати организации здравоохранения «Для листков нетрудоспособности и справок» при закрытии листка нетрудоспособности и в случае внесения в него исправлений;
  • в листке нетрудоспособности допущено более двух исправлений;
  • на оборотной стороне листка нетрудоспособности, представленного работающим инвалидом, в строке «особые отметки» ответственным лицом не внесена запись «инвалид I (II, III) группы» и т. д.

3.  Нарушения при оплате свободного от работы дня лицу, воспитывающему ребенка-­инвалида до 18 лет.


ПРИМЕР

Работнику, учет рабочего времени которого ведется в часах, оплата свободного дня в месяц производилась не из расчета один рабочий день равен 8 рабочим часам, что является нарушением п. 9 Инструкции о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014 № 34).


4.  Нарушения при предоставлении путевок на санаторно-­курортное лечение и оздоровление.


ПРИМЕР

В нарушение п. 8 Положения о порядке направления населения на санаторно-­курортное лечение и оздоровление (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542) при обращении за получением путевки в детский санаторий работником не представлена справка с места работы другого родителя о невыделении путевки на детей в текущем году.


5.  Нарушения при выплате пособия на погребение.


ПРИМЕР

В нарушение п. 3 Положения о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2015 № 585) пособие на погребение выплачено на основании копии справки о смерти.


Правильность и своевременность представления сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета

В части правильности и своевременности представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в т. ч. для целей профессионального пенсионного страхования, можно назвать следующие нарушения.

1.  Нарушения при представлении формы ПУ‑1 «Анкета застрахованного лица».


ПРИМЕР

Непредставление формы ПУ‑1 по застрахованному лицу в случае изменения фамилии при вступлении в брак является нарушением п. 6 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета (утв. постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее — Инструкция № 7)).


2.  Нарушения при заполнении сведений о приеме и увольнении в форме ПУ‑2.


ПРИМЕР

Сведения по застрахованному лицу, работавшему на условиях внешнего совместительства, представлены как по работавшему по основному месту работы, чем нарушен п. 10 Инструкции № 7.


3.  Нарушение установленных законодательством требований при заполнении форм ПУ‑3 и ПУ‑6.


ПРИМЕР

В форме ПУ‑3 суммы оплаты трудовых и дополнительных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности отражены не в тех месяцах, за которые они начислены; суммы премий и материальной помощи отражены не в тех месяцах, в которых они начислены. В форме ПУ‑6 отражены выплаты, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование.


Ответственность за нарушение законодательства о государственном социальном страховании

За нарушение законодательства о государственном социальном страховании должностным лицам органов ФСЗН предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.15, 12.17, 24.124.4, 24.11, 24.58, 25.2, 25.425.6 КоАП. Это следует из ст. 3.30 Процессуально-­исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.


1205 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Начало

Говорят, что возраст — это всего лишь цифры в паспорте.
№ 9 (153) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 229
6

Контроль качества: оценка работы руководителя по ВПВ

Статья поможет: • проконтролировать работу руководителя по военно-патриотическому воспитанию; • проанализировать эффективность; • написать справку по итогам мониторинг...
№ 5 (149) 2024 Литвин Валентина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 948
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок