Годовой план работы и ошибки стратегического планирования

Годовой план работы и ошибки стратегического планирования

Годовой план работы учреждения общего среднего образования есть базовая составляющая тактического и стратегического планирования работы школы или гимназии. Документ устанавливает не только курс развития учреждения, но и путь, по которому пойдет коллектив для достижения поставленных целей и решения необходимых задач.

В материале разберем, как составляется годовой план, какие ошибки допускаются при его составлении и как их избежать.

Киселев Александр

директор государственного учреждения образования «Гимназия № 5 г. Витебска имени И. И. Людникова»

1696 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Годовой план работы составляется многоэтапно, с обсуждением и последующей редакцией каждого раздела.

Рассмотрим примерную модель составления плана и организации работы администрации учреждения в данном направлении:

Существует ряд типичных ошибок, которые допускают руководители при организации работы над проектом годового плана:

  • формальный подход к составлению плана;
  • несоответствие плану работы районного отдела по образованию;
  • ориентация на устаревшее законодательство;
  • отсутствие стратегического планирования, несовпадение с программой развития учреждения;
  • отсутствие структуры и неполнота заполнения разделов.

Остановлюсь подробнее на каждом из мероприятий примерной модели составления плана, обратив внимание на те моменты, которые помогут исключить или минимизировать распространенные ошибки и недочеты при его разработке.

SWOT-анализ работы за предыдущий учебный год

Современный руководитель должен быть технологичным и мобильным. 

Это важно
Определение сильных и слабых сторон учреждения образования — это обязательный ежегодный вопрос, которым занимается непосредственно руководитель учреждения образования.

Делегировать данную задачу нельзя. Потому что тот, кто владеет детальной информацией о функционировании учреждения, и определяет его развитие.

Данные о работе всех служб и структурных подразделений традиционно представлены в отчетной документации заместителей директора по всем направлениям, а также в анализах работы руководителей учебно-­методических объединений.

На этапе SWOT-анализа определяется не поверхностная, а детальная результативность учреждения образования в прошлом учебном году. Нередко при итоговом анализе руководителем работы школы или гимназии за учебный год все сводится к стремлению поддержать режим функционирования. А это уже не развитие, а образовательная стагнация. В каких-то незначительных вопросах может наблюдаться рост показателей, однако глобально учреждение в приоритетных направлениях регрессирует. 

На этапе SWOT-анализа впервые встречается формальный подход, и если он присутствует, то дальнейшая работа над документом по КПД стремится к нулю.

Создание творческой группы

К работе над проектом годового плана целесообразно привлечь не только заместителей директора по всем направлениям, но и наиболее опытных педагогов, руководителей учебно-­методических объединений.

Это важно
Именно дифференцированный подход к организации творческой группы позволяет наиболее полно охватить все аспекты деятельности школы или гимназии.

Опыт работы многих сотрудников и взгляд не со стороны администрации помогут адаптировать цели и задачи под реалии конкретного учреждения образования.

Следовательно, целеполагание при составлении данного документа должно опираться  не только на законодательство, но и на готовность коллектива именно в данном учебном году достичь определенных образовательных высот.

Изучение законодательства в сфере образования и его изменений

Основными документами, регламентирующими работу с годовым планом учреждения образования, являются:

  • Кодекс об образовании;
  • устав учреждения образования;
  • Методические рекомендации по составлению годового плана работы учреждения образования;
  • Положение об учебно-­методическом объединении в учреждении образования и др.

Стоит отметить, что большинство нормативных документов, затрагивающих годовой план работы, статичны и не подвержены глобальным изменениям.

Однако множество программ, указаний и разъяснений по вопросам функционирования всех служб учреждений образования также должны найти свое отражение в годовом плане.

Создание проекта годового плана работы

На данном этапе необходимо синхронизировать данные, полученные от заместителей, и свести их в один итоговый отчет, который позволит выработать подходы к созданию годового учебного плана.

Это важно
Работа над проектом будущего годового плана ведется в текущем учебном году.

Предпочтительно, чтобы черновик данного документа был у руководителя в июне. Иначе вы рискуете не только упустить множество важнейших аспектов работы школы или гимназии, но и свести разработку годового плана к формальности: копировать — вставить — переименовать. Такой подход приводит к появлению всех типичных ошибок. Более того, формируется индифферентное отношение заместителей руководителя к работе, связанной с годовым планом, и структурности, обоснованности действий.

Обсуждение и редактирование

Учитывая, что работа над годовым планом ведется не один месяц, многие разделы, а также цели и задачи могут и должны быть скорректированы. Особого внимания требует раздел воспитательной работы, который мобилен и может расширяться практически бесконечно.

Формат круглого стола, который предусматривает обсуждение всеми участниками творческой группы любых разделов плана, а не доклады о ходе подготовки документа, есть разумный и продуктивный подход.

Погружение творческой группы в годовой план повышает статус документа и лояльность коллектива. Ведь участие не только администрации, но и педагогов демонстрирует важность каждого учителя, внимание администрации к мнению педагогического состава.

Интеграция с годовым планом районного отдела по образованию

Проект годового плана работы учреждения образования определяет тот образовательный маршрут, по которому будет двигаться коллектив в рамках стратегического планирования. При этом ряд задач, которые определены для всех учреждений на уровне района, города, области, страны, могут быть не учтены во внутреннем документе школы или гимназии. Следовательно, изучение годового плана районного отдела по образованию и обновление собственного аналогичного документа есть норма. Именно поэтому проект годового плана окончательно зафиксируется только после предоставления отделом плана работы на год.

В завершение хочу отметить, что годовой план работы учреждения образования создает единое образовательное пространство, координирует деятельность всех служб и определяет курс развития школы или гимназии.

Это важно
Годовой план работы позволяет ответить на крайне важные вопросы: что делаем? кто делает? когда делает?

Абсолютно формальные и не вдохновляющие формулировки типа «совершенствовать образовательное пространство», «повысить уровни обучаемости», «сформировать устойчивую познавательную активность у учащихся» не воспринимаются педагогами как то, что должно быть реализовано.

Важно понимать и принимать, что годовой план работы — это конкретный структурный документ, в котором определены все аспекты жизнедеятельности такой многофакторной и разнообразной системы, как учреждение образования.

1696 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 3 (2024) за 5 минут: освобождение от итоговой аттестации, результативное совещание, новый порядок назначения пособий, аренда помещений в УОСО, ограничения для государственных должностных лиц

Кроме того, в 3-м номере журнала: • Новые факультативы • Медицинский осмотр в соответствии с Инструкцией • Как оставить учащегося выпускного класса на второй год? •...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 406

Азбука приказов: оформляем по правилам

Приказ — это документ, который содержит инструкции или распоряжения для работников учреждения. В статье представлена важная информация о том, как написать приказ правильн...
№ 12 (144) 2023 Дернович Екатерина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2515
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок