«Если чего-нибудь сильно захотеть, вся вселенная будет способствовать тому, чтобы желание сбылось»: интервью с директором гимназии № 10 г. Молодечно

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КОМКОВА Татьяна Геннадьевна, директор государственного учреждения образования «Гимназия № 10 г. Молодечно».
В должности директора гимназии — 8 лет.
Окончила Минский государственный педагогический институт имени Максима Горького (сегодня — Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка) (учитель биологии и химии), имеет высшую квалификационную категорию, проходит переподготовку в Академии последипломного образования (Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи).
Постоянный участник педагогических конференций и семинаров различного уровня.
В 2013 г. за победу в конкурсе «Управленческая деятельность в учреждении образования» награждена дипломом отдела образования, спорта и туризма Молодечненского райисполкома за эрудицию и высокий профессионализм.
В 2015 г. отмечена Почетной грамотой Президиума Минского областного комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки за деятельность, направленную на развитие социального партнерства с профсоюзной организацией по защите социально-­экономических прав и интересов членов профсоюза, благодарностью председателя Минского областного исполнительного комитета за плодотворный труд, высокий профессионализм, образцовое исполнение служебных обязанностей.
В 2016 г. — грамотой Молодечненской районной организации Белорусского профес­сио­нального союза работников образования и науки.
В 2017 г. за активное участие в общественно-­политической деятельности награждена почетной грамотой Молодечненской районной организации Республиканского общественного объединения «Белая Русь».
Имеет почетные грамоты Молодечненского районного исполнительного комитета за наилучшие результаты среди учреждений образования по итогам работы за 2016, 2017, 2018 годы, благодарности начальника управления по образованию Молодечненского районного исполнительного комитета за обеспечение оптимальных условий для развития интеллектуальных и творческих способностей каждого выпускника.

Редакция: Добрый день, Татьяна Геннадьевна! Давайте начнем наш разговор с дополнительных возможностей обучения, которыми могут воспользоваться гимназисты. Расскажите о них.

Татьяна Геннадьевна: На базе гимназии на протяжении последних восьми лет работают межшкольные факультативные занятия по учебным предметам «Русский язык», «Немецкий язык», «Информатика», «История», «Биология», третий год организовано изучение китайского языка.

На факультативных занятиях, направленных на развитие творческих способностей учащихся в области отдельных видов искусства, обеспечивается развитие музыкальных, художественных, театральных способностей и способностей в области хореографии. Дополнительные занятия «Игра на музыкальном инструменте» дают возможность обучаться игре на фортепиано, аккордеоне, баяне и гитаре.

На протяжении многих лет результативно работают образцовый театр-­студия «ТэсТ», образцовый коллектив «Танцевальный клуб «Грация», клуб авторской песни, вокальные ансамбли. Творческие коллективы гимназии известны не только в г. Молодечно, Минской области, но и за пределами Республики Беларусь.

На факультативных занятиях «Основы выбора профессии» осуществляется профориентация учащихся IX классов.

Также в гимназии функционирует интеллектуальная школа «ТИТУЛ» (труд, интеллект, трудолюбие, успех, любознательность) для одаренных учащихся по подготовке к олимпиадам по учебным предметам, к занятиям исследовательской деятельностью.

В формировании исследовательской культуры значимое место занимает научное общество учащихся «Озарение» (далее — НОУ), осуществляющее свою деятельность в тесном контакте с руководством и педагогическим коллективом. В структуре НОУ две секции: секция учащихся-­исследователей I ступени общего среднего образования и секция учебно-­исследовательской работы учащихся II–III ступеней общего среднего образования.

Ред.: Ваша гимназия имеет длительный опыт сотрудничества с учреждениями других стран. Расскажите об этом подробнее.

Т.Г.: С 1988 г. мы успешно развиваем партнерские связи с гимназией Шельцтор г. Эсслингена (Германия), с 2007 года — с Общеобразовательным лицеем имени Николая Коперника Объединения школ в г. Сокулке (Польша). Ежегодно организуются двусторонние обмены учащимися и педагогами.

В 2015 г. 20 учащихся гимназии приняли участие в немецко-­белорусской молодежной встрече «Школьный мост» по маршруту Гродно — Витебск — Брест — Вюрцбург — Веймер — Любек.

В 2016–2017 гг. в Общеобразовательном лицее имени Николая Коперника был реализован молодежный проект «Танцы народов Польши, Германии, Беларуси». Также в рамках этого сотрудничества был осуществлен совместный белорусско-­польский молодежный культурологический проект «Дружба без границ» (2017 г.), физкультурно-­оздоровительный проект «За здоровый образ жизни!» (2018 г.).

Устойчивые связи налажены и с Институтом имени Гете в Минске. В 2014 г. в гимназии состоялось подписание соглашения о сотрудничестве в рамках инициативы «Школы: партнеры будущего» между Институтом имени Гете в Минске и нашей гимназией. На основании соглашения учащиеся и педагоги принимают участие в семинарах, мастер-­классах, конкурсах, направленных на знакомство с культурой, традициями Германии; учащиеся совершенствуют коммуникативные компетенции, учителя немецкого языка повышают свою квалификацию.

Кроме того, ежегодно учащиеся сдают языковые экзамены с получением международного сертификата FIT IN DEUTSCH‑1, FIT IN DEUTSCH‑2, B1. По итогам языковых экзаменов гимназия удостоена титулов «Наилучшая школа по итогам FIT‑экзаменов 2015», «Наилучшая школа по итогам FIT‑экзаменов 2018» среди школ-партнеров Института имени Гете в Минске.

С 2015/2016 учебного года волонтерскую деятельность по программе ЮНЕСКО Культурвайт осуществляют граждане Германии, оказывающие языковую помощь педагогам в проведении учебных, факультативных занятий и воспитательных мероприятий, при подготовке к республиканской олимпиаде по учебному предмету «Немецкий язык» на этапе «Говорение».

В 2016 г. подписан договор о сотрудничестве с Институтом Конфуция в Минском государственном лингвистическом университете. Три года в гимназии работают преподаватели-­волонтеры из Китая. Одним из самых ярких традиционных мероприятий является встреча китайского Нового года. Директор, заместитель директора и педагог гимназии посетили Китайскую Народную Республику с целью укрепления международного сотрудничества, развития партнерских отношений в образовательной среде, расширения возможностей по изучению китайского языка в учреждении образования. Две учащиеся поедут в июле в международный летний лагерь в Китай.

О ГИМНАЗИИ
В 2018/2019 учебном году в гимназии обучалось 883 учащихся в 37 классах; образовательный процесс осуществляли 97 педагогических работников, 71 из которых работает в учреждении более 10 лет.Среди учителей — четыре Отличника образования, два педагога, награжденных премией специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, один учитель, награжденный Орденом «Дружбы народов», четыре учителя, имеющих квалификационную категорию «учитель-­методист».
В гимназии функционируют 34 учебных кабинета (18 из них имеют лаборантские), 2 компьютерных класса, учебные мастерские (столярная, слесарная и обслуживающего труда).
В гимназии располагается библиотека, читальный зал, книгохранилище, 3 кабинета социально-­педагогической и психологической службы, кабинет общественных объединений, выделено 18 помещений для размещения управленческого и преподавательского состава, имеется 7 учебно-­вспомогательных помещений, пункт коррекционно-­педагогической помощи.
Занятия по физическому воспитанию проводятся в спортивном зале, в тире, на стадионе, где располагаются футбольное поле, беговые дорожки, волейбольная и две баскетбольные площадки, площадка для игры в гандбол, комплекс гимнастических сооружений для всех возрастных групп.
Медицинское обслуживание осуществляют врач на 0,25 ставки и медицинская сестра на 1,0 ставку. Функционирует медицинский пункт, состоящий из двух кабинетов (амбулаторного приема, процедурно-­прививочный).
В 2012–2014 гг. реализован республиканский экспериментальный проект «Апробация модели формирования социальных компетенций у учащихся учреждений общего среднего образования», в 2014–2016 гг. — инновационный проект «Формирование социальных компетенций учащихся в учреждениях общего среднего образования», в 2015–2018 гг. — педагогический проект «Формирование проектных умений учащихся I ступени общего среднего образования средствами набора ЛЕГО», в 2016–2019 гг. — республиканский инновационный проект «Внедрение модели формирования читательской компетентности учащихся в системе сетевого взаимодействия».
В 2014 г. гимназия была включена в эксперимент по апробации модели оптимизации деятельности учреждений общего среднего образования, с апреля 2015 г. — стала финансово самостоятельной, появилось новое структурное подразделение «Бухгалтерия», включающее 3,5 штатные единицы.
Учреждение образования — участник республиканского проекта «Школа — территория здоровья» (в рамках реализации проекта Российской Федерации и Европейского регионального бюро ВОЗ «Развитие сети школ здоровья в странах Восточной Европы и Центральной Азии» в 2016–2020 гг.).
Гимназия приглашена к участию в STEAM‑проекте «Calliope mini» в Беларуси в 2019/2020 учебном году.
По итогам 2016, 2017, 2018 гг. гимназия становилась победителем районного конкурса «За достижение высоких показателей развития образования в номинации «Лучшая гимназия» с занесением на Доску почета Молодечненского района.
В 2017/2018 учебном году гимназия заняла 1 место в конкурсе на лучший сайт среди учреждений образования Молодечненского района.
В январе 2019 г. гимназия успешно прошла подтверждение государственной аккредитации на соответствие заявленному виду, проведенное Департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь.

Ред.: Сейчас много внимания уделяется профориентации учащихся. Какие мероприятия по профориентации проводятся в вашем учреждении образования?

Т.Г.: В целях профориентационной работы учащиеся посещают призводственные предприятия Молодечненского района: ОАО «ЭНЭФ», Белорусско-­Германское производственное совместное предприятие «Минский Мебельный Центр», ЗАО «Амкодор-­Уникаб», совместную белорусско-­французскую компанию ЗАО «Дилис Косметик», ОАО «Конфа», ОАО «Радошковичский керамический завод», 50-ю смешанную авиационную базу военно-­воздушных сил Республики Беларусь в г. п. Мачулищи Минского района и другие. Профориентационные мероприятия проводят также представители университетов и колледжей, выпускники гимназии.

Ред.: Какими способами привлекаете внебюджетные средства?

Т.Г.: Источники поступления дополнительных средств в учреждение — это доходы от платных образовательных услуг, средства попечительского совета, сбор металлолома и макулатуры, полимерных отходов и стекла, спонсорская помощь, деятельность бизнес-­компании «Перспектива».

Ред.: Чем занимается ваша гимназическая бизнес-­компания?

Т.Г.: Бизнес-­компания «Перспектива» начала свою деятельность в 2013 г. с оказания компьютерных и печатных услуг населению, учащимся и педагогам гимназии. Сейчас ребята делают поздравительные открытки, плетеные изделия из газет, саше с ароматическими травами, сладкие подарочки (букеты из конфет и пр.), карандашницы, шоколадницы, блокноты в мягкой обложке, домики для чайных пакетиков, полотенца и прихватки. Деятельность бизнес-­компании «Перспектива» направлена на развитие предпринимательских навыков подростков, их занятости социально значимым трудом.

Ред.: Слышала, что у вас проходят гимназические родительские собрания. Что это за мероприятия?

Т.Г.: Действительно, один раз в четверть в гимназии проходят гимназические родительские собрания. Психолого-­педагогическое просвещение осуществляется через организацию тематических родительских собраний в форме родительских университетов с привлечением специалистов учреждений здравоохранения, культуры, правоохранительных органов, Молодечненского районного территориального центра социального обслуживания населения и других организаций города, представителей духовенства.

БЛИЦ-ОПРОС
Жизненный девиз? Не могу остановиться на одном, их несколько: «Если ­чего-нибудь сильно захотеть, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание сбылось» (Пауло Коэльо), «Если хочешь иметь то, что никогда не имел, придется делать то, что никогда не делал» (Коко Шанель).
Ваши увлечения? Путешествия по разным странам и городам Беларуси, отдых с друзьями, выращивание декоративных и с/х растений.
Город или деревня? Однозначно город, но живу в частном доме, люблю работать на приусадебном участке.
С каким известным человеком (писателем, артистом, политиком, музыкантом) вам было бы интересно поговорить? Думаю, интересно было бы общение с Александром Лукашенко, Инной Афанасьевой, Всеволодом Янчевским (директор администрации Парка высоких технологий), Биллом Гейтсом, Франсуа Пино (французский предприниматель).
Смотрели ли вы американский мини-сериал «Чернобыль»? Понравился ли он вам? Нет, но обязательно сделаю заметку на будущее. В настоящее время смотрю сериал «Теория лжи». В очереди — сериал «Анатомия Грей», который посоветовала посмотреть дочь-невролог.
Книга, которую нужно прочесть всем? Наполеон Хилл «Думай и богатей!».

Ред.: На вашем сайте я обнаружила виртуальную Книгу рекордов выпускников. Расскажите об этом проекте.

Т.Г.: С 1997 г. каждый выпускной класс пишет о своих рекордах, о тех достижениях, которые ребята считают значимыми на данный момент. Это может быть информация как об уровне IQ класса, так и о количестве певцов на 1 м2 или самом юном ученике-­одиннадцатикласснике.

Более чем за 20 лет у нас накопилось множество значимых, уникальных, смешных, сентиментальных, радостных воспоминаний, которые бережно хранит наша книга. Она стала летописью рекордов, достигнутых учениками гимназии и внесенных в книгу в год их выпуска.

Ред.: Назовите наиболее значимые достижения гимназии за последний год.

Т.Г.: Их очень много. Назову лишь несколько.

Победа в конкурсе «STEM в моей жизни» позволит двум учащимся гимназии в октябре пройти 10-дневное обучение в Международной STEM-Академии в Геттингене (Германия). А двое учащихся в августе отправятся в Международный STEM‑лагерь по робототехнике в Минске.

И, конечно, самым большим достижением гимназии является победа учащегося 11 класса Мамчица Ивана на 53-й Международной Менделеевской олимпиаде по химии (диплом ІІІ степени). Наш выпускник в 2019 г. прошел отбор и вошел в состав команды, которая представит Республику Беларусь в числе 80 стран на 51-й Международной химической олимпиаде, которая пройдет с 21 по 30 июля 2019 г. в Париже. Пожелаем нашей команде удачи!

Ред.: Что приносит вам наибольшее удовольствие в работе?

Т.Г.: Успешность учащихся и выпускников гимназии. Победы и достижения учреждения образования. Сплоченность коллектива гимназистов, педагогов и родителей при решении задач и достижении целей. Новые идеи и инициативы единомышленников. Работа в команде. Признание и уважение коллег, учащихся и общественности.

И подытожить хочется фразой Льва Толстого, прописанной и в нашем Кодексе гимназиста: «Что бы ни случилось, не теряй бодрости!»  

Беседовала Елена Алексане

2030 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Лето-2024: инструкция по организации работы школьного лагеря

По данным БЕЛТА, летом 2023 г. в Беларуси работало 5,9 тыс. оздоровительных лагерей, где отдохнуло около 377 тыс. ребят. В каждом учреждении образования каждое лето функц...
№ 5 (149) 2024 Лисовская Виктория,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2858
3
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок