Эмоциональное злоупотребление

Эмоциональное злоупотребление

Стиль управления зависит от личности управленца. Кто-то предпочитает использовать в работе демократичный стиль управления, кто-то, наоборот, привык держать всех в ежовых рукавицах, как и Черчилль, считая, что «лучший аргумент против демократии — пятиминутная беседа со средним избирателем».

В некоторых трудовых коллективах считается, что психологический «прессинг» подчиненных с целью повысить результат дает свой положительный эффект. Хотя научные данные говорят об обратном: подчиненный начинает делать больше ошибок, и результативность падает.

Какой же стиль управления принесет больший положительный эффект? Будем разбираться!

Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

1442 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Директор шутил исчерпывающе: другим было уже не до шуток…

Эмоциональное злоупотребление — это вербальный способ добиться от подчиненного желаемого (поведения, результатов работы и пр.) через психологическое воздействие.

Эмоциональное злоупотребление всегда проявляется по-разному, индивидуально. Но если собрать все случаи воедино и сделать выводы, получится следующая классификация видов психологического воздействия на персонал:

  • унижение (осуждают, критикуют, высмеивают, дразнят);
  • доминирование (обращаются с подчиненным как с провинившимся учеником, напоминают, что такое поведение неприемлемо, контролируют, слишком часто напоминают об ошибках в работе);
  • обвинение (руководитель обвиняет подчиненного в своих промахах и неудачах);
  • игнорирование (используют бойкот в качестве наказания);
  • созависимость (подчиненный становится «жилеткой» или мальчиком (девочкой) для битья).

Рассуждения работника
Долго не могла найти работу, но, наконец, нашла. Все хорошо, но столкнулась с большой сложностью: мой руководитель часто повышает голос. Я теряюсь, переживаю, боюсь лишний раз что-то сказать, спросить. Я испытываю большой стресс, но и без работы остаться не могу. Почему он кричит?

Причины эмоционального злоупотребления

1. Стиль управления.

Некоторые руководители уверены, что работников можно заставить работать только с помощью крика. Это стиль управления некоторых начальников, и другого отношения к своим подчиненным они просто не представляют. Такую манеру управления они переняли от своих «воспитателей»: родителей, вышестоящих руководителей. Вот и получается замкнутый круг: меня били, на меня кричали, я стал человеком, значит, и я таким же способом сделаю из них людей.

Рассуждения руководителя
Методы психологического, эмоционального воздействия работают, нужно только знать, в отношении каких сотрудников и в каких ситуациях их применять. Что плохо для учителя, то хорошо для сантехника. Иногда и я использую «солдафонские» приемы, могу пристыдить, покричать. Похвала, конечно, лучше, но во время аврала именно «эмоциональный» разговор помогает не сорвать сроки, получить результат. Надо знать болевые точки, на которые можно нажать, чтобы стимулировать работу подчиненного. Я согласен, нельзя нажимать слишком сильно.

2. Темперамент.

В системе образования можно встретить управленцев с холерическим темпераментом, склонных к авторитарному стилю управления. Они, как правило, эмоционально ведут себя в общении с персоналом. Их особенность в том, что при подборе кадров предпочтение отдается преимущественно соискателям-холерикам. Они считают, что если специалисты будут похожи на него, то и результативность будет выше.

Рассуждения работника
Нашего директора так легко «завести»! Стоит только ему возразить, попробовать доказать свою точку зрения, как он тут же срывается и начинает кричать. Впрочем, он так же быстро отходит и через 10 минут может очень мило общаться, как будто ничего не произошло. Я‑то спокойно на это реагирую, а вот наш учитель математики сама холерик. Она начинает орать ему в ответ. Вот когда стекла в кабинете дрожат!

3. Манипуляция через газлайтинг.

Самый страшный вид психологической манипуляции, который ведет к эмоциональному злоупотреблению, — это газлайтинг. Этот термин означает, что в голове у подчиненного сеют сомнения в собственном здравомыслии. Когда руководитель обижает, а подчиненный обижается. Например, руководитель говорит подчиненному, что он слишком чувствительный, впечатлительный, эмоциональный. Если человеку из раза в раз повторять одно и то же, он действительно засомневается в адекватности своего восприятия.

Эмоциональное злоупотребление и ответственность

В уголовном праве Республики Беларусь выделяется физическое и психическое насилие.

К примеру, в ст. 154 УК предусмотрена уголовная ответственность за истязание, т. е. умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев, не повлекшие последствий, предусмотренных ст. 147 (умышленное причинение тяжкого телесного повреждения) и 149 (умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения) УК.

Обратите внимание
Эмоциональное злоупотребление — это вид психологического насилия над работником. Психологическое насилие — это форма насилия, которое может приводить к психологической травме, в т. ч. тревожности, депрессии и посттравматическому стрессовому расстройству.


Психологическое насилие — довольно распространенное явление, которое встречается в том числе и в трудовых отношениях между работниками и нанимателями учреждения общего среднего образования.

Рассуждения руководителя
Считаю, что эмоциональный прессинг — палка о двух концах. Жесткие методы воздействия на персонал — моральное давление, угрозы, денежные штрафы — могут быть эффективными только при разовом применении. Например, если сотрудник совершил серьезную ошибку и не осознает всей ее значимости, резкая мера может призвать к ответственности, отрезвить и указать на то, чего человек не замечает. Постоянное же применение жестких мер обернется нагнетением атмосферы в коллективе и загонит сотрудников в стресс. Природа человека такова, что он приспосабливается к любой среде обитания. И к постоянным крикам, угрозам персонал тоже адаптируется. Тогда эмоциональное воздействие уже мало влияет на эффективность работы.

Эксперимент

Недавно ученые из Школы менеджмента Роттердамского университета провели любопытный эксперимент. Исследователи пытались выяснить, можно ли с помощью премий и эмоционального прессинга добиться сверхрезультатов от сотрудников.

Ученые попросили испытуемых (работников) выполнять задания. Для этого участников эксперимента погружали в условия, близкие к рабочей реальности. Первый раз они выполняли упражнения в обычной среде. Второй раз во время решения тех же задач на них оказывали социальное давление: говорили (кричали), что их результаты будут сравнивать с результатами коллег, а потом опубликуют сравнительный рейтинг, показывающий, какое место они заняли. В третий раз им пообещали материальное вознаграждение за каждое микрозадание, если они решат задачи быстрее и точнее других. При этом работникам измеряли мозговую активность с помощью магнитно-резонансной томографии. Проведя анализ томограмм и оценив точность и скорость выполнения задач, исследователи выяснили, что, хотя финансовое вознаграждение и эмоциональный прессинг заставляли людей увеличивать старания, это не улучшало их показатели в работе, требующей концентрации внимания.

Поэтому исследователи сделали вывод, что руководители зачастую впустую тратят свои силы и нервы.

Профилактика эмоционального злоупотребления

На руководителе лежит большая ответственность за работу персонала, сроки «горят», на работе множество стрессовых ситуаций. Что инстинктивно хочет сделать руководитель? Сорваться на подчиненных: накричать, жестко осадить.

Своими действиями разгневанный руководитель наносит вред нервной системе подчиненного. Когда на подчиненного кричат, то его психические ресурсы истощаются, появляется желание отомстить. Он чувствует себя преданным, демотивируется.

При эмоционально устойчивом руководителе и здоровом психологическом климате в коллективе сотрудник вкладывает 100 % своих профессиональных ресурсов и энергии в работу.

Если же сотруднику пришлось терпеть безосновательные нападки и эмоциональные злоупотребления руководителя, то 50 % ресурсов заберет необходимость терпеть, а на работу останется только 50 %. Сотрудник станет менее продуктивным, а у руководителя появятся новые проблемы в управлении персоналом. Чтобы избавиться от привычки эмоционально злоупотреблять, руководителю следует научиться «выпускать пар». Для этого подойдут следующие способы.

Способы психологической разгрузки на рабочем месте

Фотодинамический способ. Заключается в рассматривании позитивных фотографий. Руководитель делает подборку самых счастливых моментов своей жизни и при первых признаках плохого настроения просматривает их и вспоминает приятные моменты, проведенные вместе с семьей или близкими людьми. Также хорошее настроение можно восстановить, просматривая фотографии природы.

Физическая разгрузка. Регулярное занятие физкультурой помогает избегать плохого настроения и стрессовых ситуаций и является отличным профилактическим средством. Не зря говорят: в здоровом теле — здоровый дух. Руководитель самостоятельно выбирает упражнения, которые сможет выполнить в рабочем кабинете. В пик эмоций достаточно совершить, например, 10 приседаний или отжиманий.

Музыка. Это тренажер для наших нервов. Особенной силой обладает классическая музыка, произведения Баха, Бетховена, Чайковского являются антидепрессантами. Не будем забывать, что на вкус и цвет товарищей нет. Каждый выбирает музыкальные композиции индивидуально.

Письмо. Метод психологической разгрузки, который состоит в отправке электронного письма на e-mail ploxo-mne@yandex.ru с содержанием мыслей, которые тревожат в данный момент. Письмо может содержать любые высказывания, слова, все, что угодно. С отправкой письма забывается все плохое. Содержание письма, отправленного вами, изучаться не будет. Письма стираются в течение 1–2 суток. Их количество не ограниченно.

Как вариант, можно написать письмо на бумажном носителе, а потом его уничтожить.

Комфорт. Для контроля эмоций на рабочем месте помогут стены. В кабинете необходимо создать условия, которые не будут раздражать управленца: наполнить помещение комнатными растениями, установить аквариум, фотографии, которые будут вызывать улыбку.

Обобщая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что последствия эмоционального злоупотребления в первую очередь сказываются на здоровье и психическом состоянии работников. В зависимости от жесткости, периодичности и длительности такого воздействия и от того, насколько работник психологически к нему устойчив, подчиненные могут страдать от целого ряда расстройств психологического и физического характера: от случающихся время от времени проблем со сном до нервных срывов, от раздражительности до депрессии, от трудностей с концентрацией внимания до панических состояний или даже инфарктов. Руководитель может получить от эмоционального злоупотребления только одно: частые и длительные уходы подчиненных на больничный.

Руководитель должен понимать, что такое злоупотребление серьезно сказывается на взаимоотношениях людей в коллективе. Страдают отношения, падает уровень производительности труда. И самое неприятное, когда подчиненный «распаляется», чувствуя гнев, обиду, и испытывает потребность отомстить руководителю.  

Скачать тест на определение эмоционального состояния.

1442 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор должен смотреть только вперед, тыл ему обеспечит команда»: интервью с директором ГУО «Боровлянская средняя школа № 3» Анной Петровной КОРОЛЕВИЧ

Директор школы — это ответственная и серьезная должность, с которой может справиться только образованный и тактичный руководитель. Хотим представить вам именно такого рук...
№ 4 (148) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 241
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок