Имеет два высших образования:• УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», специальность «математик» (1993);• УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», специальность «учитель-дефектолог, учитель вспомогательной школы, логопед» (окончила в 2003 г. с отличием).
Имеет высшую квалификационную категорию учителя-дефектолога.
Участник совещаний педагогического актива Республики Беларусь с Президентом.
Член Совета общественного объединения «Белорусское педагогическое общество».
С 2017 г. — заместитель председателя, с октября 2022 г. — председатель Совета руководителей учреждений специального образования Республики Беларусь.
Награждена:
• грамотой управления образования Гомельского областного исполнительного комитета (2002);
• грамотой Министерства образования Республики Беларусь (2012);
• Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь (2015);
• нагрудным знаком Министерства образования Республики Беларусь «Отличник образования» (2019).
Участница республиканского конкурса «Женщина года — 2012», проводимого ОО «Белорусский союз женщин», по результатам которого награждена дипломом в номинации «За достижения в воспитании детей».
Замужем, имеет двоих детей.
Редакция: Татьяна Михайловна, расскажите, как вы пришли в центр для особенных детей и как долго вы здесь работаете?
Татьяна Михайловна: Мой стаж работы в ГУО «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» более 28 лет.
После окончания в 1993 г. УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины» была принята в центр на должность инженера-программиста.
В это время начинаются реформы и становление новой системы специального образования Республики Беларусь. Расширяется сеть структур интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного и общего среднего образования. Создаются центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации — координаторы системы специального образования в регионах.
Начиная работать, я, как и большинство людей, не представляла и не знала, что есть такая категория детей, как особенные дети. И с каждым годом все больше проникалась этой проблемой, видела те преобразования, которые происходят в Республике Беларусь в отношении таких детей.
Все это и определило направление дальнейшей профессиональной деятельности. С этой целью поступила в УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», продолжая работать в центре учителем-дефектологом, методистом.
В 2002 г. назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
С 2003 г. и по настоящее время возглавляю данное учреждение.
За период моего руководства центр переехал в новое здание с полной его реконструкцией под потребности детей с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР).
БЛИЦ-ОПРОС
Ред.: Сколько детей обучается в центре и как для них организован образовательный процесс?
Т. М.: В учреждении получают помощь более 120 детей с ОПФР. В 4 дошкольных группах и 4 классах обучаются 53 ребенка с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии. Подвоз детей проходит на специально оборудованном транспорте.
Образовательный процесс организован в режиме 5‑дневной учебной недели. Время пребывания обучающихся в учреждении определено с учетом запросов их законных представителей и составляет 10,5 ч. Содержание образовательного процесса основано на формировании у обучающихся функциональных компетенций, альтернативных средств коммуникации и социально приемлемого поведения. Коррекционная направленность обучения реализуется за счет максимально индивидуального подхода.
Образовательный процесс в учреждении строится на основе анализа управленческой и педагогической деятельности, мониторинга качества организации учебного, воспитательного, коррекционного и реабилитационного процессов, перспективного планирования.
Исходя из специфики нарушений у обучающихся (расстройства аутистического спектра, нарушения функций опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные нарушения и др.), в центре предъявляются более высокие требования не только к созданию доступной образовательной среды, но и к личностным качествам каждого члена команды.
Для детей организованы объединения по интересам, которые проводятся педагогами учреждений дополнительного образования.
За последние 5 лет 10 выпускников учреждения перешли в территориальные центры социального обслуживания населения.
Ред.: Какие проекты реализуются в вашем учреждении?
Т. М.: Ежегодно центр становится площадкой Министерства образования для реализации инновационных и экспериментальных проектов (всего на базе учреждения осуществлено 6 проектов).
Центр также является координатором системы специального образования области и одной из приоритетных своих задач видит постоянное повышение качества профессиональных компетенций специалистов, работающих с детьми с ОПФР, детьми-инвалидами.
Осознавая важность и актуальность инклюзивных процессов в обществе, коллектив центра ведет активную работу по распространению идей инклюзивного образования в регионе и за его пределами.
Кроме реализации научно-практических и методических мероприятий по данному вопросу учреждение инициирует и проводит ряд инклюзивных социокультурных мероприятий с участием детей с тяжелыми нарушениями развития, детей-инвалидов и их нормотипичных сверстников на различных значимых площадках Гомельской области.
Визитной карточкой деятельности учреждения в данном направлении стало ежегодное проведение областного фестиваля художественного творчества «Шаг за шагом к радости».
О качестве работы учреждения говорят его достижения:
- 2013 г. — диплом за лучшую работу в номинации «Технологии образования в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» V республиканского конкурса «Современные технологии специального образования»;
- 2014 г. — III место в номинации «Лучший центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» I республиканского конкурса «Лучшее учреждение специального образования»;
- 2019 г. — грамота Министерства образования в номинации «Лучшее учреждение специального образования» по итогам работы системы образования Республики Беларусь за 2018 г.;
- 2019 г. — диплом за лучшую работу в номинации «Инклюзивный подход в образовании для лиц с особенностями психофизического развития» VII республиканского конкурса «Современные технологии специального образования» (совместно с УО «Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи»).
Ред.: Расскажите о вашем коллективе, о сотрудниках центра.
Т. М.: Все наши достижения стали возможны благодаря замечательному коллективу центра, его неравнодушным сотрудникам, которые любят особенных детей и хотят, чтобы они выросли максимально счастливыми и самостоятельными.
У нас работают интересные, талантливые, увлеченные и самоотверженные люди, обладающие богатым личностным и профессиональным потенциалом. Это подтверждается тем, что 61 % из них трудятся в центре более 10 лет, а 48 % — свыше 15 лет.
Штатное расписание учреждения включает 70 ставок, на которых работают 63 сотрудника.
Образовательный процесс, в т. ч. индивидуальную коррекционно-педагогическую работу, обеспечивают 32 педагога.
Ред.: Большой опыт и стаж работы руководителем придает уверенности в правильности принимаемых решений?
Т. М.: Нет, не всегда. Несмотря на то, что за плечами практически 20 лет работы в должности директора учреждения специального образования, все так же сомневаешься, обдумываешь каждый свой управленческий шаг, не позволяешь себе принимать сиюминутные решения. Зато с опытом все больше учишься ценить коллектив и результаты его труда, радоваться пусть маленьким для нас, но значимым для особого ребенка успехам.
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
ГУО «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
Основным направлением деятельности учреждения является не только организация обучения детей, но и создание комплексной системы социально-педагогической, психологической, медицинской реабилитации обучающихся с целью успешной их интеграции в общество.
Для реализации указанных направлений в центре при поддержке главного управления образования Гомельского облисполкома созданы все необходимые условия:
• безбарьерная среда для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (расширенные дверные проемы, поручни по путям передвижения и в санузлах, платформа подъемная, два подъемника лестничных гусеничных, пандусы на двух центральных входах, вертикализаторы для лежачих детей с оборудованным столиком для занятий и др.);
• адаптивное пространство для детей с аутистическими нарушениями (структурирование учебных, спальных, игровых помещений, визуализация времени и действий каждого обучающегося, таймеры, визуальная система поощрения и т. д.);
• коррекционно-развивающая среда для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями (сенсорные уголки, сенсорная комната и т. д.);
• специальные учебные помещения (кабинеты ранней комплексной помощи, музыкальный зал, кабинет социально-бытовой адаптации, трудовая мастерская, зал адаптивной физкультуры, кабинеты индивидуальной коррекционной работы);
• медицинский блок (зал физической реабилитации, кабинеты физио-, электро-, водо- и теплолечения, массажный и процедурный кабинеты);
• диагностический кабинет, состоящий из двух помещений и оборудованный зеркалом Гезелла с необходимым набором стандартизированного диагностического инструментария;
• этнографический музей.
В учреждении создан методический кабинет, укомплектованный актуальными учебно-методическими комплексами, научно-методическими пособиями отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовой документацией на бумажных и электронных носителях, обобщенным методическим опытом специалистов области по работе с детьми с ОПФР.
Современный конференц-зал оснащен компьютерной и оргтехникой, позволяющей проводить методические мероприятия различного уровня и формата на высоком техническом уровне.
С 2014 г. и по настоящее время центр является филиалом кафедры социальной и педагогической психологии УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины».
Ред.: Опираясь на ваш опыт, какое напутствие вы можете дать начинающим руководителям учреждений образования?
Т. М.: На мой взгляд, молодому директору, расставляя акценты в своей профессиональной деятельности, приоритетным следует определить направление по созданию профессиональной команды сотрудников-единомышленников.
Именно сотрудников — не только педагогов, но и всех членов коллектива, от администрации до технического персонала. Коллектив — основной двигатель развития учреждения.
Кроме того, вступая в должность директора, в т. ч. учреждения специального образования, нужно помнить о необходимости постоянного повышения своей квалификации.
В последнее время кардинально изменились требования к современному директору учреждения образования. Теперь это менеджер, обладающий набором профессиональных качеств. А для формирования этих качеств необходима специальная управленческая подготовка.