Антикоррупционная комиссия как инструмент для противодействия
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Антикоррупционная комиссия как инструмент для противодействия

Законодательством предусмотрен специальный профилактический инструмент, с помощью которого аккумулируется и проводится работа по противодействию коррупции в организациях, — комиссия по противодействию коррупции.

Рассмотрим, какими НПА регламентируется антикоррупционная работа в учреждениях образования, поговорим о специфике деятельности комиссии и о том, каким образом формируется ее состав.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

1053 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правовое регулирование

Антикоррупционная работа в учреждении общего среднего образования (далее — УО) осуществляется на основании следующих НПА:

  • Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон);
  • Типового положения о комиссии по противодействию коррупции (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 (далее — Типовое положение));
  • Методических рекомендаций по организации антикоррупционной работы в государственных органах и организациях (письмо Генеральной прокуратуры Республики Беларусь от 30.09.2019 № 1100‑15д‑1660);
  • Комплексного плана по борьбе с преступностью и коррупцией на 2023‒2025 годы (утв. решением республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией от 23.12.2022 № 23);
  • иных актов законодательства;
  • локальных правовых актов УО.

Обязанности руководителей по борьбе с коррупцией

Руководители госорганов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны:

  • принимать установленные законодательством меры, направленные на борьбу с коррупцией;
  • привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных Законом, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами;
  • информировать госорганы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение 10 дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений (ч. 1 ст. 43 Закона).

К руководителям УО, не выполнившим или не в полной мере выполнившим требования законодательства о борьбе с коррупцией, а также не представившим информацию, запрошенную государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, применяются меры ответственности в соответствии с законодательными актами.

Специфика деятельности комиссии в УО

В обязательном порядке комиссия по противодействию коррупции (далее — комиссия) создается:

  • в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству;
  • областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах;
  • управляющих компаниях холдингов, являющихся государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов.

В инициативном (добровольном) порядке комиссия создается в иных организациях независимо от формы собственности.

В УО комиссия создается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя в количестве не менее пяти членов.

Председателем комиссии, как правило, является сам руководитель УО, а в случае вакансии этой должности или нахождения руководителя в командировке, отпуске или на больничном это, как правило, лицо, исполняющее его обязанности (ч. 1 п. 2 Типового положения).

Состав комиссии формируется из числа работников УО, в т. ч. курирующих (осуществляющих) финансово-­хозяйственную и производственную деятельность, бухгалтерский учет, распоряжение бюджетными денежными средствами, сохранность собственности и эффективное использование имущества, кадровую и юридическую работу, а по решению руководителя — также из числа граждан и представителей юридических лиц (ч. 2 п. 2 Типового положения).

Основные задачи комиссии:

  • аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками УО;
  • обобщение и анализ поступающей, в т. ч. из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками УО, иными организациями системы образования;
  • своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации;
  • разработка и организация мероприятий по противодействию коррупции в УО, анализ эффективности принимаемых мер;
  • иные задачи в соответствии с Типовым положением и локальными актами УО.

План работы комиссии

Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы, утверждаемыми в установленном порядке.

План работы комиссии разрабатывается на основании плана мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений в УО на календарный год, утверждаемого приказом (распоряжением) руководителя УО, и включает в себя:

  • организационные мероприятия;
  • кадровые мероприятия;
  • мероприятия по обеспечению соблюдения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, законодательства об осуществлении административных процедур;
  • мероприятия по соблюдения законодательства по вопросам финансово-­хозяйственной деятельности;
  • мероприятия по соблюдению законодательства при осуществлении УО образовательной деятельности, включая проведение оценки качества образования;
  • иные мероприятия.

Справочно: план работы комиссии на календарный год с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов должен быть размещен на сайте государственного органа (организации) не позднее 15 дней со дня его утверждения.
Информация о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии размещается на сайте не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания.

С учетом того, что система мер по борьбе с коррупцией в УО включает в себя правовые, организационные, кадровые, финансовые и другие мероприятия, направленные в т. ч. на устранение предпосылок для ее существования, план работы комиссии должен носить комплексный характер.

При этом следует иметь в виду, что данная система мер должна иметь профилактический характер, выражающийся в совершенствовании прежде всего системы контроля и управления в различных сферах деятельности УО.

Это важно
Эффективность и результативность работы комиссии напрямую зависит от планирования деятельности УО по профилактике коррупционных правонарушений и непосредственно работы самой комиссии.

Также вы можете ознакомиться с примерами формулировок некоторых мероприятий, которые рекомендуется включить в план работы комиссии.



По требованию прокуратуры в бюджет возвращены средства, полученные в нарушение антикоррупционных норм

Прокуратура Заводского района г. Минска выявила факт совершения коррупционного правонарушения должностным лицом государственного учреждения и потребовала вернуть незаконно полученные денежные средства.

В ходе проверки установлено, что заместитель директора территориального центра социального обслуживания населения использовала свои служебные полномочия в целях получения денежных средств. В частности, она, не вынося на обсуждение комиссии по премированию соответствующий вопрос, приняла решение о начислении себе стимулирующей выплаты в размере 3,25 тыс. руб. и внесла данную сумму в приказ.

Справочно: согласно абз. 12 ч. 1 ст. 37 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества является коррупционным правонарушением.

По требованию прокуратуры Заводского района г. Минска незаконно полученные средства должностное лицо в добровольном порядке перечислило в бюджет.

Источник: сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

1053 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Какое оптимальное количество садов, школ, колледжей и университетов должно быть в населенных пунктах Беларуси?

Постановлением Министерства образования от 7 октября 2024 г. № 119 установлен порядок определения оптимального количества бюджетных организаций, оказывающих услуги в сфер...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 147
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок