Правовое регулирование
Антикоррупционная работа в учреждении общего среднего образования (далее — УО) осуществляется на основании следующих НПА:
- Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон);
- Типового положения о комиссии по противодействию коррупции (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 (далее — Типовое положение));
- Методических рекомендаций по организации антикоррупционной работы в государственных органах и организациях (письмо Генеральной прокуратуры Республики Беларусь от 30.09.2019 № 1100‑15д‑1660);
- Комплексного плана по борьбе с преступностью и коррупцией на 2023‒2025 годы (утв. решением республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией от 23.12.2022 № 23);
- иных актов законодательства;
- локальных правовых актов УО.
Обязанности руководителей по борьбе с коррупцией
Руководители госорганов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны:
- принимать установленные законодательством меры, направленные на борьбу с коррупцией;
- привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных Законом, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами;
- информировать госорганы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение 10 дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений (ч. 1 ст. 43 Закона).
К руководителям УО, не выполнившим или не в полной мере выполнившим требования законодательства о борьбе с коррупцией, а также не представившим информацию, запрошенную государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, применяются меры ответственности в соответствии с законодательными актами.
Специфика деятельности комиссии в УО
В обязательном порядке комиссия по противодействию коррупции (далее — комиссия) создается:
- в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству;
- областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах;
- управляющих компаниях холдингов, являющихся государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов.
В инициативном (добровольном) порядке комиссия создается в иных организациях независимо от формы собственности.
В УО комиссия создается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя в количестве не менее пяти членов.
Председателем комиссии, как правило, является сам руководитель УО, а в случае вакансии этой должности или нахождения руководителя в командировке, отпуске или на больничном это, как правило, лицо, исполняющее его обязанности (ч. 1 п. 2 Типового положения).
Состав комиссии формируется из числа работников УО, в т. ч. курирующих (осуществляющих) финансово-хозяйственную и производственную деятельность, бухгалтерский учет, распоряжение бюджетными денежными средствами, сохранность собственности и эффективное использование имущества, кадровую и юридическую работу, а по решению руководителя — также из числа граждан и представителей юридических лиц (ч. 2 п. 2 Типового положения).
Основные задачи комиссии:
- аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками УО;
- обобщение и анализ поступающей, в т. ч. из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками УО, иными организациями системы образования;
- своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации;
- разработка и организация мероприятий по противодействию коррупции в УО, анализ эффективности принимаемых мер;
- иные задачи в соответствии с Типовым положением и локальными актами УО.
План работы комиссии
Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы, утверждаемыми в установленном порядке.
План работы комиссии разрабатывается на основании плана мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений в УО на календарный год, утверждаемого приказом (распоряжением) руководителя УО, и включает в себя:
- организационные мероприятия;
- кадровые мероприятия;
- мероприятия по обеспечению соблюдения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, законодательства об осуществлении административных процедур;
- мероприятия по соблюдения законодательства по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
- мероприятия по соблюдению законодательства при осуществлении УО образовательной деятельности, включая проведение оценки качества образования;
- иные мероприятия.
Справочно: план работы комиссии на календарный год с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов должен быть размещен на сайте государственного органа (организации) не позднее 15 дней со дня его утверждения.
Информация о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии размещается на сайте не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания.
С учетом того, что система мер по борьбе с коррупцией в УО включает в себя правовые, организационные, кадровые, финансовые и другие мероприятия, направленные в т. ч. на устранение предпосылок для ее существования, план работы комиссии должен носить комплексный характер.
При этом следует иметь в виду, что данная система мер должна иметь профилактический характер, выражающийся в совершенствовании прежде всего системы контроля и управления в различных сферах деятельности УО.
Это важно
Эффективность и результативность работы комиссии напрямую зависит от планирования деятельности УО по профилактике коррупционных правонарушений и непосредственно работы самой комиссии.
Также вы можете ознакомиться с примерами формулировок некоторых мероприятий, которые рекомендуется включить в план работы комиссии.
По требованию прокуратуры в бюджет возвращены средства, полученные в нарушение антикоррупционных норм
Прокуратура Заводского района г. Минска выявила факт совершения коррупционного правонарушения должностным лицом государственного учреждения и потребовала вернуть незаконно полученные денежные средства.
В ходе проверки установлено, что заместитель директора территориального центра социального обслуживания населения использовала свои служебные полномочия в целях получения денежных средств. В частности, она, не вынося на обсуждение комиссии по премированию соответствующий вопрос, приняла решение о начислении себе стимулирующей выплаты в размере 3,25 тыс. руб. и внесла данную сумму в приказ.
Справочно: согласно абз. 12 ч. 1 ст. 37 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества является коррупционным правонарушением.
По требованию прокуратуры Заводского района г. Минска незаконно полученные средства должностное лицо в добровольном порядке перечислило в бюджет.
Источник: сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь