Профилактика коррупционных преступлений и правонарушений

Профилактика коррупционных преступлений и правонарушений

Одной из задач учреждений образования является ограничение влияния личной заинтересованности работников на реализацию ими служебных (трудовых) функций и принимаемые решения.

В материале — о том, кто относится к государственным должностным лицам, когда принятие подарков является нарушением законодательства о борьбе с коррупцией и какая ответственность за него предусмотрена.

Волынец Алексей

прокурор отдела по борьбе с коррупцией и организованной преступностью прокуратуры г. Минска

1187 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Профилактика коррупционных преступлений и правонарушений включает в себя регламентирование получения должностными лицами имущества.

Это важно
К государственным должностным лицам (далее — ГДЛ) относятся в т. ч. лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-­распорядительных или административно-­хозяйственных обязанностей в государственных организациях (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон № 305-З)).

Статьей 17 Закона № 305-З установлено, что ГДЛ и приравненные к ним лица, их близкие родственники или свой­ственники не вправе принимать в связи с исполнением ими служебных (трудовых) обязанностей имущество или получать другую выгоду в виде работы, услуги для себя или третьих лиц.

Справочно:лица, приравненные к ГДЛ, — лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосу­дарственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-­рас­по­ря­ди­тельных или административно-­хозяйст­венных обязанностей, лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия (ст. 1 Закона № 305-З);
свой­ственники — родители, дети, в т. ч. усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры супруга (супруги);
организационно-­распорядительные обязанности — полномочия по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений, расстановке и подбору кад­ров, организации службы (труда) работников, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий;
административно-­хозяйственные обязанности — полномочия по управлению и распоряжению имуществом, организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.

Директор, заместитель директора учреждения образования в соответствии с должностными обязанностями реализуют орга­низационно-­распорядительные обязанности и являются:

  • в государственных учреждениях образования — ГДЛ;
  • в частных учреждениях образования — лицами, приравненными к ГДЛ.

Это важно
В силу специфики выполняемой работы некоторые педагогические работники являются ГДЛ или приравненными к ним лицами.

Основными обязанностями преподавателя, учителя являются обязанности по обучению, воспитанию, образованию и развитию обучающихся с применением специальных педагогических средств и методов, включающих подготовку и проведение учебных занятий; воспитание нравственно-­моральных качеств, оценка знаний обучающихся и др.

Такие обязанности понимаются как профессиональные в области педагогической деятельности, не относятся к организационно-­распорядительным или административно-­хозяйственным обязанностям, их выполнение не сопряжено с совершением юридически значимых действий.

Поэтому при выполнении профессиональных обязанностей в области педагогической деятельности преподаватель, доцент, профессор, учитель не являются ни ГДЛ, ни приравненными к ним лицами, т. е. не имеют статуса должностного лица.

Это важно
Учитель приобретает статус лица, приравненного к ГДЛ, когда наряду с выполнением профессиональных обязанностей в области педагогической деятельности в силу занимаемой должности или по специальному полномочию совершает юридически значимые действия, например принимает участие в работе приемной или государственной экзаменационной комиссии.

Не является нарушением законодательства о борьбе с коррупцией, в частности, ст. 17 Закона № 305-З:

  • принятие подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, стоимость каждого из которых не превышает 20‑кратного размера базовой величины на дату получения такого подарка, цветов;

Справочно: подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия, — имущество, полученное ГДЛ или приравненным к нему лицом при проведении протокольного и иного официального мероприятия от физических или юридических лиц, в т. ч. через иное лицо;
протокольное и иное официальное мероприятие — мероприятие, проведение которого предусмотрено законодательством, процедурами, правилами, регламентами, решениями государственных органов и иных организаций, участие в котором связано с исполнением служебных (трудовых) обязанностей ГДЛ или приравненным к нему лицом в рамках служебной (трудовой) деятельности либо обусловлено в соответствии с законодательством выполнением ГДЛ или приравненным к нему лицом устных или письменных указаний руководителя государственного органа, иной организации, в котором (которой) проходит службу (работает) ГДЛ или приравненное к нему лицо (ст. 1 Закона № 305-З).

  • получение имущества в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, если лицо, его получившее, уведомило в установленном законодательством порядке государственный орган, иную организацию, в котором (которой) оно проходит службу (работает), о получении такого имущества и безвозмездно сдало его.

Порядок сдачи, учета, хранения, определения стоимости и реализации имущества, в т. ч. подарка, предоставленного ГДЛ или приравненному к нему лицу, его супругу (супруге), близким родственникам или свой­ственникам, установлен Положением о порядке сдачи, учета, хранения, определения стоимости и реализации имущества, в том числе подарка, предоставленного государственному должностному или приравненному к нему лицу, его супругу (супруге), близким родственникам или свой­ственникам (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.05.2023 № 289).

Следует обратить внимание, что согласно ст. 430 УК получением взятки является принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.

Таким образом, если ГДЛ или приравненное к нему лицо получает имущество, подарки в связи с решением вопроса, входящего в его компетенцию (например, принятие директором учреждения образования имущества, подарка за благоприятное решение вопроса о зачислении в учреждение образования ученика), то действия такого должностного лица будут квалифицированы как получение взятки независимо от стоимости полученного имущества (подарка).

1187 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Развитие вне деятельности невозможно»: интервью с директором учреждения образования «Гомельский государственный педагогический колледж имени Л. С. Выготского» Ириной Романовной КАЗИМИРОВОЙ

Представляем вам интервью с директором одного из старейших в Республике Беларусь учреждений образования педагогического профиля — Гомельского государственного педагогичес...
№ 1 (145) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 370
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок