5 честных причин, почему молодые специалисты уходят. Как удержать?

5 честных причин, почему молодые специалисты уходят. Как удержать?

Ни для кого не секрет, что в педагогике существует проблема закрепления молодых специалистов. По данным БЕЛТА, ежегодно в отрасль прибывает 6,5 тыс. молодых специалистов, из них около 1,3 тыс. покидают педагогику после отработки.

Как удержать молодого специалиста в школе? Вопрос, над которым задумывался каждый руководитель. А решение может быть очень простым, о нем и пойдет речь в материале.

Плеханова Елена

выпускающий редактор журнала «Директор школы, гимназии, лицея»

2344 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Средний возраст педагога в некоторых регионах составляет 45 лет. Естественно, возникает вопрос: что делать, чтобы не произошло умирание отрасли? Для ответа на этот вопрос нужно разобраться в причинах оттока молодых специалистов из педагогики.

"Во многих странах наблюдается непропорциональное соотношение молодых учителей и преподавателей старшего возраста. Сегодня необходимо работать над омоложением педагогических кадров".
Министр образования Александр Иванец («Беларусь сегодня»)

Пять причин ухода молодых специалистов из школы

1. Низкая заработная плата

Давайте разберемся, на какую заработную плату может рассчитывать молодой специалист в учреждении образования.


Пример

Рассчитаем заработную плату для 7‑го тарифного разряда (учитель без квалификационной категории).
Коэффициент тарифной сетки, соответствующий установленному тарифному разряду, — 1,47, базовая ставка на 11 сентября 2023 г. — 235 руб.
Оклад составит:
235 × 1,47 = 345,45 руб.
Надбавка за специфику работы в сфере образования — 30 % от оклада, т. е. 103,63 руб.
Надбавка молодому специалисту — 30 % от оклада, т. е. 103,63 руб.
Итого: 552,71 руб. — заработная плата молодого специалиста
(постановление Министерства образования Рес­публики Беларусь от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования»).


Как повысить заработную плату?

1. Увеличить недельную педагогическую нагрузку.

Норма часов педагогической нагрузки на одну ставку в неделю — 20 ч, при этом сокращенная продолжительность рабочего времени педагога не должна превышать 36 ч в неделю (1,8 ставки) (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников»).

345,45 (оклад) × 1,8 (36 ч в неделю) = 621,81 руб.
621,81 + 207,26 (надбавки за специфику работы в сфере образования и молодому специалисту) = 829,07 руб.

2. Установить надбавку за классное руководство, которая составляет 100 % базовой ставки, т. е. 235 руб.

552,71 (заработная плата) + 235 = 787,71 руб.

3. Установить надбавку за характер труда, размер которой — до 60 % от базовой ставки по каждому основанию, т. е. 141 руб.

Надбавка за характер труда устанавливается:

  • за работу по обеспечению защиты прав и законных интересов детей из неблагополучных семей, детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работу с родителями;
  • за работу по организации питания обучающихся, оздоровления обучающихся, в т. ч. в каникулярный период;
  • за сопровождение обучающихся в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования при организации их подвоза;
  • за участие в деятельности учебно-­методи­ческих объединений, обновлении, разработке структурных элементов научно-­мето­ди­ческого обеспечения образования;
  • за работу с одаренными и талантливыми обучающимися (подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах и других образовательных мероприятиях и творческих конкурсах, организация, проведение указанных мероприятий);
  • за организацию участия обучающихся в региональных, республиканских, общественно значимых мероприятиях и сопровождение их в период проведения таких мероприятий;
  • за участие в экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, проводимой в соответствии со ст. 97 Кодекса об образовании, в т. ч. руководство и консультирование экспериментальных и инновационных проектов;
  • за работу в классах (группах) с изучением учебных предметов на повышенном уровне в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.

Таким образом, существуют варианты увеличения заработной платы молодого педагога, и руководителю следует ознакомить с ними работника. А воспользоваться ими или нет, зависит от самого педагога и его желания проявить активность и заработать.

2. Страх перед учащимися

Учащиеся постоянно проверяют молодого педагога на прочность, знание предмета, стрессоустойчивость.

Чтобы помочь молодому специалисту почувствовать себя уверенным и побороть страх, можно ему порекомендовать:

1) заработать авторитет;


От редакции

Как это можно сделать, в доступной форме расскажет молодой специалист, оставшийся в профессии несмотря ни на что, на нашем онлайн-семинаре «Работаем с молодыми специалистами: как не допустить ошибок».


2) использовать методику «активная оценка»;

3) не забывать, что юмор помогает выстроить с учащимися доверительные отношения;

4) быть требовательным по отношению к себе и учащимся (четко определить критерии и неукоснительно следовать им самому);

5) обращаться за помощью, если совсем не справляешься с ситуацией (присутствие администрации на уроках в тех классах, в которых сложно отрегулировать дисциплину).

3. Отсутствие поддержки молодого специалиста со стороны администрации

Очень часто администрация предъявляет требования к молодому специалисту как к опытному учителю, не прощает ошибок, критикует чаще, чем хвалит, и тем самым формирует у начинающего педагога страх что-то сделать не так, не успеть к сроку. Как результат, у молодого специалиста пропадает желание идти на работу.

Рекомендации:

  • оказывать молодому специалисту методическую помощь;
  • замечать и отмечать победы;
  • не акцентировать внимание на ошибках.

Кроме того, мы рекомендуем руководителю изучить литературу по управлению коллективом.

В нашем журнале мы не раз обращались к теме искусства управления. Наиболее актуальное по теме — в подборке.

4. Отсутствие системы адаптации в коллективе

Люди, с которыми мы проводим треть своей жизни, очень важны для нашего мироощущения и душевного состояния на работе. Молодому специалисту необходимо помочь вой­ти в новый коллектив, чтобы он не стал изгоем, помочь проявить свои коммуникативные способности.

В УОСО распространенной практикой является система наставничества, когда за молодым педагогом закрепляют более опытного с целью поддержки и передачи опыта.

Чтобы наставничество не стало формальностью и нелюбимой дополнительной нагрузкой педагога, администрации учреждения следует продумать формы и объем материального стимулирования педагога-­наставника.

Молодому специалисту в свою очередь следует присоединиться к традициям коллектива, не пропускать общие мероприятия, не стесняться обращаться за помощью к более опытным коллегам и руководству.


От редакции

Об опыте учреждения образования по созданию системы адаптации для молодых специалистов читайте в статье Т. Кузьмич «Как помочь адаптироваться молодому специалисту».


5. Неуверенность в правильности выбора профессии

Пятая причина, увы, находится внутри самого специалиста. Но сдаваться рано! Наличие неуверенности может являться результатом нерешенности предыдущих четырех причин ухода.

Соответственно, придать молодому специалисту уверенности в своем выборе поможет устранение первых четырех причин, а также:

5 полезных книг в помощь молодому учителю
1. Дуг Лемов «Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей».
2. Джуди Дирксен «Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным».
3. Нина Джексон «Классный учитель. Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии».
4. Адель Фабер, Эйлен Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились».
5. Владимир Лизинский «Новый учитель для хорошей школы».

  • беседы с психологом;
  • аутотренинги для педагогов (например, релаксационные тренинги);
  • коллективная рефлексия с педагогом-­настав­ником, администрацией, которая поможет сознательно обратить внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценить принятые решения и перспективы (рекомендации по проведению).

Кроме того, руководителю следует рассказать молодому специалисту о привилегиях статуса «молодой специалист», чтобы акцентировать внимание на преференциях, предоставляемых государством (многие ответы на юридические вопросы по данной теме вы можете прочитать, если обратитесь к нашей тематической подборке «Молодые специалисты»).

Заключение

Удержать молодого специалиста возможно. Просто нужно приложить чуть больше усилий и помнить, что молодой специалист нуждается в помощи (порой юридической или психологической) и поддержке адми­нистрации и коллег.

Это важно
Позаботьтесь о молодых специалистах, и они с удовольствием будут сеять ра­зумное, доброе, вечное, принося славу вашему учреждению.

2344 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 1)

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими директорами встает проблема выбора тем заседаний педагогического сов...
№ 7 (151) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 741
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок