В зоне повышенного внимания – вопросы обучения и воспитания детей с аутистическими проявлениями

В зоне повышенного внимания – вопросы обучения и воспитания детей с аутистическими проявлениями

Ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, установленный Генеральной Ассамблеей ООН в 2008 году.

196 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Аутизм характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. До сих пор неизвестно, что является причиной его возникновения. Существуют разные теории, но ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства.

Из общего количества детей, состоящих на учете в республиканском банке данных о детях с особенностями психофизического развития, дети с аутизмом составляют 1,9 процента. По состоянию на 15.09.2022 это 3 378 человек, что почти в три раза больше по сравнению с 2017 годом (1 195 человек).

В зависимости от структуры и степени тяжести нарушения дети с аутизмом могут обучаться и воспитываться: по образовательной программе дошкольного образования (в обычной группе учреждения образования, реализующего образовательную программу дошкольного образования, с возможностью получения коррекционно-педагогической помощи); образовательным программам общего среднего образования (в обычном классе, классе совместного обучения и воспитания учреждения общего среднего образования с возможностью получения коррекционно-педагогической помощи); образовательным программам специального образования (в специальных детских садах, в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в специальных школах и школах-интернатах, в специальной группе, санаторной специальной группе, группе интегрированного обучения и воспитания, санаторной группе интегрированного обучения и воспитания учреждения дошкольного образования, в специальном классе, классе интегрированного обучения и воспитания учреждения общего среднего образования).

В учреждениях образования создается особая адаптивная образовательная среда для данной категории обучающихся. Имеются зоны отдыха (уголки уединения), оформляется индивидуальное рабочее место, осуществляется визуализация расписания, действий, распорядка дня и т.д.

Широко применяются средства альтернативной и дополнительной коммуникации (коммуникативные карточки PEСS, Лёб-система, коммуникативные альбомы, пиктограммы, различные технические устройства и др.).

С 2016 года по инициативе Министерства образования внесены изменения в квалификационные характеристики должностей «воспитатель дошкольного образования» и «воспитатель», что позволило обеспечить персональное сопровождение в образовательном процессе ребенка с аутизмом.

Указанные специалисты организуют деятельность ребенка на учебном занятии, оказывают помощь в соблюдении распорядка дня, режима занятий, обеспечивают индивидуализацию образовательного процесса, ассистирование при выполнении ребенком всех видов заданий на учебном занятии, участвуют в создании адаптивной образовательной среды, организуют взаимодействие ребенка со сверстниками, осуществляют контроль и коррекцию поведенческих нарушений, связанных с аутистическими проявлениями.

В 2022 году в учреждениях образования «Минский городской педагогический колледж», Волковысский колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» впервые осуществлен прием по новой специальности среднего специального образования «Педагогическое сопровождение» (квалификация «Воспитатель»).

Реализуются мероприятия Дорожной карты создания в Республике Беларусь отечественной школы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра на 2021 – 2025 годы.

Ежегодно к Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, среднего специального и высшего образования республики проводятся различные образовательные мероприятия. Не исключением является и 2023 год.

В мероприятиях принимают участие дети с аутизмом и их родители, дети, не имеющие особенностей психофизического развития и их родители, педагогические работники, учащиеся колледжей, студенты учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров.

В период с 27 марта по 17 апреля участием в различных акциях, выставках, конкурсах, обучающих курсах, семинарах, флешмобах, информационных часах, тренингах и других мероприятиях планируется охватить более 70 тыс. участников образовательного процесса.

Вопросы обучения и воспитания детей с РАС находятся в зоне повышенного внимания и контроля Министерства образования.

Источник: Министерство образования Республики Беларусь

196 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Мама, можно я поиграю? Плюсы и минусы гаджетов для детей

Одни родители уверены, что их ребенок начнет смотреть мультики не раньше детского сада, а смартфон возьмет в руки только в школе. Другие, наоборот, буквально с пеленок ис...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 193
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок